Сравнительно-историческое Языкознание в середине 19 века (натуралистическое направление). Лингвистическая концепция А. Шлейхера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительно-историческое Языкознание в середине 19 века (натуралистическое направление). Лингвистическая концепция А. Шлейхера.



Возникновение натуралистической концепции в языкознании связано с бурным развитием в Европе в середине XIX в. естественных наук, прежде всего того их ответвления, которое принято называть точными науками. Основоположник натуралистического направления – Шлейхер.

Основные работы: «Теория Дарвина и наука о языке», «Компендий», «Значение языка для естественной истории человечества».

Основные положения концепции: сближает жизнь языка с жизнью живых существ, организмов; язык - явление природное, живет и развивается по законам, что и другие организмы (рождение, период роста, старения). Языки, или «языковые организмы», по Шлейхеру, возникли естественным путем, независимо от человеческой воли, они не есть дело рук человеческих. Язык не зависит от говорящего человека, т.к. человек не может ничего изменить в нем по своему усмотрению.

ЯЗ должно относиться к естественным наукам (более точным, чем история и филология). Разграничивает ЯЗ и филологию. Языкознание — наука естествоведческая, а филология — наука историческая. Объект языкознания — язык как природное, этологическое образование, как нечто независимое от воли людей; объект филологии — созданные людьми культурные памятники. Если ЯЗ естест.наука, то д.б. научный аппарат, терминология, что и у точных наук. Переносит на языковую стратификацию ботанических объектов Дарвина, т.е. их поуровневую классификацию. Как в ботанике, зоологии выделяется последовательно семейство-вид-подвид-индивид, так и линг-ке выделяется яз.семья-группа-подгруппа-конкр.яз/диалект. Идея Шлейхера оказывается научной утопией, т.к. за значительный период, который видел в развитии индоевроп.яз, они разошлись настолько, что выявить праязык невозможно. Шлейхер выстраивает теорию яз.развития, отмечает определенные стадии развития яз. Закладывает основы генеалогической классификации (т.е. изобретает родство языков в виде гносеол дерева: корень –праязык; все языки, которые произошли от одного языка образ языковое дерево, которое делится на языковые ветви).

В основу типологической классификации кладет различие в выражении ими значений и отношений. Каждое слово характеризуется 2 параметрами: 1. значение, ЛЗ (выражается корнем); 2. Отношение (выражается аффиксами, флексиями) - ГЗ.

Выделяет 3 типа языков: 1. изолирующие: языки, в словах которых выражено одно ЛЗ, слово=корню. Нет словоизменительных аффиксов, ГЗ находится в засловном пространстве, выражается порядком слов, интонацией (древне китайский).

2. склеивающие: Языки, в которых в слове находит свое выражение отношение и значение. В слове значение и отношение образуют некий целостный комплекс, который хар-ся спаянностью корня и аффикса, выраженного ГЗ. Слово= корень + агглютинативные аффиксы. Аффикс, который выражает ГЗ в словах однозначны, механически приклеиваются к корню, морфемные швы в этих языках чистые - не видно явлений фузии. (финоугорские, тюрские, татарск, казахск, башкир).

3. флектирующие: Языки, в которых находим единство взаимодействия значения и отношения, которые присутствуют в слове, но с/изменит-ые аффиксы тесно связаны с корнем, на стыке корня и аффикса наблюдаем явление фузии, т.е. тесное взаимодействие (ист чередов: пеку-печёт; фонет чередование: рука-руке).

Распределяет все языки на 2 типа: 1. Синтетические (значение и отношение выражаются в одном слове). 2. Аналитические (значение и отношение выражаются разными словами).

Шлейхрассм 3 типа языков в качестве трёх стадий их развития. Считал, что языки развиваются по гегелевской триаде: тезис-антитезис-синтез.

1 этап (изолирующий) тождество значения и отношения в слове не дифференцированно, т.к есть только значение.

2 этап: дифференциация значения и отношения.

3 этап: значение и отношение выражены дифференциально + находятся в тесной связи. Далее язык умирает:(

Сильные стороны Шлейхера: развитие системного подхода к изучению языка; создал два вида классификации языков: генеалогическую и типологическую; поставил ряд теоритических проблем: проблема языковой типологии, происхождения праязыка: генетическое и географическое варьирование языков.

Слабые стороны: исключение языков из соц сферы; слишком прямолинейно перенос законы растительного и животного мира на язык; его теорию можно назвать утопией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.004 с.)