ТОП 10:

Поурочные разработки к разделу учебника «Жили-были буквы»



Поурочные разработки к разделу учебника «Жили-были буквы»

В контексте системно-деятельностного подхода

Предлагаем вам поурочные разработки к первому разделу учебника «Литературное чтение. 1 класс», который называется «Жили-были буквы». Также в поурочные разработки мы включили первый ознакомительный урок по литературному чтению.

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход к образованию, поэтому предлагаемые уроки выстроены в вышеназванном методологическом ключе и ориентируют учителя на формирование структуры учебной деятельности младшего школьника, а именно на развитие у ребёнка основ умения учиться. В каждом уроке вы увидите, каким образом можно работать с целевыми установками, данными на шмуцтитуле учебника, как подвести учащихся к формулировке темы урока, как организовать проблемное изучение нового материала, помочь школьникам сделать свои выводы по уроку, оценить свои усилия, возможности, способности, отрефлексировать удачи и достижения.

 

Раздел «Жили-были буквы»[1]

Урок 1

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях. Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения; ориентироваться в условных обозначениях, находить их на страницах учебника, правильно толковать; ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь».

Метапредметные :

регулятивные : понимать, что такое цели изучения раздела (темы) и где в учебнике они зафиксированы (шмуцтитул), осознавать, что такое учебная задача урока;

познавательные: анализировать структуру учебника, создавать модель структуры одного из разделов учебника;

коммуникативные: знать ранее изученные правила работы в группе, использовать их в своей практической деятельности.

Личностные: осознавать ценность учебной книги для своего образования, бережно относиться к ней, демонстрировать умения правильно листать страницы, убирать книгу в портфель и доставать из портфеля, пользоваться закладкой, выбирать обложку для учебника.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», по одному чистому листу бумаги формата А-4 для каждого ученика, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш и линейка, клей или степлер, образцы обложек для учебников, образцы закладок.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Прослушивание стихов о книгах.

· А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?». Какую ценность представляют собой книги для ребёнка, по мнению автора?

Как бы жили мы без книг?

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

· Ребята, о книгах, о том какую они имеют ценность для человека, рассказывают пословицы и поговорки, созданные русским народом в давние времена. Прочитайте их и подумайте над смыслом каждой из них.

Сама молчит, а сто друзей научить может.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Золото добывают из земли, а знания — из книг.

У Земли спутник — Луна, а у человека — книга.

Выводы учащихся о ценности книг и литературы как учебного предмета.

· Итак, для чего мы будем изучать литературу, какую ценность она для нас представляет?

Урок 2

Тема: В. Данько. «Загадочные буквы»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое выставка книг, как на ней размещаются книги; уметь читать текст цепочкой, в паре и выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы учебника; определять смысл выражения «загадочные буквы», заменять слово «загадочные» синонимами; знать автора и название изучаемого произведения.

Метапредметные :

регулятивные : интерпретировать цели изучения темы, оценивать результаты своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников;

познавательные: уметь заменять модель слова на слово, обозначающее предмет, изображённый на картинке (работа с моделями); уметь считывать информацию с моделей обложек книг, интерпретировать её (работа с информацией);

коммуникативные: толковать учебные задачи урока, сформулированные учителем, осознавать цели изучения темы; уметь договариваться о последовательности выполнения работы в паре;

Личностные:осознавать смысл работы со шмуцтитулом и учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при составлении двустиший о буквах.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).

Ход урока.

Этап целеполагания.

· Сегодня, ребята, нам предстоит пойти ещё дальше. Мы будем не только продолжать знакомиться с учебником «Литературное чтение» и «Рабочей тетрадью» к нему, а будем учиться понимать, что такое цель целого раздела учебника, обсуждать учебную задачу сегодняшнего урока, формулировать её, познакомимся с рубрикой «Твоя библиотека», с увлекательным произведением В. Данько «Загадочные буквы», будем учиться читать это произведение разными способами, обсуждать в парах последовательность выполнения заданий, данных в учебнике, и даже будем пробовать сочинять небольшие стихи о буквах. (Когда учитель произносит эти слова, на доске или на слайде презентации должны появляться соответствующие иллюстрации: изображение шмуцтитула, рубрики «Твоя библиотека», страничка с текстом В. Данько, страничка с вопросами к тексту. Всё это необходимо для того, чтобы школьники имели наглядную опору в процессе целеполагания. Учитель таким образом предлагает образец формулировки разнообразных задач урока. После озвучивания задач урока и показа иллюстраций можно предложить детям рассказать, как они понимают каждую из задач и какой результат в конце урока они должны получить, выполнив хотя бы одну из задач.)

· Вот как много нам предстоит освоить сегодня на уроке. Но вначале откроем с. 3 учебника. Прочитайте ещё раз название раздела, который нам предстоит изучать.

· Как вы думаете, чему может быть посвящён раздел с таким названием, почему буквы «жили-были…», какие произведения должны быть включены в этот раздел, о чём нам они расскажут.

· А теперь, ребята, очень трудное задание. Прочитайте записи, данные на этой же странице. Как вы думаете, что бы это могло быть? (Дети высказывают свои предположения.)

· Ребята, авторы учебника позаботились о том, чтобы работа по этому учебнику была грамотно организована. Для этого они сформулировали цели изучения целого раздела. Зачем, по вашему мнению, авторы сформулировали цели для нас? (Такой вопрос уже был задан школьникам ранее, теперь они повторяют ответ.)

· Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела. Как вы понимаете слова «поразмышляем о том, кто и как может «оживить» буквы»?

· Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Жили-были буквы». Как вы понимаете эту цель? Объясните.

· Чему ещё мы будем учиться? Что, по-вашему, значит «понимать смысл прочитанного»?

· Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещённый внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?

· Итак, мы постарались объяснить с вами основные цели изучения раздела. Это поможет нам контролировать себя на любом этапе, проверять, правильно ли мы всё делаем. Теперь мы можем приступить к изучению материала урока.

Рекомендации для занятий в семье.

В зависимости от того, насколько хорошо ребёнок читает, можно по-разному организовать работу в домашних условиях. Если ваш ребёнок ещё не очень хорошо читает, то необходимо предложить ему перечитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Читать можно разными способами: по строчке, по абзацу, ускоряя темп и т. д. При необходимости можно попросить ребёнка перечитать стихотворение ещё раз вслух самостоятельно. Обязательно хвалите его за каждое удачно прочитанное предложение. Не скупитесь на похвалу, создавайте ситуацию успеха, тогда и успех будет гарантирован.

Если ваш ребёнок уже читает бегло, попросите его подготовить для младших братьев и сестёр (либо для других членов семьи) выразительное чтение стихотворения. После этого помогите ему организовать прослушивание его чтения. Если чтение будет неудачным, нужно вместе с ребёнком проанализировать допущенные ошибки, потренироваться ещё раз, научиться эмоционально воздействовать на слушателя.

 

Урок 3

Тема: И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе с учителем; чётко произносить изученные звуки; освоить приём жужжащее чтение, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.

Метапредметные :

регулятивные : осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сформулированные учителем, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы с помощью разноцветных фишек;

познавательные: сравнивать сказку и рассказ, выявлять общее и различное;

коммуникативные: находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы в вежливой форме взрослым, в том числе родителям (коммуникативные).

Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при сочинении историй о буквах.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).

Ход урока.

Рекомендации для занятий в семье.

Если вы хотите с ребёнком закрепить материал урока, обратитесь к с. 19 «Рабочей тетради». Пусть школьник сначала медленно прочитает стихотворение. Затем проведите с ним беседу, проверьте, всё ли он понимает при чтении. Для этого надо задать несколько вопросов на осмысление: «О чём стихотворение? Почему автор стихотворения говорит, что с буквами много хлопот? Что значит «с умом, толково их поставить в чёткий ряд»? Как понять выражение «Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят»?» Затем нужно попросить ребёнка прочитать этот текст ещё два раза медленно. И только после того, как текст стал знаком и понятен, можно от медленного чтения переходить к более быстрому целыми словами.

Далее нужно перейти к выполнению второго задания. Взрослый читает задание ребёнку вслух, спрашивает, как он понял его, что нужно сделать, чтобы быстро запомнить стихотворение. Затем вместе с ребёнком необходимо выделить и подчеркнуть трудные слова и помочь заучить ему стихотворение наизусть. При заучивании важно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно интонировал, поэтому можете показать ему правильный образец выразительного чтения несколько раз. Для облегчения запоминания стихотворения можно выписать первые слова из каждой строки в столбик, и, обращаясь к ним, ребёнок будет вспоминать продолжение строки. Постепенно он запомнит стихотворение. Примерно через час нужно ещё раз попросить его прочитать стихотворение, а утром на свежую голову по дороге в школу повторить. Взрослый всегда может напомнить первое слово из строки.

 

Урок 4

Тема: С. Чёрный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать лексическое значение слова «маскарад», знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки; уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; чётко произносить звук [ш] при чтении стихотворения В. Лунина, правильно интонировать, читать по ролям, осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов; уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.

Метапредметные :

регулятивные : определять учебные задачи при работе с произведениями, предложенными на урок, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников с помощью разноцветных фишек; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, описывать картины, возникшие при чтении произведения.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» в процессе инсценировки изучаемых текстов.

Оборудование к уроку:учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).

Ход урока.

Рекомендации для занятий в семье.

Для закрепления умений, полученных на уроке, рекомендуем выполнить с ребёнком задания 3 или 5 на с. 13 учебника. Предложите ребёнку задания на выбор. Если ваш ребёнок выбирает задание 3, то вы должны обратить внимание на то, что задание делается в паре. Вы можете сами составить своему ребёнку пару, а можете предложить ему пригласить кого-нибудь из одноклассников или друзей. Чтобы провести сравнение двух текстов, надо сначала оба текста прочитать. Пусть это сделают ученики. Затем с помощью вопросов следует найти общее и различное в данных текстах, подготовить ответ на вопрос. Если вы руководите работой в паре, обязательно вспомните с детьми правила работы в паре, которые они изучали в школе. Проясните, правильно ли они понимают, что значит уметь договариваться друг с другом, что значит не конфликтовать, распределять роли и пр.

Если ваш ребёнок выбрал задание 5, то вам надо понимать, что это задание творческого характера и необходимо воспользоваться «Рабочей тетрадью», с. 20. Главная ваша функция не мешать детям, не наставлять, не принуждать к тому, чтобы они делали, то, что вам кажется правильным. Творческие способности только тогда раскрываются и получают возможность для плодотворной реализации, когда на человека не оказывается давление, когда он сам решает, что главное, а что второстепенное, когда сам продуцирует идеи и находит пути их реализации. Ваша задача — содействовать раскрытию способностей ребёнка, поощрять, хвалить, иногда корректно и ненавязчиво подправлять, предлагать варианты для обсуждения, т.е. сотрудничать. В этом и будет заключаться ваша помощь.

 


[1] На изучение раздела выделено 7 часов.

[2] Согласно постановлению об утверждении СанПиН от 29 декабря 2010 г. № 189 (пункт 1) 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.

[3] В конце каждого урока ребёнок может посчитать, сколько и каких фишек он набрал, сделать вывод, в чём он был особенно успешен, а над чем ещё нужно потрудиться.

Поурочные разработки к разделу учебника «Жили-были буквы»







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.011 с.)