Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У р о к 3. Звонкие и глухие согласные
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим. Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш]. Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный. Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим. Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы. У р о к 4. Пары по твердости - мягкости Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары по твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф']. Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч'] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.) Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар. Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [1] не имеют глухих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными. Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме. 23 Урок 5. Позиционные чередования
Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на конце слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным. Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слышится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму слова, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш]. В этом случае имеет место позиционное чередование звуков. Урок 6. Фонемы Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >». Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука. А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>. Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов. С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развивающего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что ' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991. 24 буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное понятие звука.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.) |