Типичные ошибки и нарушения, выявляемые при аудите операций с материально - производственными запасами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки и нарушения, выявляемые при аудите операций с материально - производственными запасами



Неотфактурованные поставки

Неотфактурованными поставками называются МПЗ, которые поступили в организацию без сопроводительных документов. Такая ситуация может возникать при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар. Ст.ст. 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от отсутствия или наличия расчетных документов.

Правила бухгалтерского учета неотфактурованных поставок регламентированы п.п. 36 - 41 Методических указаний по МПЗ.

Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке не менее чем в двух экземплярах по унифицированной форме: № ТОРГ-4 – если поступили товары и № М-7 – если поступили материалы.

Организации следует проверить, не числятся ли поступившие неотфактурованные запасы как находящиеся в пути или как дебиторская задолженность.

При получении расчетных документов поставщика бухгалтер обязан:

1) проверить, не списывались ли неотфактурованные МПЗ на себестоимость в текущем периоде;

2) в случае списания части неотфактурованных МПЗ определить процентную долю списанных на себестоимость производства (реализации) и оставшихся на складе МПЗ;

3) скорректировать оценку МПЗ, оставшихся на складе согласно п. 40 Методических указаний по МПЗ;

4) отнести на счет 91 "Прочие доходы и расходы" сумму дооценки МПЗ, списанных на себестоимость производства (реализации).

НДС. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ организация вправе зачесть НДС только в случае, если у нее есть счет-фактура с выделенным НДС. Следовательно, по неотфактурованной поставке этот налог не возмещается до тех пор, пока поставщик не представит расчетные документы. Приходуются материалы без выделения НДС расчетным путем, даже если этот налог выделен в договоре отдельной суммой, так как оснований (счета-фактуры и других расчетных документов) для его выделения из цены не имеется.

Налог на прибыль. В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материалов складывается из цены материалов и затрат на их приобретение. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, должны быть подтверждены документально. Поскольку расчетные документы еще не получены, в качестве подтверждающего цену документа можно использовать договор.

Если в договоре цена не установлена, считается, что стоимость материалов определить нельзя, следовательно, организация не вправе включать стоимость таких материалов в расчет налога на прибыль. Данные материалы можно будет учесть в составе расходов лишь тогда, когда поставщик пришлет документы.

При реализации товаров, учтенных в неотфактурованных поставках, правомерно использовать п. 2 ст. 268 НК РФ и скорректировать себестоимость проданных товаров в периоде отражения реализации. Соответственно, придется подать уточненную налоговую декларацию.

Ошибки в учете материалов, полученных при ликвидации основных средств

Материалы, полученные от ликвидации объектов основных средств, организация может использовать в собственном производстве либо реализовать на сторону.

Первичным документом для отражения в бухгалтерском и налоговом учете является Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). В бухгалтерском учете оставшиеся после демонтажа материалы приходуются по рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01). У организации возникает прочий доход.

Для целей исчисления налога на прибыль эти материалы учитывается в составе внереализационных доходов по рыночной цене (п. 13 ст. 250, п.п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). В дальнейшем при их расходе стоимость такого имущества определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13

 

Типичные ошибки и нарушения, выявляемые при аудите операций с материально - производственными запасами

Фомичева Л. П.
аудитор,
член Палаты налоговых консультантов РФ

Данная статья может служить подспорьем тем, кто готовится к сдаче экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит). В теме 19 по бухгалтерскому учету Программы проведения экзаменов1 вопрос звучит так, как и в заголовке статьи. Кроме того, она послужит методическим материалом для преподавателей УМЦ, которые готовят аудиторов к сдаче таких экзаменов.

Документальное оформление операций

Очень часто аудитор выявляет, что документальное оформление операций по оприходованию и списанию материалов находится не на должном уровне. Чаще всего имеются нарушения в оформлении операций прихода и расхода (списания) материальных ценностей унифицированными бланками, которые могут отсутствовать вообще либо в них могут не заполняться все необходимые реквизиты. В данном случае нарушается ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Поэтому на основании неправильно оформленных документов нельзя делать записи в бухгалтерском учете. Кроме того, неверное оформление документов вызывает споры с налоговыми органами по принятию расходов в целях исчисления налога на прибыль. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, произведенные на территории РФ, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с правилами российского законодательства.

Рассмотрим детально наиболее распространенные ошибки в оформлении первичных документов.

1. Оприходование поступающих товарно-материальных ценностей (МПЗ) производится организацией без оформления приходных ордеров унифицированной формы № М-4 или проставления штампа с реквизитами приходного ордера на накладной поставщика, что является нарушением требований п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее по тексту - Методические указания по МПЗ). Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

2. Приходные ордера составляются организацией в электронном виде, без составления документа на бумажном носителе; подписи материально ответственных лиц на приходных ордерах отсутствуют (нарушение п. 6, 11, 12 и 136 Методических указаний по МПЗ, ст. 252 НК РФ).

3. Приобретенные материально - производственные запасы, например через подотчетных лиц, не приходуются на счета материального учета.

Данные ошибки не дают возможности подтвердить факт оприходования ценностей, что важно не только для бухгалтерского и налогового учета, но и для принятия к вычету «входного» НДС (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Неправильное оформление первичных документов приравнивают к их отсутствию и, как следствие, налогоплательщику отказывают в вычетах по НДС. По данному вопросу существует арбитражная практика и не всегда в пользу налогоплательщика.

Невозможно подтвердить факт принятия на материальную ответственность ценностей материально-ответственным лицом.

4. В товарных накладных (ТОРГ-12) на поставку товаров стоимость отражается только в иностранной валюте. По мнению Минфина РФ это является нарушением действующих правил оформления первичных документов (см. письма от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/2/127, от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/866).

5. Питьевую воду в бутылях в офисах можно встретить на каждом шагу. Но бухгалтеры забывают, что бутыли являются многооборотной возвратной тарой, которая должна быть оприходована на счете 10-4 (п. 179 Методических указаний по МПЗ). Возвращенная поставщику тара списывается по ценам, предусмотренным в договоре, записью:

Д-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

К-т сч.10 "Материалы", субсчет 4 "Тара и тарные материалы".

Неотражение в учете тары ведет к искажению остатков запасов и неверному формированию кредиторской задолженности.

Кроме того, ошибка ведет к возможному искажению начисления НДС. В соответствии с п. 7 ст. 154 НК РФ при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, в налоговую базу по НДС тара не включается, если она подлежит возврату продавцу. Поэтому ошибкой является указание ставки НДС в счете-фактуре по данной позиции тары.

Кулеры, которые сдаются организации в аренду поставщиком воды, должны быть отражены в качестве арендованных основных средств на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах аренды. Если они не квалифицируются в качестве основных средств, то для учета материально-производственных запасов (далее - МПЗ), не являющихся собственностью организации, предназначен счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Отражение чуждого имущества за балансом важно для правильного проведения инвентаризации.

6. Списание на расходы товарно-материальных ценностей по первичным документам, часто производится документами, не содержащимся в альбомах унифицированных (типовых) форм, например расходной накладной унифицированной формы № М-11 (нарушение ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, при ее оформлении часто нарушаются требования п.п. 97 и 98 Методических указаний по МПЗ – отсутствуют шифры расхода, при этом акт на списание не оформляется. Поскольку унифицированная форма акта отсутствует, разработанный организацией документ должен быть утвержден, например, в качестве приложения к учетной политике. Эта ошибка ведет к непринятию расходов для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль.

7. В организации отсутствуют нормативы образования безвозвратных отходов каждого вида сырья и материалов, используемых в производстве, исходя из технологических особенностей производственного цикла и процесса транспортировки (технологическое карты, сметы технологического процесса и т. п.). Такие документы должны разработать специалисты организации, контролирующие технологический процесс (например, технологи), документ нужно утвердить у руководства (например, главным технологом или главным инженером). Суммы технологических потерь организация сможет принять в уменьшение налоговой базы по прибыли только в пределах обоснованных и документально подтвержденных нормативов.

8. Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными унифицированной формы ТОРГ-12, а не формы № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». О том, что при отгрузке готовой продукции покупателям (заказчикам) применяется форма № М-15, а не форма № ТОРГ-12 Минфин России подтверждал не раз в своих письмах от 29.01. 2003 г. № 16-00-14/32, от 07.04. 2006г. № 03-11-05/96, от 04.04. 2006 г. № 03-11-04/3/186.

Неотфактурованные поставки

Неотфактурованными поставками называются МПЗ, которые поступили в организацию без сопроводительных документов. Такая ситуация может возникать при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар. Ст.ст. 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от отсутствия или наличия расчетных документов.

Правила бухгалтерского учета неотфактурованных поставок регламентированы п.п. 36 - 41 Методических указаний по МПЗ.

Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке не менее чем в двух экземплярах по унифицированной форме: № ТОРГ-4 – если поступили товары и № М-7 – если поступили материалы.

Организации следует проверить, не числятся ли поступившие неотфактурованные запасы как находящиеся в пути или как дебиторская задолженность.

При получении расчетных документов поставщика бухгалтер обязан:

1) проверить, не списывались ли неотфактурованные МПЗ на себестоимость в текущем периоде;

2) в случае списания части неотфактурованных МПЗ определить процентную долю списанных на себестоимость производства (реализации) и оставшихся на складе МПЗ;

3) скорректировать оценку МПЗ, оставшихся на складе согласно п. 40 Методических указаний по МПЗ;

4) отнести на счет 91 "Прочие доходы и расходы" сумму дооценки МПЗ, списанных на себестоимость производства (реализации).

НДС. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ организация вправе зачесть НДС только в случае, если у нее есть счет-фактура с выделенным НДС. Следовательно, по неотфактурованной поставке этот налог не возмещается до тех пор, пока поставщик не представит расчетные документы. Приходуются материалы без выделения НДС расчетным путем, даже если этот налог выделен в договоре отдельной суммой, так как оснований (счета-фактуры и других расчетных документов) для его выделения из цены не имеется.

Налог на прибыль. В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материалов складывается из цены материалов и затрат на их приобретение. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, должны быть подтверждены документально. Поскольку расчетные документы еще не получены, в качестве подтверждающего цену документа можно использовать договор.

Если в договоре цена не установлена, считается, что стоимость материалов определить нельзя, следовательно, организация не вправе включать стоимость таких материалов в расчет налога на прибыль. Данные материалы можно будет учесть в составе расходов лишь тогда, когда поставщик пришлет документы.

При реализации товаров, учтенных в неотфактурованных поставках, правомерно использовать п. 2 ст. 268 НК РФ и скорректировать себестоимость проданных товаров в периоде отражения реализации. Соответственно, придется подать уточненную налоговую декларацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.023 с.)