Предмет и задачи языкознания. Структура лингвистической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи языкознания. Структура лингвистической науки.



ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Языкознание - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках как его индивидуальных представителей (Ярцев).

Объект - конкретный язык или группа родственных языков, а также человеческий язык вообще (частное и общее языкознание). Изучать человеческий вообще возможно, потому что у всех языков есть общие признаки: словарный состав, грамматику, все языки связаны с обществом, с культурой.

Задачи:

Частного языкознания: описать грамматический строй, лексический состав данного языка или группы родственных языков. Объяснить происхождение, историю развития, формирования. Они носят более концептуальный характер.

Общего языкознания: возникновение языка, объяснить внутреннее устройство, законы развития (языковые, вне языковые законы), выявить связь языка и мышления, роль языка в жизни общества, его функции, установить сходства и различия между человеческими языками, критерии классификации языков мира (генеалогическая, морфологическая, типологическая), разработка лингвистической терминологии, разработка методов изучения.

Предмет: теоретические проблемы, которые сформулированы в задачах.

Лингвистический метод - совокупность научно-исследовательских приёмов и процедур, базирующихся на определённой лингвистической теории, на определённом аспекте изучения языка (синхронный и диахронный, собственно языковой и речевой).

Основы науки о языке складывались исторически. То, как складывались методы изучения - предмет истории языкознания.

Разделы теории языка, языкознания:

1. История языкознания, лингвистических учений.

2. Теория языка. Объёмы внутреннего устройства (язык - это система, которое развивается не только внутри системы, но и связаны с развитием общества). Знаковая природа языка (любую информацию можно передать с помощью языка), двойственная порода языка: это социальное и индивидуальное явление (язык и речь).

3. Проблема изучения лингвистических методов. Как складывались методы, чем отличаются, конкретные методы, их использование.

Общее и частное языкознание тесно связаны. До 19 века существовало только частное языкознание, потому что надо было изучить конкретные языки, чтобы теоретически обобщить теорию. Использовались общенаучные методы, философские. Для общего языкознания потребовались новые методы: сравнительно-исторический (лингвистический). С появлением общего языкознания появился метаязык, инструментарий, второе позволили описывать внутреннее устройство языка.

 

ОСНОВЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ.

Критерии периодизации:

1) Внешний критерий (хронологический принцип – конкретная датировка конкретных периодов).

2) Внутренний критерий (обратить внимание на то, какой подход в изучении языка в этот период был приоритетным).

Все становление науки разделилось на 2 периода:

I.  Донаучный период (с древности до начала 19 века).Такой подход недостаточно корректный, потому что в этот период уже были заявлены важные проблемы. Уже древние греки задумали о вопросе происхождения человеческого языка, заложили основы терминологии, задумали о проблеме наименования (как вещь получила свое название).В древней Индии были уже предложены образцы морфемного анализа, ввели понятие нулевой флексии. Гумбольдт обозначил базовые теоретические понятия.

II. Научный период (с 19 века).

Этапы

АНТИЧНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

Изначально является составной частью философии. Некоторые открытия в области языка сделаны древнегреческими философами.

Чаще всего понимают греко-латинскую цивилизацию. (Древ. Греция+ Древ. Рим 4-5 в до н.э.).

Философский подход к языкознанию. Проблема происхождения человеческого языка, проблема взаимоотношения слов и вещей. Создан ли язык по природе или по установлению. Рассматривали проблему происхождения, взаимоотношения слова и вещей, грамматическое учение.

Теория наименований волновала греков и велась в 2-ух направлениях:

1) Связь между словом и предметом природная

2) Связь между словом и предметом условная

Теории происхождения:

1. Фюсеисты (природная теория).

К ним относится Гераклит и его последователи.

Связь между словом и вещью - природная, свойства вещи отражается в названии. Природа сама создала имена.

Фюсеисты опирались на звукоподражательные слова и на звукосимволизм.

Доказательства:

1.Они полагали, что в звуковой оболочке слова отражается впечталение, которые человек получает от вещи.

Н: М’эл (мед) – приятно и сладостно действует на наш слух, как и мед действует на наш вкус.

2.Имя и глагол – есть звуки, а звуки – явления природы.

3. люди не могут произвольно изменить название.

4. проклятие и молитвы действуют на названных людей, потому что их имена связаны с их природой.

2. Тесеисты (по договору, по установлению).

К ним относится Демокрит и его сторонники. –

Они придерживаются мнения, что связь между вещью и именем чисто формальная, условная, люди договорились, что и как называть.

Доказательства:

 1. Если бы все названия давались по природе, то у разных вещей не могло бы быть одинаковых названий. Равноименность (омонимия и полисемия). 

2. Различные имена не могли бы прилагаться к одной вещи. Многоименность (синонимия). 

3. Невозможно было бы переименовывать людей.

4. Многие вещи вообще безымянные, языковые лакуны.

Спор получил отражение в диалоге Платона "Кратил или о правильности имён". В диалоге 3 действующих лица: Сократ, Кратил и Гермоген.

Гермоген - тесеист и Кратил-фюсеист.

Кратил: вещи связаны с природой

Гермоген: человек вмешивается в процесс наименования и имя дается вещи по согласованию.

Сократ старается хронологически дифференцировать разные точки зрения на теорию наименования. Слова сначала творились Номатетом (творцом). Номатет напрямую вкладывал свойство вещи в имя. В этих словах заложены истины (этимоны). Сотворенные на первом этапе имена попадали к людям, люди начинали использовать слова как разменную монету, не задумываясь об истинах, которые были в них сокрыты. Связь между словом и вещью стала условной. Поэтому:

Т зр. Кратила – начальный период возникновения имен.

Т. зр. Гермогена – поздний период наименования.

Сократ: задача этимолога - выяснить истины. В диалоге рассматривается основной принцип наименования - изображение. Механизмы номинации - проблема, поднятая греками. Это заложило основы ономасиологии (принципы номинации).

Античное грамматическое искусство развивается из греческих философских трактатов.

Грамматика – наука

                  - ремесло

                  - искусство.

Задачи грамматики - установление норм л.я., обучение умению читать, писать и понимать прочитанное.

 Аристотеля отмечает, что "грамматика есть искусство понимать поэтов и историков, руководящих формой речи в соответствии с обиходом и аналогией.

Диомед выделял в грамматике 2 части:

1)экзегетика (изъяснительная часть, которая касается чтения)

2)ористика (определительная часть, даёт наставления, разделы части речи, достоинства/недостатки стиля).

Грамматика и грамматическая наука должны быть посвещены созданию и интерпретации письменных текстов.

Грамматика вытекает из философии находится под влиянием логики, потому что языковые категории заменяются логическими.

Аристотель – создатель грамматического учения, создатель формальной логики, основоположник логического направления в языкознании. 

Рассматривает язык как проявление сложившийся системы деятельности. Язык - отдельный предмет исследования.

Закладывает основы системного изучения языка (из звуков строятся слогисловапредложения).

В поэтике разрабатывает грамматическую терминологию и выделяет (элемент, слог, союз, имя, глагол, член, артикль, предлоги, падеж), учение о частях речи.

Спорит с Платоном, истина и ложь заключены в построении предложения, само слово не может быть не истинным, не ложным.

Под словом понимает символ, который представляет собой единство психического и звукового представления человека.

Выделяет 4 части речи:

•   имя - субъект суждения, слово, о котором что-то утверждается, не имеют оттенков времени, имеют род.

•   глагол - предикат, слово, которое называет, что утверждается об имени, имеет время.

 Глагол и имя могут варьироваться, иметь падеж.

АЛЕКСАНДРИЯ

Грамматическое искусство больших успехов достигло в Александрии. Представители: Дионисий Фракиец, Деметрий Хлор, Аристарх Самофракийский. Они создали грамматич. учение.

Практические цели: стремление создать такую грамматику, которая смогла бы сохранить в чистоте язык Гомера.

Грамматическая концепция александрийской школы (по Дионисию Фракийскому): - Грамматика есть осведомленность о том, что говорится у поэтов и прозаиков.

- Грамматика есть осведомленность в текстах, а с другой - систематическое руководство в построении речи.

2 части в грамматике у Дионисия: звуки речи и грамматическая классификация слов. Предложение как соединение слов, выражающих законченную мысль. Понятия дифтонгов и монофтонгов, акустические особенности звуков (плавные и аффрикаты), описывает комбинаторные изменения. 

Дионисий выделял 8 ЧР:

 1. Имя - склоняемся часть речи, которая обозначает тело или бестелесную вещь. Может служить названием однородных предметов, мб нарицательными и собственными. Род, число, 5 падежей (прямой, родительный, дательный, винительный и звательный).

2. Глагол. Беспадежная часть речи, которая может принимать время, лицо и число. Выражает действие или страдание.

3. Причастие (причастно имени и глаголу)

4. Местоимение

5. Наречие

 6. Предлог –соединение слов, выражающих законченную мысль.

 7. Союз

8. Член (артикль)

Александрийские грамматики - исчерпывающая система синхронического описания грамматики греческого языка.

Античное языкознание положило начало грамм теории классификации слов, заложило учение о грамм категориях; создаются первые синхронические нормативные грамм-ки; заклад основы лингв терминологии.

НЕДОСТАТКИ Антич периода: зависимость языкознания от философ и логики (умозрит-ть, недостаточ опоры на факты самого яз); замкнутость на одном яз – греч.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (С 14 ПО 18 В.Н.Э.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГРАММАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ «ГРАММАТИКИ ПОР-РОЯЛЯ»).

Это период великих географических открытий, расширяются торговые пространства. Знак-во с другим языками приводит к расширению лингв кругозора. Создаются первые норматив грамм-ки и первые толков словари. Этому способствуют технические достижения, например, книгопечатание. Сам язык становится объектом изучения. Языковой материал начинает сравниваться для выявления общих черт, чтобы заложить основы типологической классификации языков. Данте «О народной речи» ставит вопрос о литературном и народном языке. (Итал. Яз – родной, «Божественную комедию пишет на итал, а не на латыни).

Языковой материал начинает обобщаться в 2 направлениях: генеалогическом и типологическом.

15-16 века. Создаются грамматики венгерского, немецкого, английского, нидерландского, японского. Раме создает грамматику французского. И. Фёдоров работает над созданием «Букварь правильного чтения по слогам».

В 16 веке обобщается языковой материал, языки начинают сравнивать между собой с целью выявления их родства (генеалогическое направление); с целью выявления общих черт (типологическое обобщение). Повышается интерес к изучению древних языков: латинский, древнегреческий.

    Скалигер – голландский лингвист, 1599 г. «Рассуждения о языках европейцев». Сводит европ. Языки к 11 группам. Каждый язык имеет материнский язык (древний). Объединяет их на основе общности лексического фонда. Сравнивает лексему, называющую имена богов. Выделяет 11 групп и базовые ветви: латинский, греческий, германский, славянский и 7 языков-матерей албанский, татарский, финский, ирландский, венгерский, басский, брицкий (финск. и венг. на самом деле родственные).

    Ломоносов «Письмо о сходстве и переменах языков». Оказывается методически прозорливее Скалигера. Отмечает, что нужно брать не любую лексему, а наиб. Древнюю, самую основную. Выделяет родственные и неродственные языки.

Особую роль сыграли сравнительные словари. «Сравнит Словарь языков и народов, собран десницей высочайшей особы» ПаллАса (при участии Ек 2). Включает в себя 185 слов почти по 200-м языкам и диалектам Азии и Европы. Словарь Аделунга и Фатера «Митридат». В качестве иллюстративного материала приводится «Отче наш» почти на 500 языках и диалектах.

17 век. Рациональная философия. Разрабатывается дедуктивный метод – движение от частного к общему. Суть метода: есть языковой материал, из которого выявляются общие тенденции. Появляется мысль о создании общей грамм-ки, которая может быть образцовой. Френсис Бэкон «О достоинстве усовершенствовании науки» («Новый органон») 1605 г: необх. Создать универсальную грамматику, общую для всех языков. Она была бы свободной от недостатков частных языков и была бы вместилишем людских мыслей.

Грамматика Пор-Рояль.

1660 год А. АрнО, К. Лансло «Всеобщая и рациональная грамматика». Содержит основы искусства речи, которые изложены простым ясным языком: логические основы всего того, что есть общего между всеми языками и главные различия между ними, а также многочисленные замечания по французскому языку.

Эта грамм-ка – попытка осмыслить строение и функционирование естественного чел. языка. Цель: выявить механизмы строения языка, особенности функционирования, построить универсальную грамм систему для всех языков, обобщая факты конкретных языков. Основа - романская группа языков, латинский, греческий. Это грамм-ка логико-типологическая, а не сравнительная.Задачи: 1.  Исследовать природу слов, построение, отношения между словами и их значениями. 2.    Выявить общие универсальные принципы, лежащие в основе строения и функционирования человеческого языка. 3. Выявить соотношение связей между категориями и явлениями языка и категориями мышления.

ПОСТУЛАТЫ ГРАМ-КИ: 1. описательный метод при изучении языка недостаточен, т.к не обладает объяснительной силой; 2. стимулом является признание общей логической основы языков.

Грамматика состоит из 2 частей: фонетическая и грамматическая.

Фонетическая состоит из 6 глав. Звуки, буквы греческого, древнееврейского и пр языков, слогоделение. Из-за того, что авторы - универсалисты, идут по пути обобщения. Авторы пытаются вычленить состав общих для многих языков единиц разных уровней.

В 1-ой части – разводят звук и букву. Звук и буква рассматриваются как языковая абстракция.

Во 2 части исследуются принципы, мотивы, лежащие в основе различных типов слов и предложений. План выражения - нечто данное обществом. План содержания - продукт мышления человека. ПВ пассивен, ПС динамичен. Языковой знак изменчив. Изменчивость проявляется в сдвигах между ПВ и ПС. Слова, которые обозначают предметы мысли: субстантивы, артикли, местоимения, причастия, предлоги, наречия, существительные. Слова, которые обозначают процесс: глаголы, союзы, междометия. Роль этих типов слов в процессе речеобразования. Базовые единицы смысла - нечто, подлежащее утверждение + утверждение.

Выявляют тесную связь языка и мышления. Разводят единицы языка и единицы речи. Мышление происходит с помощью языковых знаков. Каждый язык даёт определённый набор моделей распределения единиц смысла относительно единиц речи.

23 глава - морфология. 24 глава - синтаксис.

Грам-ка Пор-Рояль заложила основы типологического изучения языков. Опираясь на законы логики, авторы пытаются выяснить фундаментальные для всех языков законы строения и функционирования.

6. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА.

ПРЕДПОСЫЛКИ: попытки сопоставительного изучения языков; открытие дедуктивного метода; накоплен большой материал по разным языкам (словари), были созданы нормативные грамматики, словари, европейские ученые познакомились с санскритом.

Предшественники:

1. Ломоносов – «Письмо о сходстве и перемене языков». Отмечает, что нужно использовать не любую лексику, а за основу брать лексику основного словарного фонда. Выделял сродственные и несродственные яз.

2. Уильям Джонс – английский гуманист. 1786 г – доклад «Азиатс. …» - о родстве санскрита с кельтским языком. В этих языках есть сходные звуковые и грамматические соответствия. Эти языки имеют общий предок. Впервые используется понятие «языковая семья». Джонс выделяет индоевропейскую семью.

3. Фридрих Шлегель(1772-1829) – книга «О языках и мудрости индийцев» - 1808 г.

•   Мысль о родстве санскрита с латинским, греческим, персидским, германским языками. Вывел родство на основе общности в словарном составе и грамм строе.

•   Он вводит термин «сравнит грамматика».

•   Считает, что санскрит – праязык, из которого возникли все индоевропейские языки (ложное утверждение). По скольку санскрит – идеальный язык, то и все европейские языки тоже идеальны и гармоничны, т.к. созданы в результате вдохновения. Все языки, которые не явл. Индоевропейскими – не гармоничны.

•   Внес вклад в создание языковой типологии. Создает первую в истории типологич. Морфологич. Классификацию языков, которую потом усовершенствует Август Шлейхер.

Шлегель выделил 3 типа языков:

•   Бесформенные языки – Грамматическая структура не развита (нет словоизменительных аффиксов). А ГЗ выражается порядком слов, интонацией. Изолирующие языки (китайский);

•   аффиксальные языки – ГЗ выражается аффиксами. Они однозначны и механически приклеиваются др к др последовательно. В совр они называются аглюнативные языки (татар, башкир);

•   флективные языки – ГЗ выражается внутренней (ист черед) / внешней (окончание) флексией.

Шлегель делит языки на:

 синтетические (ГЗ определяется с помощью средств, которые находятся в самом слове - флексия, суплетивизм);

 аналитические (ГЗ находится за пределами слова - порядок слов, служеб сл, частицы, предлоги).

Антиномия языка и речи.

У языка двойственный характер. В речевой деятельности носителя языка мы наблюдаем 2 явления: носитель должен владеть системами языка, с другой стороны, речевая деятельность реализуется в конкретных речевых актах. Язык - система, в рамках которой каждая единица языковой системы проявляет себя как часть целого. Язык устанавливает регулирующие системы, предоставляя реализацию актам речевой деятельности носителя. Отдаёт предпочтение изучению речи над изучением языка, именно в живой речи мы наблюдаем истинное существование языка.

Антиномия речи и понимания.

Это различные формы деятельности языка. Слова окончательную определённость получают в речи индивида. Однако, говорящий и слушающий могут по разному воспринимать 1 и тот же предмет. Всякое понимание есть не понимание или неполное понимание. Общаясь, говорящий и слушающий имеют разный жизненный опыт, слушающий может понять по своему говорящего. Но при помощи той же речи, которая есть лучшее средство достижения объективности мысли, люди добиваются взаимопонимания посредством уточнения оттенков мысли и слов, следовательно, язык объективен и в то же время субъективен.

Учение о форме языка.

В. Гумбольдт выделяет в языке внешнюю форму («выражение, которое язык создаёт для мышления», звуковой, грамматический строй) и Внутреннюю форму (способ мышления, приспособленный к особой форме выражения мысли в данном языке, система понятий, отражающая особенности мировоззрения носителей данного языка). Внутренняя форма - выражение национального самобытного мировосприятия, духа народа, воплощенного в языковых единицах. В совокупности внешняя и внутренняя форма языка образуют форму языка.

В рамках современного языкознания внутреннюю форму языка можно рассматривать в 3 аспектах:

1. Гносиологическом. Внутр.форма языка - способ объективации мысли в языке, то, что соединяет понятие со звучанием. Языковая оболочка оформляет мысль. В звуковой оболочек мы видим как определяется передаёт.

2. Этнолингвистический. Внутр. форма языка - национальная специфичность.

3. Системно-структурный.внутренняя организация.

Антропологические направление языкознания. Приписывает воздействующую функцию языку.

Выделил противоречия выявляющие сущность любого языка. Заложил основы системного подхода. Основоположник Антропоцентрического понимания. Дает научное обоснование необходимости генетико-типологического подхода к языку. Гумбольдт теоретически обосновал проблему историзма и национального своеобразия языков. Создал предпосылки для возникновения теории методов лингвистического исследования, успешно развитой в XX в.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Языкознание - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках как его индивидуальных представителей (Ярцев).

Объект - конкретный язык или группа родственных языков, а также человеческий язык вообще (частное и общее языкознание). Изучать человеческий вообще возможно, потому что у всех языков есть общие признаки: словарный состав, грамматику, все языки связаны с обществом, с культурой.

Задачи:

Частного языкознания: описать грамматический строй, лексический состав данного языка или группы родственных языков. Объяснить происхождение, историю развития, формирования. Они носят более концептуальный характер.

Общего языкознания: возникновение языка, объяснить внутреннее устройство, законы развития (языковые, вне языковые законы), выявить связь языка и мышления, роль языка в жизни общества, его функции, установить сходства и различия между человеческими языками, критерии классификации языков мира (генеалогическая, морфологическая, типологическая), разработка лингвистической терминологии, разработка методов изучения.

Предмет: теоретические проблемы, которые сформулированы в задачах.

Лингвистический метод - совокупность научно-исследовательских приёмов и процедур, базирующихся на определённой лингвистической теории, на определённом аспекте изучения языка (синхронный и диахронный, собственно языковой и речевой).

Основы науки о языке складывались исторически. То, как складывались методы изучения - предмет истории языкознания.

Разделы теории языка, языкознания:

1. История языкознания, лингвистических учений.

2. Теория языка. Объёмы внутреннего устройства (язык - это система, которое развивается не только внутри системы, но и связаны с развитием общества). Знаковая природа языка (любую информацию можно передать с помощью языка), двойственная порода языка: это социальное и индивидуальное явление (язык и речь).

3. Проблема изучения лингвистических методов. Как складывались методы, чем отличаются, конкретные методы, их использование.

Общее и частное языкознание тесно связаны. До 19 века существовало только частное языкознание, потому что надо было изучить конкретные языки, чтобы теоретически обобщить теорию. Использовались общенаучные методы, философские. Для общего языкознания потребовались новые методы: сравнительно-исторический (лингвистический). С появлением общего языкознания появился метаязык, инструментарий, второе позволили описывать внутреннее устройство языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.062 с.)