Билет 16. Отмена крепостного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 16. Отмена крепостного права.



19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны.
Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами.
В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.
Недостатки реформы
было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5);
рождается народничество (защита народа от царя);
крестьяне не становились полноправными членами общества.
Историческое значение освобождения крестьян
Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.
В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.

 

Билет 17. Реформы Александра Третьего.
Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.
1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.
Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.
С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.
Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7'0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.
Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.
Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Екатерина II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства
Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.
По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие.
Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,
Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты
Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.
Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.
Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.
И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

 

Билет 18. Думская монархия в России. Основные политические партии в начале 20-го века.
1 русская революция – 1905 -1906 гг. Демократическая революция. Окончательно убирается всё в политике, экономике, что тормозит развитие капиталистического социализма.
В числе задач новой обновление во власти – самодержавие.
Николай II не хочет уйти от власти, хотя более озабочен своей частной жизнью, а не жизнью государства, обладает «женским характером», не имеет стержня, сопротивлялся всем преобразованиям => революция 1905 г. Реформы которые приведут к Думской монархии, начались с реформ Николая II.
18 февраля 1805 г. Николай II даёт указание Булыгину готовить проект общероссийского народного представительства (Гос. Дума)
6 августа 1905 г. – Николай II подписал учереждение ГОС Думы
Учреждение
Народом избирались депутаты. Их функция-обсуждение законопроекта. Царь может подписать документ и он будет действителен только из-за подписи.
Избирание в Думу: на базе земств (губернских и уездных): помещики, горожане и крестьяне. Выборы проводятся в уезде, выше уровнем-в уезде, и последний уровень-гос.собрание

Горожане имели право выбора с имущественным цензом и образовательным.
Это привело к тому что большая часть активного населения ограждалась от выборов (в т. числе бушующие рабочие, студенты, женщины).
Продолжается всероссийская октябрьская стачка, люди на выборы не идут.

Октябрьский Манифест 17 окт.1918 года
1. Образовать как особый орган исполнительной власти -объединенное правительство
2. Даровать неотъемлемые и незыблемые права и свободы (свобода совести, собраний, слова, вероисповеданий, объединений, без судебного решения привлекать куда-то)
3. Впредь ни один закон не может вступить в силу без одобрения гос. Думой.

Право контроля за высшими и прочими чиновниками со стороны Депутатов государственной Думы.
20 февраля 1907 г. – реформа государственного Совета. Царь назначал туда людей, достойных быть его советниками. Он теперь превращается во 2-ую законодательную палату наряду с государственной Думой. Наполовину избирается, а наполовину назначается Царём. Выбирается не народным голосованием, а авторитетными людьми.
23 апреля 1906 г. – основные государственные законы. Новая редакция тома 1835 г. Царь разделяет законодательную власть с новыми органами власти.
Формулировка Императорской власти
Формулировка 1835 г.:
«Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться ему не за страх, а за совесть сам Бог повелевает».
Формулировка 1906 г.:
«Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть и власть в порядке текущего управления страной. Повиноваться ему не за страх, а за совесть сам Бог повелевает».
Верховная власть принадлежит народу.Образована в 1903 году на съезде. Тут же произошло разделение на большевиков и меньшевиков.
Программа-минимум декларировала задачи буржуазно-демократической революции, которая признавалась необходимой ступенью на пути к социализму (введение республики, всеобщие выборы, право наций на самоопределение, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земель, отрезанных у них в 1861 году, отмена выкупных платежей за землю).
Программа-максимум предполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата.
Меньшевики ориентировались на союз с либералами (Мартов, Плеханов – меньшевики – на выборах получили меньшинство). Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну. За это время должна созреть материальная база социализма.
Ленин и его сторонники, большевики, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Пролетариат должен блокироваться с беднейшим крестьянством. Т.е. главный союзник пролетариата – крестьянство. Большевики выступали за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность). После свержения старого строя должен утвердиться “революционно-демократическая диктатура” рабочего класса и крестьянства.
Меньшевики – власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться “под давлением” социальных партий. Они за муниципализацию земли (передача земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам).
Эсеры (Чернов)
Громкой известностью были окружены эсеровские “экспроприации” (похищение казенных денег на нужды партии) и террор, жертвой которой стало не мало чиновников и полицейских. В аграрном вопросе эсеры выдвигали идею социализации земли (передачу земли в пользование крестьянских общин с запретом ее купли-продажи).
Установление широкой демократии: республиканского строя со всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин. 8-ми часовой день. Введение родного языка во языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее “народной милиции”, отмена всех налогов, “падающих на труд”, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей. Тактика борьбы: пропаганда и агитация, организация стачек, восстаний. Террор – “крайнее” средство.
Либералы
Кадеты(1905) -> позднее “партия народной свободы”. Она была преимущественно “интеллигентской”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне.
Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский.
Главная цель – введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступают за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение “гражданских политических прав личности”, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. Восстановление государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и культурная автономия остальных народов.
Аграрный вопрос: частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по “справедливой оценке” (т.е. по рыночным ценам), они противники обобществления частной собственности. Их программа направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществление целей – мирным путем (путем получения большинства в Думе проведения через нее записанных в их программе реформ)
Октябристы (Гучков)
Цель: “оказать содействие прав-ву, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конст. монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Главные требования – свобода пром-ти, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экон. требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выст. за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши.
Аграрный вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”.
Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские) Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.
Помещичье-монархические и консервативные партии (Дубровин, Пуришкевич, Марков)
“Союз русского народа” и “Русский народный союз имени Михаила Архангела”.
Лозунг: “православие, самодержавие, народность”. Не признавали никакие права за другими национальностями, проповедовали неприкрытый антисемитизм, боролись за защиту неогран. власти царя и господ. положения православной церкви.
Их называли “черносотенцы”. Они имели много сторонников среди всех слоев населения – крупных дворян и крестьян, мещан, купцов.
Отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями. Боролись за сохранение дворянских привилегий, некоторые требовали вернуться к неогран. самодержавию, за сохранение царем значит. законод. и исполн. власти, за передачу крестьянам –за деньги небольшого количества земли, за “единую и неделимую Россию”, за активную внеш. политику, за сохранение нац. и сословного неравенства.

 

Билет 19. Столыпинская аграрная реформа.
Реформа могла бы возвысить Россию до небывалых высот материального благосостояния, но она была в зародыше приостановлена в результате покушения на него в Киеве. Однако аграрная реформа Столыпина оставила в истории России глубокий прогрессивный след.

Общеизвестно, что в России, вплоть до 1913 года, интенсивно развивалась промышленность, и урожайность полей с года в год увеличивалась. По объему выпускаемой продукции тяжелая промышленность страны стала в ряд развитых капиталистических стран мира. Этому содействовало как таможенная политика, так и льготные условия для иностранных инвесторов. Стоит отметить, что на заре двадцатого века русский царизм имел в своем политическом арсенале много позитива. Ее позиции на Дальнем Востоке и Среднем Востоке была как никогда крепки.

Однако наблюдались и ассиметрии с размещением населения по территории. Из 90 миллионов человек, в европейской части страны проживало 90% населения, как за Уралом было только 13,5 миллиона человек. Сельское население быстро росло и уже составляло? всего населения России. С крушением крепостного права сельское население в 1900 году было беднее, чем в 1800 году. Это объясняется многими причинами, но основным являлись непосильные выкупные платежи. Это положило началу депрессии в сельском хозяйстве в 1904 году, которая продолжалась 4 года.

В то время в сельском хозяйстве доминировали два течения. Помещики, которые считали, что землю можно продавать, как обычный товар, и непродаваемая собственность крестьянских общин. Крестьяне считали, что земля дана Богом и поэтому не может быть предметом торговли. Сама община была построена по этому принципу: земля делилась на количество членов в семье, и если кто-то из нее убывал, сокращался и земельный надел. Государство поддерживало общину, поскольку с нее было проще взимать налоги, чем по отдельности с каждого человека. Однако к 1906 году возникло напряжение между крестьянами и помещиками. Сельское население росло, а земля ужималась, тогда, как ее было много у помещиков. Это и вызвало бунты на деревне. Аграрная реформа Столыпина началась после 9 ноября 1906 года по царскому указу. Согласно ему крестьяне свободно выходили из общины со своим наделом, который могли уже продать. Аграрная реформа Столыпина предусматривала создание мелких частников, что создало хорошую основу для правопорядка в стране.

Замысел аграрной реформы Столыпина

Столыпин хотел на основе капитализации сельского хозяйства приостановить нарастающее революционное движение. Таким образом, цель аграрной реформы Столыпина ставила на первый план развитие в деревне капиталистических отношений. Реформа дала существенные преференции при выходе из общины зажиточным крестьянам, который и должны были составить ее основу. При этом до минимума была унифицирована процедура выхода из общины.

Петр Аркадьевич вышел из славной родословной. Его корни теряются в благородном дворянском сословия, которое начинало свою историю с 16-го столетия. Имея прекрасное образование, был на службе в министерствах иностранных дел и государственного имущества.

Но вернемся к контексту. Если говорить кратко, то главная цель аграрной реформы Столыпина была в том, что бы всем крестьянам дать возможность стать, собственниками земли, «списав» платежи за ее выкуп. Более того, он ратовал за то, чтобы земля передавалась по наследству. Петр Аркадьевич имел в виду вынудить помещиков экономически продавать свои наделы крестьянам. Так и получилось. Крестьянский банк скупал помещичьи земли и продавал крестьянам. Продавал на самых льготных кредитных условиях.

Предусматривался эволюционный путь реформы. В принципе, цель аграрной реформы Столыпина была и в том, какими методами ее достичь. Предлагались такие, как силой отнять землю у помещиков, просто ничего не делать и ждать, экономическими методами мотивировать и помещиков, и крестьян к справедливой реформе без резкого нарушения закона на право собственности. Аркадьевич пошел по третьему пути. Надо сказать, что реформу обедневшие помещики восприняли как панацею от проблем, которые на них свалились в силу неумелого хозяйствования. Они и стали основными донорами земельного фонда, из которого формировался массовый сельский земельный частник.
Последствия аграрной реформы Столыпина
Разные политические деятели тогдашней России и сегодняшние эксперты оценивают по-разному. Одни придерживаются точки зрения, что итоги аграрной реформы столыпина не удались и ни к чему толковому не привели. В качестве доказательства преподносят тот факт, что русское крестьянство, как было сирым, так осталось таким на отрубах и хуторах.

Отчасти они правы, хотя, по утверждению их оппонентов, если углубиться в статистику развития сельского хозяйства Росси, начиная с 1905 по 1913 год, то можно убедиться в том, что наблюдался его стабильный рост. Об этом тоже говорят убедительные факты, с которыми очень сложно спорить. Согласно статистическим данным, положительные итоги аграрной реформы столыпина были в том, что, начиная с 1905 года, каждый год закупка сельскохозяйственной техники увеличивалась примерно в два или три раза. В 1913 году производство зерна на 1/3 превышало суммарные сборы Америки, Канады, Аргентины. Уже в 1912 году Россия продала за границу 15 миллионов тонн отборного зерна.

 

Билет 20. Русская революция 1917 года.
К началу 20 века в самых развитых странах мира уже не было единовластных монархов, а в России власть по-прежнему оставалась самодержавной. Россией правил император Николай II. В самодержавной России очень многое зависело от личности царя, его умения найти толковых помощников-министров. Романовы 300 лет правили Россией. И цари часто становились лидерами нации в борьбе с иноземными захватчиками и внутренними раздорами. Вспомним Отечественную войну 1812 года или Смутное время. Николай II оказался слабым правителем. При нем самодержавие не смогло решить обострившиеся проблемы страны.
Февральская революция
В 1914 году Россия вынуждена была вступить неподготовленной в Первую мировую войну. Ее бремя оказалось не под силу Российской империи. Все больше росла пропасть между простым народом и властью. И в этой сложной обстановке Николай II не сумел стать лидером нации, оказался бессильным остановить надвигавшуюся катастрофу. Февральская революция началась в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года со стихийных антивоенных демонстраций. Поводом к ним послужила нехватка продовольствия. В этой сложной ситуации власть действовала нерешительно. А простые солдаты и казаки, не понимая целей войны, отказывались разгонять демонстрации рабочих. 27 февраля восставшие рабочие и солдаты, к которым присоединились деятели революционных партий, заняли правительственные здания. Они создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет). Единственным органом, способным предотвратить кровопролитие при передаче власти, была Государственная Дума. 2 марта 1917 года делегация Думы добилась отречения Николая II от престола. Завершилась история династии Романовых, 300 лет правившей Россией. По соглашению Петросовета и Думы было создано Временное правительство.
Временное правительство
Временное правительств должно было править несколько месяцев до выборов Учредительного собрания. Народ ждал от него быстрого решения накопившихся за годы самодержавия проблем. Однако Временное правительство оказалось неспособно снизить цены, улучшить поставки хлеба, провести земельную реформу, а главное — заключить мир. Люди стали жить еще хуже, чем при царе. За 8 месяцев после февраля в результате кризисов сменилось четыре состава правительства. Доверия к нему не было ни у простых граждан, ни у лидеров общества.

Октябрьский переворот
Слабость власти давала шанс революционным партиям. Простой народ, уставший от войны, голода и преступности, был готов принять любую власть, которая сможет облегчить его положение, пусть и с помощью насилия. Самой энергичной революционной силой и оказалась партия большевиков, возглавляемая В. И. Лениным. Лозунги большевиков: «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим» и «Мир — народам» были понятны простым людям. Но больше всего их поддерживали люди, которые видели в революции возможность отомстить более богатым и удачливым — владельцам фабрик и заводов, купцам (их презрительно называли буржуями).

В ночь с 24 на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года отряды рабочих и солдат захватили Зимний дворец, где заседало Временное правительство. Власть Временного правительства пала. Эти события получили название Октябрьская революция (или Октябрьский переворот). В тот же день Съезд Советов объявил, что Временное правительство низложено, и принял важнейшие декреты о мире и земле. Через несколько месяцев Советская власть была установлена на значительной территории России. Многие считали власть большевиков незаконной, а их власть преступной. В скором времени раскол, порожденный Октябрьской революцией, привел к кровопролитной Гражданской войне. Билет 21.формирование советской государственности.(не ссср)судьба учредительного собрания, Конституция 1918.До начала 1918 г. советское гос. строительство связывалось с подготовкой Учредит. собрания России. Но оно было почти сразу разогнано. После этого ускорилось становление советской государственности. Наряду с созданием "карающих мечей революции" – милиции, нарсудов, ревтребуналов, ВЧК – шел процесс слияния рабоче-солдатских Советов с Советами крестьянских депутатов. Создавалась единая система Советов, ставших с октября 1917 г. основой государственной власти в России. Решающим шагом на пути к этому стало признание крестьянскими Советами первых декретов Советской власти, объединение исполкомов, а затем и съездов Советов.
III съезд Советов постановил разработать Конституцию РФ. Курс на федеративное строительство поощрил массовое провозглашение советских республик, желавших войти в состав РФ.
Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила высшим органом государственной власти Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами – ВЦИК, который образовывал правительство – СНК. Конституция провозгласила равноправие граждан вне зависимости от их расы и закрепила всевластие Советов; провозгласила основной задачей установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства; ввела всеобщую трудовую повинность, выдвинув лозунг: "Не трудящийся да не ест!"; лишила избирательных прав представителей имущих классов,, т.е. носила откровенно классовый характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.022 с.)