Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема поэтики, генезиса и историзма русских былин.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Чем можно объяснить то, что эпос любого народа всегда состоит только из разрозненных отдельных песен? Почему сам народ никогда не создает эпопеи, а эпопея не соответствует внутренней системе фольклора? 2. Почему фольклорная логика, по-своему глубокая и сложная, не требует мотивировок? 3. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа о том, что «народный эпос обладает не внешней целостностью, а внутренним единством»? 4. Какие стадии развития эпоса выделяет В.Я.Пропп в работе «Русский героический эпос»? Как исследователь решает вопрос о взаимоотношении эпоса и истории? 5. Почему в книге «Русский героический эпос» В.Я.Пропп обращается к рассмотрению эпических произведений народов Севере, генетически с русским народным эпосом не связанным. 6. Как доказать, что эпосы разных народов развиваются по общим закономерностям (на примере функционирования древнейших форм эпохи первобытнообщинного строя)? 7. Как А.П.Скафтымов ставит и разрешает проблему историзма былин? Считает ли он возможным связь эпического героя с историческими прототипами? 8. Как в композиции былины достигается эффект неожиданности: мотив предварительной недооценки героя; мотив предсказания, «беды неминучей»; архаическая природа мотива преувеличения силы противника? 9. Каковы особенности описания боя в героическом эпосе? 10. Как в былине проявляется тенденция наибольшего выделения героя, являющаяся общеэпической традицией? Чем можно объяснить, что в былине почти полностью исключена возможность гибели героя? Какова роль и генезис последовательной идеализации героя и его мира в эпосе. 11. Как А.П.Скафтымов объясняет отсутствие описательного элемента в богатырских былинах? 12. Отличается ли замкнутое время сказки от замкнутого времени былины? 13. Как вы понимаете двойную замкнутость в завершенность «эпического времени»? 14. Как можно определить основные черты «эпической эпохи»? 15. Как можно объяснить однонраправленность, однолинейность «эпического времени»? Какими фольклорными представлениями объясняется согласование времени с характером и плотностью событий? 16. Почему в былине есть природа (леса, горы, степи, дороги), но отсутствует пейзаж в современном понимании? 17. Как особенности времени былины соотносятся с отсутствием в ней автора? ЛИТЕРАТУРА Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 120-137). Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя») Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274. Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42). ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий. 1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев. 2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным. 3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса). 4. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обусловливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху. 5. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.
Практическое занятие № 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.008 с.) |