Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Формирование основ безопасности.
Пояснительная записка
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр биба-бо, звери. Режиссерская игра: игровое поле – дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 × 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе или стене (из ткани): дорога – машины, люди. Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; изображения на картоне общественного транспорта (автобус, поезд, машина); макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – запрещено», «Дорожное поле».
Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательного процесса представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.
Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят детей с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что по возрасту должен знать ребенок о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми знание правил дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации.
В конце года ребенок старшей группы:
Низкий уровень: может знать, какой транспорт передвигается по дороге; части транспорта. Умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом, какой транспорт передвигается по автодороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста.
Средний уровень: знает о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора; ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о видах транспорта, особенностях их передвижения. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой.
Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», имеет представление о его назначении; знает об особенностях движения транспорта на перекрестке; имеет представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, в каком городе живет, какой адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеет представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». Имеет представления о назначении поста ГИБДД на дороге; знает особенности работы сотрудников ГИБДД. Умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)
Месяц
| Не- деля
| Задачи по ПДД
| Содержание занятия
| Совместная деятельность воспитателя и детей
| Реализуемые образовательные области
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Сентябрь
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, используя их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, назначение светофора на дороге и всех его цветов в отдельности; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке
| Занятие 1. «Безопасная улица».
Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.
Расширять представления об улицах города.
Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора
| Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Дидактическая игра «Светофор»
| Познавательное развитие: наблюдение за движением транспорта и работой водителя (педагог по краеведению).
Художественно-эстетическое развитие: «Разноцветный светофорчик» (методист ИЗО); игры «Угадай, как звучит транспорт» (музыкальный руководитель).
Физическое развитие: занятия на транспортной площадке (инструктор ФИЗО).
Социально-коммуникативное развитие: решениепроблемных ситуаций «Как пра-
| II
| Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях
| Ситуация общения «Какой бывает транспорт» (введение в проект).
Подвижная игра «Найди свой цвет»
| III
| Закреплять:
– назначение дорожных знаков: пешеходного перехода,
| Ситуация общения «Мы в автобусе».
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Сентябрь
|
| подземного перехода и «Осторожно: дети»;
– назначение светофора на дороге и всех его цветов в отдельности
|
| Конструирование «Сарайчики и гаражи для своей машины»
| вильно себя вести на дороге» (педагог-психолог), приобщение к элементарным общепри- нятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и де- литься с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений
| IV
| Расширять представления об улицах города (на улицах есть тротуар, по которому ходят пешеходы, и проезжая часть, по которой движутся машины; движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним).
Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении
| Дидактическая игра «Знаки дорожного движения».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога» (введение в проект).
Чтение произведения Я. Пишумова «Азбука города»
| Ок-тябрь
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, виды общественного транспорта и их назначение в жизни человека; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ок-тябрь
| I
| Закреплять знания о видах общественного транспорта.
Расширять знания о том, какой транспорт бывает (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения)
| Занятие 2. «Профессия – водитель».
Дать представление о профессии водителя.
Познакомить с осо- бенностями работы водителей различного транспорта.
Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге
| Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».
Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»
| Речевое развитие: работапо словообразованию (словарик по ПДД) (педагог по грамоте).
Физическое развитие: катание на велосипедах (инструктор по ФИЗО); формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений.
Художественно-эстетическое развитие: рисование на тему «Осторожно: дорога», «Транспорт будущего» (педагог ИЗО).
Познавательное развитие: игра по правилам дорожного движения «Колесо истории» (узкие специалисты).
Социально-коммуникативное развитие: встречи с инспектором ГИБДД (ГАИ).
| II
| Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте
| Ситуация общения «Внимание: дорожный знак».
Дидактическая игра «Водители»
| III
| Развивать умение ориен- тироваться в окружающем пространстве, наблюдать за движением машин и работой водителя
| Игровая ситуация «Помоги Самоделкину перейти дорогу»
| IV
| Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека.
Дать представление о таком специализированном транспорте, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бето- номешалка
| Чтение стихотворений Я. Пишумова (про транспорт).
Презентацияпроекта (выставка детских работ)
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ноябрь
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, правила пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре, назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; имеет представление о специализированном транспорте: «скорая помощь», «патрульная машина», «пожарная машина»; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Дать представление о специализированном транспорте: «скорая помощь», «патрульная машина», «пожарная машина»
| Занятие 3. «Правила пешехода».
Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре.
Закреплять:
– знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»;
– закреплять представления о назначении дорожных знаков.
Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»
| Конструирование «Наша улица».
Ситуация общения «Что означают цвета светофора»
| Познавательное развитие: прогулка «Правила пешехода» (педагог по краеведению).
Физическое развитие: подвижная игра «По дороге».
Социально-коммуникативное развитие: решениепроблемных ситуаций «Как правильно переходить дорогу» (педагог-психолог).
Художественно-эстетическое развитие: театр игрушек «Про машину» (музыкальный руководитель).
Речевое развитие: формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений
| II
| Расширять знания о перекрестке и особенностях движения машин на пересечении дорог
| Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».
Подвижная игра «По дороге».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история»
| III
| Знакомить с дорожной грамотой.
Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ноябрь
| IV
| Формировать знания о труде водителей различного вида транспорта и о прави- лах поведения водителей на дороге.
Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города.
Дать представление о запрещающих знаках: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»
|
| Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».
Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге»
|
| Декабрь
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, назначение дорожных знаков и «островка безопасности»; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать поступки свои и сверстников; рассказывает о работе сотрудников ГАИ; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Расширять знания о правилах для пешеходов на дороге (проезжей части)
и на тротуаре.
Закрепить знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»
| Занятие 4. «Пост ГИБДД (ГАИ) в моем микро- районе».
Дать представление о назначении поста ГИБДД (ГАИ)
на дороге.
| Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта».
Чтение стихотворения В. Кожевникова «Светофор»
| Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Автобус на нашей улице» (коллективная) (педагог ИЗО); развлечение «Выставка машин» (музыкальный руководитель).
Речевое развитие: просмотр кукольного театра «Как звери строили дорогу».
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Декабрь
| II
| Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»
| Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД (ГАИ).
Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона
| Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите – постовой».
Конструирование «Трамвай»
| Социально-коммуникативное развитие: встреча с инспектором ГИБДД (ГАИ)
| III
| Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города.
Знакомить с работой сотрудников ГИБДД (ГАИ)
| Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте».
Игровая ситуация «Я еду в транспорте».
Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете»
| IV
| Познакомить с опаснос- тями зимней дороги для пешеходов
| Ситуация общения «Каким должен быть водитель».
Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»
| Ян-варь
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать поступки свои и сверстников; рассказывает о подземном транспорте – метро, его особенностях и правилах поведения в нем пассажиров; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ян-варь
| I
| Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюдательность за движением машин по зимней дороге
| Занятие 5. «Моя дорожная грамота».
Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках.
Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям.
Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки
| Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.
Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик»
| Речевое развитие: игры по словообразованию (словарик по ПДД) (педагог по грамоте); формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений.
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Мой любимый дорожный знак» (педагог ИЗО).
Познавательное развитие: викторина «Чем опасна дорога зимой» (узкие специалисты).
Социально-коммуникативное развитие: моделирование проблемных ситуаций «Мы переходим улицу» (педагог-психолог)
| II
| Знакомить с дорожной грамотой.
Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход»,
«Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»
| Чтение стихотворения А. Усачева «Футбольный мяч».
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
| III
| Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям «Пешеходный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд»
| Дидактическая игра «Правила дорожного движения»
| IV
| Знакомить с подземным транспортом – метро, его особенностями и прави-
| Чтение стихотворения В. И. Мирясова (стихи про транспорт).
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ян-варь
|
| лами поведения в нем пассажиров
|
| Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»
|
| Февраль
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, предписывающие знаки: «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении»; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает о подземном транспорте – метро, его особенностях и правилах поведения в нем пассажиров; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Совершенствовать знания «дорожной грамоты» в практических и игровых ситуациях
| Занятие 6. «Путешествие на метро».
Знакомить с подземным транспортом – метро, его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров.
Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
Расширять представления о назначении дорожных знаков.
Учить использовать свои знания правил
| Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
| Физическое развитие: игры- забавы с санками, лыжами (инструктор ФИЗО).
Художественно-эстетическое развитие: пальчиковый театр «Светофор» (музыкальный руководитель).
Познавательное развитие: экскурсия в музей пожарной машины (педагог по краеведению), конструирование по теме «Улицы города», наблюдение за движением машин по зимней дороге.
Речевое развитие: формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений при чтении стихотворения
| II
| Знакомить с подземным транспортом – метро, его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров
| Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофорчик»
| III
| Знакомить с предписыва-
ющими знаками: «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении»
| Наблюдение за движением машин по зимней дороге.
Конструирование «Улица города»
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Февраль
| IV
| Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города
| дорожного движения на практике
| Ситуация общения по картине «Улица города».
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»
| Т. Александровой «Свето- форчик»
| Март
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, знаки «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», безопасный путь от дома к детскому саду, правила катания на велосипеде; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает о работе сотрудников ГАИ; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Учить применять знания правил дорожного движения на практике (используя макет микрорайона)
| Занятие 7. «Знаки сервиса».
Совершенствовать знания «Дорожной грамоты».
Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт техни- ческого обслуживания»,
«Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»
| Дидактическая игра «Законы улиц и дорог».
Ситуация общения «Как машины людям помогают»
| Художественно-эстетическое развитие: рисование «Знаки сервиса» (педагог ИЗО).
Социально-коммуникативное развитие: прогулка детей к перекрестку, ситуация общения.
Физическое развитие: сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке «Пешеходы и водители» (инструктор ФИЗО). «Что такое перекресток».
Речевое развитие: формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений при чтении стихотворений о дорожных знаках
| II
| Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду
| Режиссерская игра «Приключение сказочных героев в городе»
| III
| Знакомить с правилами катания на велосипеде
| Прогулка детей к перекрестку.
Ситуация общения «Что такое перекресток»
| IV
| Знакомить с работой сотрудников ГАИ.
Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Авто-
| Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход».
Чтение стихотворений о дорожных знаках
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| заправочная станция», «Пункт технического обслуживания».
Закрепить знания о назначении знаков «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»
|
|
|
| Ап-рель
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, используя их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, особенности движения транспорта на перекрестке, назначение светофора для водителей и пешеходов, «регулируемого перекрестка», работу регулировщика; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать поступки свои и сверстников; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке
| Занятие 8. «Опасный перекресток».
Расширять знания об особенностях движения транспорта на пе- рекрестке.
Дать представление о «регулируемом пере- крестке» и работе регулировщика.
Продолжать знакомить с правилами перед- вижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора
| Дидактическая игра «Путешествие по городу»
| Познавательное развитие: экскурсия по микро-району (педагог-эколог), игры-моделирования с макетом микрорайона.
Физическое развитие: игры на транспортной площадке (инструктор ФИЗО).
Социально-коммуникативное развитие: встреча с доктором травмпункта. Речевое развитие: формировать целостную картину мира и первичных ценностных представлений при чтении стихотворения В. Клименко
| II
| Расширять представления о назначении светофора для водителей и пешеходов
| Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песня».
Подвижная игра «Путешествие на машинах»
| III
| Познакомить с особен- ностями работы трехцветного светофора
| Ситуация общения «Как я иду в детский сад»
| IV
| Дать представление о «регулируемом перекрестке» и работе регулировщика
| Подвижные игры (катание на велосипеде).
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
| Ситуация общения «Как правильно кататься на велосипеде».
Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге»
| «Кто важнее всех на дороге»
| Май
| Целевые ориентиры образования: знает правила дорожного движения, использует их в различных практических ситуациях на транспортной площадке; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников; рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта; выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице
| I
| Продолжать работу по закреплению знаний о правилах безопасного поведения на улицах города
| Занятие 9. «Кто самый грамотный» (на транс- портной площадке).
Закреплять знания об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практи- ческих ситуациях
| Ситуация общения «Мы на улице»
| Познавательное развитие: дидактическая игра «Путешествие по городу» (педагог по краеведению); игры-моделирования с макетом перекрестка и макетом микрорайона (педагог-психолог).
Физическое развитие: «Веселые старты» на тему «Мама, папа, я – лучшие пешеходы»
(инструктор ФИЗО), подвижная игра «Пешеходы и водители» (инструктор ФИЗО).
Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке (ситуации)
| II
| Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движением машин по проезжей части города
| Игровые ситуации на транспортной площадке «Как я знаю правила дорожного движения»
| III
| Совершенствовать умения по применению правил дорожного движения в различных практических ситуациях, используя макеты
| Дидактическая игра «Правила поведения»
| Окончание табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| IV
| Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке
|
| Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке (ситуации).
Сочиняем старые сказки на новый лад
|
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ.
Пояснительная записка
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает
|