Тема моего выступления «профилактика эмоционального выгорания».   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема моего выступления «профилактика эмоционального выгорания».  



Тема моего выступления «Профилактика эмоционального выгорания».  

Я сегодня постараюсь вам рассказать о том, что такое синдром эмоционального выгорания учителя, в чём он проявляется, какие предпосылки характерны для него. А также предложу несколько практических упражнений на снятие тревожности и нервного напряжения, психологических советов, о том как можно его избежать для того чтобы Ваша работа приносила Вам радость и удовлетворение.

Не для кого не секрет, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких.  Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,  приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.  Но вместе с этим у педагогов  растет и нервно-психическое напряжение, переутомление, высокая эмоциональная загруженность.   

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению   известному как "синдром эмоционального выгорания".

Что же это такое?

Слайд

 Синдром эмоционального выгорания это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, другими словами это состояние душевного и физического истощения, возникающее исключительно на почве работы.       Корень бед — в избытке общения «чисто по работе» (т.н. коммуникативная перегрузка), эмоционально напряженные условия труда,  постоянная повышенная ответственность и т.д.

При длительном воздействии выгорания может развиться настоящий стресс с его характерными симптомами(среди них сердечно-сосудистые заболевания, неврозы, ослабление иммунитета)

Слайд

Существуют три аспекта эмоционального выгорания. В чём же они проявляются?
1. В неудовлетворенности профессией, желании сменить ее на другую, более спокойную.
2. В снижении уровня контроля над ситуацией, когда человек чувствует себя жертвой или заложником обстоятельств, что выражается в настроении «от меня ничего не зависит, я ничего не могу поделать».
3. В хроническом переутомлении.
4. В отсутствии радости жизни.

 Каковы же предпосылки и особенности эмоционального выгорания учителя?

Слайд

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия человека

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя,  незаслуженности своего положения в обществе,  недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий,  о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Слайд

Характерные симптомы ЭВ

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4. Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Слайд. Выделяют 3 стадии ЭВ

n 1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в среднем от 3 до 5 лет.

n 2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем Вы общаетесь по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 10лет.

n

n 3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Слайд

     Тест «Умеешь ли ты расслабляться?»

 «Познай себя»

Если больше ответов А:

По всей вероятности, в твою медицинскую карту смело можно ставить диагноз — хронический трудоголик. Симптомы: ты абсолютно растворилась в работе, не замечаешь того, что происходит вокруг, находишься в пос­тоянном напряжении. Срочно надо что -то менять. В идеале — образ жизни. Ну, или хотя бы возьми пару отгулов. Твоему организму нужен хороший отдых. И немед­ленно! В конце концов, иногда нужно переклю­ чаться, отвлекаться, иначе твой КПД снизится до нуля. И в будущем старайся себя беречь. Выходные — время для семьи, друзей и личных увлечений.

Если больше ответов Б:

Отдых тебе не чужд, но иногда сложно справиться с навалившимися пробле­ мами, а после того, как все сделаешь, — рас­ слабиться, забыть о буд­ ничных заботах. Будь внимательна к своему организму, не стесняйся выкроить час на обед или прогулку на свежем воздухе. И главное прави­ло: в выходные — никакой работы! Помни, что ра­ зумный эгоизм в данном случае — необходимость. И для самосохранения, и для общего блага. Вот увидишь, как быстро к тебе вернутся силы после хорошего отдыха, а куда их направить, как приме­ нить, ты это и без нашей подсказки придумаешь. Не правда ли?

Если больше ответов В?

Ты — молодчина! Твоему умению расслабляться можно искренне позавидовать. Разумно распределяешь нагрузку, следишь за своим организмом, не пере­утомляешься, вовремя отдыхаешь. Благодаря этому ты бодра и весела, с тобой всегда интересно, не выглядишь уставшей, измученной, а креатив­ными идеями (их сутью и количеством) удивляешь и коллег, и начальство, и конкурентов. Продолжай в том же духе, ведь ты на­шла идеальную "дозиров­ку" эффективной работы и отдыха, гармонично сочетаешь одно с другим.  

Существует множество способов снять психоэмоциональное напряжение? И избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания.Чтобы выбрать свой способ, необходимо изучить некоторые из них и понять, как они действуют.

 КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Верьте в свои силы, старайтесь быть оптимистом.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Стремитесь побороть свой страх,Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него эту работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Слайд

Для того чтобы не испытывать нервозность и поднять себе настроение нужно Поменяйте распорядок дня
     Встаньте пораньше на 15 минут

Слайд

Обязательно позавтракайтпе озавтракайте! Ведь вкусный завтрак, составляет – 40% от всей пищи за день.

Слайд

 Можете надеть ту вещь которая связана с чем –то приятным и радостным в жизни

Слайд

Обычно поднимает настроение

 теплота и нежность. Заведите домашних животных.

Слайд

Слайд

Слайд

1. Есть универсальный экспресс-приём для снятия отрицательного напряжения. Через… напряжение.

- сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки.

- разожмите кулаки, пошевелите пальцами. Встряхните их.

- отрицательные эмоции живут на шее ниже затылка и на плечах. Научимся его снимать. Сложите руки в замок за спиной. Напрягите руки. Потянитесь, расслабьтесь… расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей…

Слайд

Дыхательная гимнастика

n Успокаивающее дыхание - выдох почти в два раза длиннее вдоха.

n  При мобилизирующем дыхании -после вдоха задерживается дыхание.

n В случае сильного напряжения нужно сделать вдох и затем глубокий выдох –вдвое длиннее вдоха.

Слайд

Слайд

 Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме: 4+4+4: 4 секунды на вдох, 4 – задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, потом освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена, вы спокойны. Улыбнитесь.

Слайд

 

Найдите свой (девиз жизни), который поможет вам спастись от уныния и отчаяния в трудные моменты жизни. Который успокаит т и повысит ваше настроение. Приведу примеры таких своеобразных «волшебных слов», которые ведут нас по жизни?

· «Я об этом сейчас думать не буду. Я подумаю об этом завтра», - так говорила Скарлет О,Хара

· «Спокойствие, только спокойствие!», - любил повторять симпатичный Карлсон

· «Я самая обаятельная и привлекательная!», - таким аутотренингом занималась героиня популярного одноимённого российского фильма

· «Ребята! Давайте жить дружно!», - ещё одна девиз, принадлежащий симпатичному коту – герою мульфильма.

Найдите для себя простые и мудрые слова, которые будут вести вас по жизни, успокаивая и ободряя, вдохновляя и взбадривая. Найдите любимые стихи, интересные цитаты, высказывания известных людей. Пусть выбранные вами строки помогают вам жить, создают жизненную перспективу

Слайд

Главное – это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, прекрасные лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь.

Вопрос в том, умеем ли мы это замечать, ощущать, умеем ли мы радоваться.

Главное – это установка на радость!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема моего выступления «Профилактика эмоционального выгорания».  

Я сегодня постараюсь вам рассказать о том, что такое синдром эмоционального выгорания учителя, в чём он проявляется, какие предпосылки характерны для него. А также предложу несколько практических упражнений на снятие тревожности и нервного напряжения, психологических советов, о том как можно его избежать для того чтобы Ваша работа приносила Вам радость и удовлетворение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.029 с.)