Современная реформа гражданского законодательства: понятие и основные этапы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная реформа гражданского законодательства: понятие и основные этапы.



 

Концепция развития гражданского законодательства 2009 г.: Одобрена Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 октября 2009 г. Разработана на основе Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. – № 29 (часть I). – Ст. 3482.

Проект изменений в Гражданский кодекс принят в первом чтении http://www.consultant.ru/law/hotdocs/17947.html/

https://www.garant.ru/actual/reforma-gk/

 

Реформа гражданского законодательства в России проводится в рамках Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации подготовлена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и одобрена 07.10.2009 года. Цели разработки Концепции были определены Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Они состоят в следующем:

1) дальнейшем развитии основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;

2) отражении в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;

3) сближении положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;

4) использовании в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

5) поддержании единообразного регулирования гражданских отношений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств;

6) обеспечении стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Естественно, что при разработке Концепции были использованы материалы на циональных проектов и стратегии экономического развития страны, а также учтены уроки финансово-экономического кризиса и потребности обеспечения национальных интересов в условиях растущей глобализации.

Первый вариант Концепции, включающий в себя в общей сложности 660 страниц текста, был по мере разработки опубликован частями на сайте Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, а также в ряде журнальных изданий, в том числе в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», и подвергся широкому обсуждению в Москве, СанктПетербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, в ряде вузов, научных учреждений, министерств и ведомств, в высших судах страны. Замечания и предложения, в том числе поступившие от Государственно-правового и Экспертного управления Президента России и Правительства Российской Федерации, были тщательно проработаны и в значительной степени учтены при доработке Концепции. Доработанный и существенно сокращенный вариант Концепции был представлен Президенту Российской Федерации в срок, установленный Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г.

На заседании Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, которое состоялось 7 октября 2009 г. под председательством Президента Российской Федерации, Концепция была одобрена. В этом виде она и публикуется в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

На заседании Совета было поддержано предложение о совместной работе специалистов стран Содружества Независимых Государств по совершенствованию гражданского законодательства с целью сохранения гармонизации этого законодательства в странах СНГ.

 

Структура Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Концепция состоит из:

· введения;

· общих положений Гражданского Кодекса РФ (гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; юридических факты; недействительность сделок; представительство; исковая давность);

· законодательства о юридических лицах;

· законодательства о вещных правах;

· законодательства об обязательствах (общие положения);

· законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках;

· законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальных правах);

· законодательства о международном частном праве.

Во введении повествуется о том, что:

1) Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

2) Концепция исходит из того, что за время, прошедшее с начала 90-х гг. прошлого столетия, в России в основном сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1994–2006 гг. (Гражданский кодекс, ГК) — система принципиальных и наиболее важных правовых норм, являющихся в значительной части общими для всего гражданского законодательства и в определенной части — для российского законодательства вообще (нормы о субъектах гражданского права, о собственности, о защите нематериальных благ и др.).
Гражданский кодекс России прошел проверку временем, обширной практикой применения (прежде всего судами) и объективной доктринальной оценкой. Интересы стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства и бережного сохранения на будущее большинства его норм. Поэтому Концепция не предполагает ни новую кодификацию отечественного гражданского законодательства, ни даже подготовку новой редакции ГК.

3) Вместе с тем с начала 1990-х гг., когда стало создаваться действующее гражданское законодательство и когда была разработана и принята определяющая его принципиальное содержание часть первая ГК (1994 г.), в стране произошли важные экономические и социальные преобразования, не получившие должного отражения в этом законодательстве.
В 1992–1994 гг. Россия еще только встала на путь создания частной собственности и рыночной экономики, и хотя из гражданского законодательства было устранено все, что воплощало планово-административную регламентацию имущественных отношений, такое их регулирование, которое в полной мере отвечало бы потребностям социального государства с развитой рыночной экономикой, тогда еще не могло быть создано. В особенности это сказалось на регулировании отношений, образующих статику гражданского оборота, составляющих как бы «матрицу» для его динамичного развития, — на определении организационно-правовых форм и статуса юридических лиц, видов и содержания вещных прав на имущество. Практически вне ГК по прежней «советской традиции» находится регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, состав- ляющего основу гражданского оборота, — земли и других природных ресурсов. Притом регулирование это оказалось весьма запоздалым и несовершенным: первый Земельный кодекс Российской Федерации был принят только в конце 2001 г. и за прошедшие 7 лет почти 40 раз подвергался серьезным изменениям.
Многочисленные, в том числе серьезные экономические, правонарушения на стадии становления рыночной экономики, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную для новых условий завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, законные проценты, уступка требований и перевод долга, залог и др.
В условиях демократического правового государства свобода и многовариантность экономического поведения участников гражданского оборота с самого начала предопределили в новом гражданском законодательстве России многообразие опосредующих этот оборот правовых норм и используемых в нем правовых средств. Однако в последующие годы обширная практика применения этого законодательства судами показала, что многие общие положения ГК нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых не может быть восполнено судебным толкованием.
Кроме того, интенсивное развитие экономики вообще и финансового рынка в особенности требует адекватного этому развитию регулирования ценных бумаг и финансовых сделок. Научно-технический прогресс вообще и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в частности диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных правах). Активные и результативные усилия, предпринятые в последние годы в рамках Европейского союза по развитию коллизионного права, побуждают к сопоставимым изменениям отечественного международного частного права.

4) Сказанным определяются основные цели и соответствующие этим целям основные направления развития российского гражданского законодательства, предусматриваемого Концепцией. В основу формирования этих направлений в Концепции положено выявление и обобщение многочисленных конкретных потребностей совершенствования гражданского законодательства. При этом главная роль в реализации таких направлений в Концепции отводится модернизации Гражданского кодекса, прежде всего его первой части как закона, определяющего предмет и принципы гражданского права и устанавливающего общие и наиболее важные правила гражданско-правового регулирования. На базе и с учетом предлагаемых в ГК изменений в Концепции намечен ряд серьезных изменений других федеральных законов, в том числе путем преобразования правовых институтов и отдельных отраслей законодательства.
Такой подход соответствует Указу Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г., предусматривающему разработку на основе Концепции в 2009–2010 гг. законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс (пункт «а» статьи 3). Вслед за этим в течение 2011–2012 гг. следует проделать большой объем работы по приведению в соответствие с Концепцией и с вытекающими из нее изменениями ГК обширного массива российского законодательства.

5) К настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера.
В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК), следует включить корпоративные отношения. Этим в известной мере условным названием охватывается уже достаточно четко обособившаяся группа интенсивно развивающихся отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанные с таким участием обязательства. Определение корпоративных отношений в качестве особого предмета гражданско-правового регулирования будет способствовать выявлению стабильных закономерностей их регулирования и дальнейшей кристаллизации этих закономерностей в виде соответствующих общих норм гражданского законодательства.
В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права, имеющих своей основой право собственности и объединённых развернутой системой общих норм вещного права. Несмотря на то что в условиях демократического общества, развитого рынка и правового государства эти институты должны составлять основу и ядро стабильности гражданского права, в действующем законодательстве многие из них отсутствуют, а другие лишь намечены «пунктирно» с серьезными при этом искажениями. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства.

6) Развитие экономики и становление гражданского общества требуют использовать все возможные меры и средства гражданского законодательства, чтобы обеспечить добросовестное и надлежащее осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей.
С этой целью в Концепции предлагается широкий спектр мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, — введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права, конкретизация лишаемых правовой защиты «иных форм злоупотребления правом», введение в ГК института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, существенная модификация многих норм о недействительности сделок и др.
Этой же цели должны служить многочисленные намеченные в Концепции шаги по усилению и повышению эффективности гражданско-правовой ответственности. В числе многих предложенных в Концепции с этой целью мер введение солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (пункт 3 статьи 53 ГК), возможность «снятия корпоративных покровов» по статье 56 ГК независимо от наступления несостоятельности юридического лица, установление ответственности юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц, значительное усиление ответственности банков за ненадлежащее осуществление расчётов, ответственность без вины за передачу поддельной ценной бумаги и др.
Концепция содержит также ряд положений об усилении компенсаторной функции гражданского законодательства, значение которой выходит за рамки гражданско-правовой ответственности и которая направлена главным образом на поддержание стабильного гражданского оборота. С этой целью предусмотрено введение общих правил об исчислении и возмещении «абстрактных убытков», о случаях и условиях компенсации правомерно причиненных убытков и др.

7) Центральное место в Концепции занимают положения, предусматривающие для развития и эффективного функционирования экономики дальнейшее детальное развитие гражданского законодательства путем восполнения обнаружившихся в нем пробелов, превращения в общие нормы (генерализации) ряда имеющихся частных правил, пополнения законодательства новыми институтами, уточнения норм, допускающих неоднозначное толкование.
Так, ряд новых для действующего законодательства вещных прав предлагается ввести в раздел II ГК. Предусматривается пополнение ГК правилами о публичных акционерных обществах, нормами о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системой норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и договоре вклада драгоценных металлов и т. д.
Особо важными для развития гражданского законодательства являются положения Концепции, предусматривающие создание в ГК новых общих правил либо придание более широкой сферы действия нормам, уже установленным ранее в ГК для отдельных видов отношений. По существу, должны быть заново созданы и помещены в ГК общая часть вещного права, общие нормы о государственной регистрации имущественных прав, о ценных бумагах и об их обращении. Подлежат превращению в общие нормы многие правила, пока специально установленные только для АО или только для ООО, нормы, пока предназначенные только для ипотеки, уже упоминавшееся правило об «абстрактных» убытках, действующее пока лишь для отношений по поставке, и многие другие специальные правила гражданских законов.
Весьма значительной и часто скрупулезной детализации Концепция предлагает подвергнуть многие нормы общей части обязательственного права. Почти все предложения на этот счет, содержащиеся в Концепции, представляют собой выводы из анализа обширнейшей практики применения соответствующих норм арбитражными судами либо заимствование удачных решений, найденных при кодификации принципов договорного права в рамках УНИДРУА, в Европейском союзе.

8) В Концепции предлагается несколько по-иному взглянуть на соотношение частных и публичных элементов в гражданском праве. Поиск баланса между указанными элементами характерен для всей истории развития гражданского права. Концепция предлагает свое видение этого баланса, основанное на достижениях европейской доктрины частного права и учитывающее отечественные реалии, которые отражаются в судебной практике.
В ряде случаев предлагается отказаться от публичных элементов регулирования в пользу частноправовых подходов. Таковы предложения об отказе от санкции конфискационного характера, содержащейся в статье 179 ГК, и об ограничении сферы применения аналогичной санкции для противонравственных сделок (статья 169 ГК). Сюда же относятся правила, допускающие соглашения участников хозяйственных обществ. На это направлено и ограничение круга ничтожных сделок, смещение акцента на оспоримость сделок, когда лишение их юридической силы зависит от частной воли участников правоотношения.
Однако это не означает, что Концепция ориентирована только на усиление частноправовой составляющей. В общих интересах всех участников гражданского оборота, в интересах общества в целом влияние государства и как законодателя, и как судебной власти на содержание и состояние гражданского правопорядка в стране должно быть значительно усилено. По целому ряду вопросов предлагается ужесточение регулирования, придание ему большей императивности. Особенно это проявляется в вещном и корпоративном праве. Предлагаемая защита владения, четкие правила о способах защиты вещных прав и иные предложения по проблемам вещных прав направлены прежде всего на создание системы регулирования, в которой свобода усмотрения сторон ограничивается в интересах стабильности оборота и предсказуемости принадлежности правовых благ. В корпоративном праве предлагается ужесточить требования к регистрации юридических лиц, требования к видам и размеру вкладов в уставный капитал, допустить использование корпоративных форм, ограничивающих ответственность учредителя по долгам юридического лица, лишь при условии существенного вклада учредителя в уставный капитал.
При этом Концепция исходит в целом из того, что гражданское право является правом частным и частноправовой метод регулирования должен в нем преобладать, что не исключает применения средств воздействия публичного (административного, уголовного) права, предусмотренных соответствующим законодательством.

9) В особое направление предлагаемого Концепцией развития гражданского законодательства можно выделить те ее положения, непосредственной целью которых является обезпечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота.
Ряд таких положений Концепции направлен на упорядочение системы гражданского законодательства. Предлагается в принципе отказаться от «трёхуровневой» системы гражданских законов, когда между ГК и развивающими его специальными законами предполагается создать «прослойку» в виде законов общего характера (о реорганизации юридических лиц, о собственности и т. п.). Необходимо сократить число законов об отдельных видах юридических лиц путем консолидации ряда таких законов (законов об АО и об ООО, законов о кооперативах) или даже полной отмены некоторых законов с перенесением отдельных норм в ГК (многие законы о некоммерческих организациях). Надо упорядочить образовавшееся в законодательстве нагромождение плохо согласованных норм о залоге, необходимы существенные исправления на уровне «юридической азбуки» в законодательстве о железнодорожном и внутреннем водном транспорте.
При совершенствовании ГК и других актов гражданского законодательства необходимо обратить внимание на чёткость и ясность используемых правовых конструкций. Так, можно без ущерба для дела упразднить конструкцию ЗАО, целесообразно установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в анализе и коррекции нуждаются такие организационно-правовые формы юридических лиц, как «госкорпорация» и «госкомпания».

10) При реализации Концепции все вытекающие из нее шаги по изменению ГК и других актов гражданского законодательства должны делаться таким образом, чтобы не создавать для участников гражданского оборота неоправданных препятствий и трудностей в их деятельности, осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей. Для воплощения новых норм в жизнь должны быть разработаны переходные положения, обеспеченные необходимыми гарантиями, в том числе значительными переходными периодами.

 

В соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71). На основании ч. 1 ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Акты гражданского законодательства базируются на Конституции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

 

Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в XX в. (в 1994 и 1995 гг.), а две - в XXI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились многочисленные изменения и дополнения.

Гражданский кодекс России состоит из 1 551 статьи и разделён на 4 части, 7 разделов и 77 глав.

1-я часть включает в себя 3 раздела и 29 глав.

2-я часть – 4 раздел, главы с 30-й по 60.

3-я часть – 5 и 6 разделы, главы с61-й по 68.

4-я часть – 7 раздел, главы с 69-й по 77.

ГК по-другому ещё называют экономической конституцией страны.

Первая часть Гражданского кодекса (принята в 1994 году, действует с 1 января 1995 года) устанавливает общие начала гражданского законодательства, регулирует гражданские права и обязанности, даёт определение юридических лиц, доверенности, представительства, исковой давности, права собственности, защиты прав собственности и других вещных прав, сделок и договоров, обезпечение обязательств.

Вторая часть Гражданского кодекса (принята в 1996 году и действует с 1996 года) регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах. Многие нормы этой части кодекса являются диспозитивными, то есть, могут быть по желанию изменены сторонами сделки

Третья часть кодекса (принята в 2001 году, действует с марта 2002 года) регулирует вопросы наследования и международного частного права, в частности, статьи данной части устанавливают порядок открытия наследства, порядок наследования по закону и по завещанию Статьи кодекса (с 1186 по 1224), посвящённые международному частному праву регулируют правовое положение иностранцев в России, различные вопросы осуществления сделок с участием иностранцев

Четвертая часть кодекса (принята в конце 2006 года, действует с января 2008 года) содержит статьи, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, сроки действия исключительных прав на произведения, изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности.

Текст ныне действующего ГК с изменениями и дополнениями – по состоянию на 03.08.2018 г.

Значение Гражданского кодекса России в том, что он являетсяважнейшим источником гражданского права, Кодекс - это документ, имеющий высшую юридическую силу в сфере регулирования гражданских правоотношений, заключения сделок, договоров, авторского, патентного и иных прав.

В настоящее время ГК находится в стадии совершенствования. Было 7 концепций по совершенствованию ГК. 7 октября 2009 года была утверждена действующая концепция ГК.

В 2013-2015 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо "технические" исправления некоторых норм, так и в целом на приведение ГК РФ в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

Несмотря на то, что изменения в ГК РФ вносились "серийно" различными федеральными законами, основные поправки были внесены Президентом РФ на рассмотрение Госдумы 13 апреля 2012 года единым законопроектомт1, который в процессе рассмотрения данный законопроект был разделен на несколько частей, с чем и связаны различные сроки вступления в силу изменений.

В частности, в 2013 году в ГК РФ были внесены следующие изменения:

· введение конфискации имущества коррупционеров;

· изменение порядка обязательного страхования пассажиров;

· снятие ограничений на выпуск облигаций;

· усовершенствование порядка создания и функционирования ассоциаций;

· определение принципа добросовестности;

· уточнение порядка государственной регистрации прав;

· уточнение понятия злоупотребления правом и введение ответственности за ущерб от правомерных действий власти;

· изменение порядка использования имени и псевдонима гражданина;

· введение возможности ограничения дееспособности лиц, имеющих пристрастие к азартным играм;

· регламентация порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица;

· введение понятия "информационный посредник", определение его прав и обязанностей;

· изменение порядка установления вознаграждений за использование объектов авторских и смежных прав;

· внесение изменений в определение кладов, которые подлежат передаче в государственную собственность;

· приведение норм ГК РФ в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

· внесение изменений в связи с ликвидацией ФСФР России (Федеральная служба по финансовым рынкам);

· введение понятия согласия на совершение сделки;

· повышение размера суммы сделки между гражданами, для которой требуется соблюдение простой письменной формы;

· ограничение возможности оспаривания сделок по формальным основаниям;

· уточнение максимального срока исковой давности;

· изменение порядка исчисления сроков исковой давности;

· определение порядка принятия решения собраниями, а также последующего их оспаривания;

· продлены сроки исковой давности по делам о возмещении вреда в результате терактов и т.д.

В 2014 году произошла реформа главы 4 "Юридические лица". Также реформированию подверглась часть IV части ГК в следующих частях: общие положения; авторское право; смежные права; патентное право; право на топологии интегральных микросхем и на секрет производства (ноу-хау); права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В 2015 году произведена реформа обязательственного права в ГК РФ в следующих частях: общие положения; понятие обязательства; исполнение обязательства; обеспечение исполнения обязательств; ответственность за нарушение обязательств и их прекращение; понятие и условия договора; заключение, изменение и расторжение договора.

 

03.04.2012 г. в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проект разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". При его подготовке также принималось во внимание действующее за рубежом правовое регулирование.

По мнению законодателя, содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений ГК позволяют говорить о его существенной модернизации, прежде всего части первой, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.

Данный проект Федерального закона является результатом четырехлетней работы и направлен на решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по обеспечению преемственности между действующим в России Гражданским кодексом и будущими изменениями, направленными на повышение его эффективности. Также следует обратить внимание на то, что текст законопроекта является компромиссным и учитывает многочисленные принципиальные замечания и предложения, поступившие от Министерства экономического развития России и других федеральных министерств и ведомств, а также от рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации.

Можно констатировать, что предусмотренные законопроектом изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации позволят устранить существенные проблемы и пробелы, существующие в настоящее время в правовом регулировании гражданских отношений, а также обеспечить совершенствование и систематизацию гражданского законодательства.

 

126. Гражданское правоотношение: субъекты, объекты, содержание, виды.

 

Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.05 с.)