III. Сообщение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение нового материала.



1. Природа степи.

Звучит музыкальная пьеса «Сентябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и послушать описание степной зоны.

– Бывали ли вы когда-нибудь в степи, среди вольных просторов, что раскинулись южнее полосы лесов?

Перенесемся туда. Посмотрим на степь ранним майским утром, когда солнце только что взошло, небо на востоке еще розовое, а воздух особенно свеж и прозрачен. Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут подниматься перед тобой все новые и новые просторы.

– Какое чувство вы испытали, слушая этот текст? Какую увидели степь?

– Покажите на карте территорию степной зоны. Где она расположена?

– Какие климатические условия в данной зоне?

Учитель обобщает ответы учащихся.

– Степная зона расположена к югу от лесной. В степи много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима, богатые перегноем почвы. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей части территории выпадает мало осадков, бывают сильные ветра – суховеи.

2. Растительный мир степной зоны.

– Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду из глубоких слоев почвы: узкие листья, помогающие экономнее расходовать ее.

К таким растениям относится ковыль, который цветет летом в самое жаркое время.

Весной, когда влаги в почве достаточно, расцветают те растения, которые запасли питательные вещества в луковицах. Это тюльпаны, ирисы, гиацинты и другие. В это время степь необычайно красива.

– Послушайте стихотворение И. Никитина. Какой описана степь в разные времена года?

Степь широкая,

Степь безлюдная,

Отчего ты так

Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,

Зелень яркая,

На цветах роса

Изумрудная?

Где те дни, когда

С утра до ночи

Ты залетных птиц

Песни слушала,

Дорогим ковром

Расстилалася,

По зарям, сквозь сон,

Волновалася?

………………………

Пробудись! Пришла

Пора прежняя;

Уберись в цветы,

В бархат зелени;

Изукрась себя

Росы жемчугом;

Созови гостей

Весну праздновать.

………………………..

3. Животный мир степей.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 23 учебника. Какие животные являются обитателями степи?

– Как они приспособились к условиям степей?

– Животный мир степей отличается от животного мира лесной полосы. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много таких, которые являются хорошими бегунами. Быстрый бег помогает им спасаться от врагов.

Много в степи грызунов: сусликов, хомяков, полевых мышей. Эти зверьки кормятся до наступления полуденной жары, а днем их почти не видно. Вот суслик высовывает из норы голову и осторожно осматривается по сторонам. При малейшей опасности он издает предостерегающий свист и быстро прячется в землю.

Грызуны наносят большой урон полям. Они поедают огромное количество зерна. В степи обилие насекомых. Ими питаются многие птицы. Большую пользу приносят розовые скворцы и степной жаворонок. Они поедают в огромном количестве насекомых, опасных для полей и садов.

В отдаленных от поселений местах сохранилась большая птица – дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Питается семенами и зелеными частями растений, а также насекомыми. Эта редкая птица охраняется. Она занесена в Красную книгу России.

Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая добычу. Вдали от поселков обитают степные волки, лисицы и зайцы.

IV. Закрепление знаний.

– Назовите растения и животных степи.

– Как приспособились к жизни в степи растения и животные?

Домашнее задание: учебник, с. 23–25, читать и пересказывать тексты.

Урок 39
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. ПУСТЫНЯ

Цели: сформировать представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустыни, ее особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой; развивать речь, умение наблюдать, анализировать.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– Чем отличается природа степей от других природных зон?

– Что является богатством степей?

– Почему в степной зоне не растут леса?

– Какие растения приспосабливаются к условиям жизни в степи?

– Чем особенна жизнь животных, обитающих в степях?

– Чем они питаются?

– Каковы основные занятия людей, живущих в степной зоне?

2. Работа с карточкой.

В степной зоне … (много) солнечного … (света) и … (тепла), но … (мало) осадков. Снеговой покров … (небольшой) и лежит всего 2–3 месяца. Лето … (продолжительное) и … (жаркое). Дожди чаще ливневые, после которых образуются … (овраги). В степи дуют … (иссушающие) почву ветры – суховеи. Возникают иногда … (песчаные) бури. …(Недостаток) влаги – вот одна из причин … (безлесья) этой природной зоны.

3. Графический диктант.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».

1) Зона степей находится на севере России.

2) Летом дуют ветры – суховеи.

3) Черноземные почвы глубиной более метра.

4) В степи растут сосны, ели, пихты.

5) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.

6) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.

7) Население степей занимается растениеводством и животноводством.

Ответ ы: 1) –; 2) +; 3) +; 4) –; 5) +; 6) –; 7) +.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется здесь жгучий песок.

В воздухе желтом и

Плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет.

– О какой природной зоне рассказывается? (О пустыне.)

– Сегодня отправляемся в экспедицию в зону пустынь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.009 с.)