Музей «Благовещенский собор» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музей «Благовещенский собор»



Это был первый по важности домовой храм московских правителей. Все это и обусловливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени. Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV – начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания. Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для Московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву. Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции. Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала – Большой, или Грановитой, палаты и казнохранилища.

Создателями его были те же талантливые «навыкшие в каменносечной хитрости» псковские зодчие. Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятников таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы того времени.

Этот памятник больше других испытал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, подновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. В царствование Ивана Грозного Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили в девятиглавый храм, таким он дошел до нашего времени. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны», хранилищем самых больших государственных ценностей: «лелов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть».

Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.

3. Рассказ учителя.

– А сейчас мы отправляемся с вами в картинную галерею.

Рассмотрите картины. Кто на них изображен? Как называется этот жанр живописи?

Портретист – художник, рисующий изображение человека или группы людей.

Во второй половине XVIII в. наблюдался дальнейший расцвет русской живописи. Интерес к личности человека, его индивидуальным чертам и внутреннему миру отражается в художественном творчестве. Искусство портрета нашло блестящее воплощение в произведениях мастеров кисти: И. П. Аргунова, А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого и др. В немалой мере создание портретов зависело от заказов знатных и богатых людей. Это породило так называемый парадный портрет, нередко приукрашивавший изображаемого человека.

Выдающимся портретистом был Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735–1822). Мастер находил возможность отразить на полотне черты, возвышающие человека: мужественность, ум, душевное благородство, изящество. На портрете богача П. А. Демидова видим естественное выражение лица этого человека, любящего природу (видны горшки с цветами, лейка). Тут и раскрытая книга – хозяину не чуждо чтение.

У Левицкого просматриваются признаки отхода от парадности к изображению реальной жизни.

Талантливым учеником и последователем Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Среди его творений – портрет писателя и государственного деятеля Г. Р. Державина. На мундире, орденах глаз почти не задерживается, хотя все выписано великолепно. Зрителя привлекает лицо Державина, на котором запечатлена глубокая мысль. Он неутомимый труженик, творец, его окружают книги и рукописи.

Талантливые произведения выполнены художником Иваном Петровичем Аргуновым (1727–1802), представителем целой крепостной династии художников и архитекторов. В его картинах поражает ювелирная отделка мельчайших деталей окружающей обстановки, одежды, украшений. Но не обойдены вниманием на портретах и душевные качества людей. К числу самых замечательных картин этого мастера относится портрет молодой, очаровательной девушки в крестьянском костюме – олицетворение чистоты, обаяния, благородства русской женщины.

Не только в столицах работали замечательные художники. Портреты местных купцов и дворян писали мастера Ярославля, Твери, Солигалича и других городов.

Но иногда, рассматривая картины, можно встретить такие, которые подписаны так: «Неизвестный автор XVIII века».

– Как вы думаете, почему встречаются картины с такими подписями? (Ответы учащихся.)

Многие картины писали талантливые люди из народа – крепостные крестьяне, имена которых не назывались. А если картину писал дворянин, то он не подписывал своего имени, потому что рисовать картины в то время считалось несерьезным делом.

 Физкультминутка

Игра «Ванька, встань-ка!».

Учащиеся вместе с учителем выполняют движения: встают на носки, затем возвращаются в исходное положение; приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка,

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

Учащиеся садятся на стулья. Учитель предлагает им посоветовать Ване, как избавиться от лени. Для обсуждения можно предложить различные ситуации.

– Какие, на ваш взгляд, красивые архитектурные здания украшают ваш город? Что вы знаете о них, об истории их возникновения, их прежних и нынешних жителях?

– Какие города знамениты своими архитектурными постройками? Слышали ли вы о городах-памятниках?

Сохранились рассказы очевидцев, которые видели, как фашистский самолет, бомбивший все на своем пути, прекратил бомбежку, пролетая над прекраснейшим памятником русского деревянного зодчества – церквами города Кижи. Враг, изумленный красотой, не посмел ее разрушить. И здесь вспоминаются слова: «Красота спасет мир».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.)