Пройти собеседование по прочитанным фольклорным текстам (63 обязательных текста – 21 балл, 0,3 балла за текст). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пройти собеседование по прочитанным фольклорным текстам (63 обязательных текста – 21 балл, 0,3 балла за текст).



ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Фольклор» предназначена для студентов 1 курса заочного отделения филологического факультета ПГСГА

Программа по курсу «Фольклор» включают в себя:

а) программу учебного курса;

б) темы практических занятий и контрольные вопросы для промежуточной аттестации;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список фольклорных текстов, учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора;

д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;

Примечание 1. Обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции из-за дефицита часов, и целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно. Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но подробный список дополнительной литературы.

Примечание 2. Поскольку курс «Фольклор» - это один из первых опытов изучения истории словесного искусства, то обязательным для освоения курса и сдачи экзаменов по курсу необходимо составлять и представлять на проверку преподавателю конспекты научных материалов, которые предусмотрены для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.

Примечание 3. Поскольку курс «Фольклор» является историко-литературным, важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую полностью искажает сюжет, а соответственно и подлинное содержание произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; может быть, сказитель, от которого записан текст; место издания, издательство, год издания). В-третьих, минимальный объем списка, представленного на собеседовании, таков:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 10 сюжетов,

г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 10 сюжетов,

д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод»

е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студент должен свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должен уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.

Требованиякэкзамену. Для успешной сдачи экзамена студент должен:

1. Посетить аудиторных занятий и консультации перед экзаменом. При пропусках необходимо письменно отработать пропущенные занятия по предложенным преподавателем вопросам (4 балла каждое занятие – 24 баллов). При отсутствии возможности посетить занятие, студент получает индивидуальное задание для отработки пропуска, выполняется письменно, оценивается по качеству письменного ответа (отработка от 0,5 до 3 баллов за ответ на один вопрос).

2. В срок сдать преподавателю письменное задания по промежуточной аттестации для проверки (одно задание – от 1 до 5 баллов).

3. Составить конспекты к 3 практическим занятиям и уметь на экзамене отвечать на контрольные вопросы по темам практических занятий (конспект – 1 балл, всего 6 баллов за все конспекты; ответы на контрольные вопросы – от 1 до 5 баллов).

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1.
ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

ТЕМА 2.
ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах: развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров.

ТЕМА 3.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА.
КЛАССИЧЕСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ
И СОВЕТКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА.
ШКОЛЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.

История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.

История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.

Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.

ТЕМА 4.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРА

Древнейший период возникновения и развития фольклора, представление о мифологическом сознании, о мифологическом пространстве и времени, основные категории, анимизм, тотемизм, фетишизм, магизм и др. Состояние фольклора в феодальную эпоху. Фольклор в эпоху капитализма, Фольклор в ХХ в. Проблема генезиса фольклора, Проблема коллективного и индивидуального в фольклоре. Генезис фольклорного синкретизма. Фольклор и проблема типологии.

ТЕМА 5.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МИФЕ И МИФОЛОГИИ.
ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
КАТЕГОРИИ МИФА

Понятие о мифе и мифологии. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества и основной способ понимания мира первобытным человеком. Всеохватность мифологии. Мифологическое время и пространство. Соотношение мифа и ритуала. Категории мифов. Категории мифологических героев. Мифология как системное представление о мире. Мифотворчество в современную эпоху. Изучение мифа. Взаимодействие мифа и фольклора. Понятие об «архетипах».

ТЕМА 6.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Общая характеристика обрядовой поэзии, ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии.

Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах. Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней.

Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни.

Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний в похоронном обряде.

Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями.

ТЕМА 7.
ЗАГОВОРЫ

Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия.

Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения.

Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра.

ТЕМА 8.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией.

Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

ТЕМА 9.
ЗАГАДКИ

Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок.

ТЕМА 10.
ПОНЯТИЕ «УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
«УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ГЕНЕЗИС, ПОЭТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ
И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ.

Понятие «устная народная прозы», ее жанры, принципы жанрового деления.

История собирания и изучения сказки. Классические собрания сказок: сборники А.Н.Афанасьева, И.А.Худякова, Д.Н.Садовникова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М.Соколовых, М.К.Азадовского, А.И.Никифирова и др. Собирание и изучение русской несказочной прозы.

Определение жанра сказки. Соотношение мифа и сказки. В.Пропп о генезисе сказочного жанра. Соотношение вымысла и реальности в сказке, эпоха ее возникновения, этапы формирования, истоки основных сказочных сюжетов.

Исторические корни сказки. Определение поэтики сказки как целостной художественной системы. Генезис и особенности сказочной композиции. Функциональность образной системы как отражение архаических представлений о человеке и мире. Проблема типологического сходства сказочных сюжетов. Поэтика сказки и проблема личностного сознания в искусстве. Время и пространство в сказке.

Опыт классификации сказочных сюжетов. Сказки о животных: генезис, поэтика, стиль. Волшебные сказки: происхождение художественного вымысла, жизненные основы архаических сюжетов. Древнейшие мотивы и их поздние трансформации. Отражение мировоззрения разных эпох в художественной ткани сказки. Социально-бытовая сказка: происхождение вымысла, его социальная и идейно-художественная природа.

Жанровое определение былички. Генезис и поэтика жанра: выражение в быличках представлений о низшей демонологии; композиция былички. Принципы функционирования и трансформации быличек и бывальщин в зависимости от социально-бытовых и исторических аспектов их бытования.

Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы: памятные события из истории и об исторических лицах (Иван Грозный, Петр I, Степан Разин и др.), топонимические предания. Отражение народного мировоззрения в области осмысления истории: смещение реальных фактов, анахронизмы, наложение мифологических схем на восприятие истории. Отношение предания к другим жанрам устной прозы.

Жанровое определение легенды. Генезис и поэтика легенды: связь с религиозным сознанием и церковной книжностью, черты двоеверия; способы создания чудесного, соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику. Жанр легенды как способ формирования «народного христианства», атеистических (богоборческих и еретических) учений, «народных утопий» в народном мировоззрении в эпоху средневековья и нового времени. Принципы функционирования жанра и место легенды среди других жанров фольклора.

ТЕМА 10.
РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС.
ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА БЫЛИН.
ИСТОРИЗМ БЫЛИН.
ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИН

Определение понятия «эпос», «архаический эпос», «героический эпос», основные признаки жанра. Происхождение термина «былина». История собирания и изучения былин, основные издания. Мастерство сказителей.

Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов

Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов.

ТЕМА 11.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РУССКОГО НАРОДА

Происхождение термина «исторические песни». Основные жанровые признаки исторических песен (различение жанров исторической песни, былины и баллады). История собирания и изучения исторических песен.

Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа.

ТЕМА 12.
БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ

Определение жанра. История термина «баллада». Своеобразие русских баллад и их происхождение. Ранние баллады ХIV-ХVI вв. Поздние баллады конца ХVII – начала ХVIII вв. Народные баллады и творчество калик перехожих. Поэтика баллады: особенности композиции, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха. Русская баллада и баллады народов мира: типологическое сходство и своеобразие. Эволюция жанра в лиро-эпической традиции ХХ в.

ТЕМА 13.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др.

Поэтика лирических песен. Композиционные формы лирической песни: монологическая, диалогическая, описательная, повествовательная, смешанная. Композиционные принципы лирической песни: Психологический (художественный, поэтический) параллелизм, цепочное построение, ступенчатое сужение образов, принцип выделения и др. Песенные средства художественной выразительности: специфика песенной символики, постоянные и непостоянные эпитеты, звукопись и т.д.

ТЕМА 14.
ЧАСТУШКА

Определение жанра частушки, ее генезис и поэтика. Архаическое и современное в частушке. Внутрижанровая и тематическая классификация, циклы частушек. Образ человека, предполагаемый автор и предполагаемый персонаж: обостренный интерес к личности, ирония, автоирония. Своеобразие бытования частушки. Изучение и собирание частушки.

ТЕМА 15.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Драматизированные исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. Зачатки драматического действия в народных обрядах и играх.

Ранние свидетельства о народных представлениях. Скоморохи. Народный кукольный театр. Вертеп. Традиции школьной драмы в содержании вертепного спектакля. Театр Петрушки.

Солдатский театр. «Царь Максимилиан», «Как француз Москву брал».

Крестьянский театр. Драматические действия в календарной и семейной обрядности. Масленичные игры как драматические представления. Традиции народных исторических (удалых) песен в драме «Царь Максимилиан» и «Лодка».

Художественные особенности народного театра, постановка, принципы актерского исполнения, календарное приурочение спектакля. Поэтика и стиль народного театра: повторы, ритмизация речи, средства комизма – алогизм, игра слов, реализация метафоры. Способ функционирования народной драмы. Оформление народных спектаклей. Русский народный театр и международная традиция народного театра.

ТЕМЫ, ЗАДАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие № 1.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие предполагает знакомство с монографией В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», чтобы студенты могли разобраться в композиционной структуре волшебной сказки. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции монографии. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее: для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать гл. «Предпосылки», на второй – гл. «Завязка», на третий – гл. «Таинственный лес» и «Большой дом», на четвертый – гл. «Волшебные дары», на пятый – гл. «Переправа» и «За тридевять земель» и, наконец, на шестой вопрос – гл. «Сказка как целое».

Практическое занятие № 2.

ЛИТЕРАТУРА

Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 120-137).

Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя»)

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274.

Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42).

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий.

1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев.

2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным.

3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса).

4. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обусловливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху.

5. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.

 

Практическое занятие № 3

ЛИТЕРАТУРА.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. С.163-276 (или репринтное издание М.: Восточная литература РАН, 2000. 163-276).

 

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практическое занятие ставит целью более глубокое и в несколько другом аспекте, чем на лекции, ознакомление с проблемами мифа и мифологического сознания. Для этого необходимо прочитать, разобраться, законспектировать и репродуцировать монографию по предложенным вопросам. Это даст возможность соединить в сознании студентов представления о сходстве мифологических системам разных народов мира, увидеть типологические закономерности развития культур разных народов, что даст впоследствии возможность проследить становление фольклорных (а потом и литературных) сюжетов, тем, мотивов, образов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Вопросы по фольклористике

1. Фольклористика как наука.

2. Изучение и первые записи фольклора в 17- начале 18 вв.

3. Изучение и первые записи фольклора во второй половине 18 в.

4. Основные научные принципы, имена представителей и основные работы русской мифологической школы.

5. Основные научные принципы, имена представителей и основные работы русской школы заимствования («бродячих сюжетов», миграционной школы).

6. Основные научные принципы, имена представителей и основные работы русской исторической школы.

7. Основные научные принципы, имена представителей и основные работы русской сравнительно-исторической школы (компаративизм в фольклористике).

8. Научная деятельность Ф.Буслаева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

9. Научная деятельность А.Афанасьева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

10. Научная деятельность О.Миллера, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

11. Научная деятельность В.Миллера, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

12. Научная деятельность А.Пыпина, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

13. Научная деятельность А.Веселовского его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

14. Научная деятельность Н.Андреева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

15. Научная деятельность А.Майкова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

16. Научная деятельность и собирательская Д.Садовникова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

17. Научная и собирательская деятельность братьев Ю.Соколова и Б.Соколова, их вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

18. Научная деятельность В.Проппа, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

19. Научная деятельность Е.Мелетинского. его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

21.  Научная деятельность Б.Путилова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

22.  Научная деятельность и собирательская деятельность А.Астаховой, ее вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

23. Научная деятельность Э.Померанцевой, ее вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.

24. Собирательская деятельность Е.Барсова.

25. Собирательская деятельность А.Гильфердинга.

26. Собирательская деятельность П.Рыбникова.

27. Собирательская деятельность А.Соболевского.

28.  Собирательская деятельность Д.Зеленина.

29.  Собирательская деятельность И.Сахарова.

30.  Собирательская деятельность И.Снегирёва.

31.  Собирательская деятельность В.Даля.

32.  История собирания и изучения обрядового фольклора (календарные и семейные обряды русского народа).

33.  История собирания и изучения жанра сказки (животного эпоса, волшебной сказки, семейно-бытовой).

34.  История собирания и изучения русского героического эпоса (былин).

35.  История собирания и изучения исторических песен русского народа.

36.  Русские сказители.

Примечания к заданиям для промежуточной аттестации.

Каждый студент выбирает для себя по одному вопросу. Ответ на вопрос задания предполагает письменный ответ, предоставленный преподавателю до даты экзамена. Ответ на вопрос должен быть обстоятельным, не менее пяти страниц текста (бумага А 4, 14 кегль, через 1,5 интервала). Для ответов на вопросы задания следует пользоваться указанными в списке литературы книгами (они выделены особым шрифтом и жирным шрифтом), можно пользоваться и другой, дополнительной, но обязательно научной, а не популярной литературой.

ПРОГРАММНЫЙ ВОПРОСНИК ПО КУРСУ
«ФОЛЬКЛОР»
ДЛЯ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.

2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.

3. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни

4. Общая характеристика семейной обрядовой поэзии. Свадебная обрядовая поэзия. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.

5.  Генезис и поэтика малых жанров фольклора: заговоры, пословицы, поговорки, загадки. История собирания, изучения и основные сборники.

6.  Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок, основные сборники. Животный эпос, социально-бытовые сказки; происхождение вымысла, темы, идеи, образы.

7.  Взаимосвязь мифа, обряда и сказки. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов.

8.  Жанровые признаки устной несказочной прозы. Генезис и поэтика преданий, легенд, сказов. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация.

9. Определение жанровых признаков былины. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов. История собирания, изучения и основные издания былин.

10.  Основные сюжеты былин древнейшего периода. Тематика и поэтика былин Киевского цикла. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла.

11.  Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов.

12.  Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация. Исторические песни 19 века.

13.  Народная баллада. Происхождение и признаки жанра.

14.  Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис.

15. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности.

16. Поэтика и генезис жанра частушки.

17.  Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора. Школы русской фольклористики.

18.  Основные черты фольклора доклассового общества.

19.  Фольклор в эпоху феодализма.

20.  Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора).

 

УЧЕБНАЯ, СПРАВОЧНАЯ, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ
 ПО КУРСУ «ФОЛЬКЛОР»

Учебники и учебные пособия.

1. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. 285 с.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учеб. для вузов по спец. «Филология». М.: Флинта, 1998. 398 с.

3. Кравцов Н.И. Русское устное поэтическое творчество. М.: Просвещение, 1971. 246 с.

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское фольклор: Учеб. для филол. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1983. 448 с.

5.  Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб пособ. для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит». 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 207 с.

6. Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. А.М.Новиковой. М.: Просвещение, 1986. 367 с.

7.  Русская фольклористика. Хрестоматия. / Под ред. Минц С.И., Померанцевой Э.В. М.: Просвещение, 1971. 470 с.

Хрестоматии по фольклору

1. Вавилова В.А., Василенко С.И. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1978. 527 с.

2.  Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия. / Сост. Морохин В.Н. 2-е изд., испр. и допол. М.: Высшая школа, 1986. 399 с.

3.  Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. / Сост. В.Н.Морохин. Для филол. спец. ун-тов. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1983. 303 с.

4.  Русские исторические песни. Хрестоматия. Для филол. фак. / Сост. В.И.Игнатов. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Высшая школа, 1985. 223 с.

5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Под ред. С.И.Минц, Э.В.Померанцевой. М., 1971. 336 с.

6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для филол. фак-тов пединститутов. / Под ред. Н.И.Кравцова. 2 –е изд., доп. М.: Высшая школа, 1978. 527 с.

7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Под ред. А.М.Новиковой. М.: Высшая школа, 1971. 495 с.

8. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Круглов. Л.: Просвещение, 1981. 559 с.

Сказки

1. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. Т.1. М: Госполитиздат, 1957. 514 с.

2.  Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. Т.2. М: Госполитиздат, 1957. 510 с.

3.  Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. Т.3. М: Госполитиздат, 1957. 572 с.

4.  Народные сказки. / Сост., авт. вст. ст. и коммент. Ю.Г.Круглов. М.: Товарищество «Возрождение», 1992. 366 с.

5.  Народные сказки. / Сост., авт. вст. ст. и коммент. Ю.Г.Круглов. М.: Товарищество «Возрождение», 1993. [Биб-ка русской сказки: в 10-ти т. Т.3. 317 с., Т.4. 349 с., Т.5. 333 с.]

6.  Русская сатирическая сказка. / Предисл., примеч. и ред. текстов Д.Молдавского. М.: Гослитиздат, 1958. 404 с.

7.  Сказки: В 3 кн. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. М: Советская Россия, 1988. 544 с. [Библиотека русского фольклора; т.2].

Былины

1. Былины: В 2 т. Т.1. / Подгот. текстов, вст. ст. и коммент. В.Я.Проппа и Б.Н.Путилова. М.: Гослитиздат, 1958. 564 с.

2. Былины. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М.: Советская Россия, 1988. 576 с. [Библиотека русского фольклора; т.1].

3. Былины. / Вступ. ст., подгот. текстов и примеч. Б.Н.Путилова. Л.: Советский писатель, 1957. 484 с.

4. Былины. / Сост. Ю.Г.Круглов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1993. 205 с.

5. Добрыня Никитич и Алеша Попович. / Подг. Ю.И.Смирнов и В.Г.Смолицкий. М.: Наука, 1974. 447 с.

6. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч.1. М.: Советская Россия, 1990. 141 с.

7. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч.2. М.: Советская Россия, 1990. 143 с.

Другие жанры

1. Народная проза. / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. С.Н.Азбелев. М.: Русская книга, 1992. 609 с. [Библиотека русского фольклора; Т. 12].

2. Исторические песни. Баллады. / Сост., подготов текстов, вступит ст. и коммент. С.И.Азбелева. М.: Современник, 1991. 764 с.

3. Народные баллады. / Вступ. ст., подготов. текста и коммент. Д.М.Балашова. / Под общ. ред. А.М.Астаховой. М.; Л., Советский писатель, 1963. 447 с.

4. Сахаров И.П. Сказания русского народа: Народный календарь. М., 1990. 175 с.

5. Частушки. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М.: Советская Россия, 1990. 656 с. [Библиотека русского фольклора; т.9].

6. Русские народные песни. М.: Гослитиздат, 1952. 735 с.

7. Русские народные песни. М.: Гослитиздат, 1959. 223 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.132 с.)