Особенности возникновения и течения психических расстройств у несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возникновения и течения психических расстройств у несовершеннолетних.



Нарушения психического развития детей и подростков многообразны в проявлениях и зависят не только от действия различных патогенных (эндогенных и экзогенных) факторов, но и от возрастного периода ребенка и подростка. Эти нарушения могут затрагивать все психические параметры ребенка и подростка.

Довольно частыми расстройствами у детей являются нарушения речевой функции, ее задержка или искажение, в результате чего снижается возможность установления контакта с близкими и окружающими. Эти нарушения проявляются в характере артикуляции и эксперессивности речи. Они часто не связаны с интеллектуальной недостаточностью. Отмечаются также нарушения в овладении школьными знаниями: письма, чтения, математики. Эти нарушения могут относиться к отдельным дисциплинам или к их комплексу. Приведенные выше расстройства нельзя объяснить состоянием интеллектуального отставания или неадекватностью обучения детей.

Особо выделяется в расстройстве психического развития детей и подростков формирование синдрома аутизма. Эти варианты аутистического синдрома получили названия по именам авторов, описавших их.

Детский аутизм Канера. Возникает с самого раннего возраста, отличается дисгармоничным развитием эмоциональной, познавательной и моторной функций, стереотипной формой игровых действий, отсутствием адекватных эмоциональных реакций на окружающее и близких.

Синдром аутизма Аспергера. Здесь также наблюдается отчужденность от окружающего мира. Мотивацией поведения, основой интересов служат внутренние побуждения. У таких пациентов более развита речь и интеллект по сравнению с больными с синдромом Канера. Проблемы возникают при поступлении в школу в связи с трудностями адаптации.

Синдром аутизма Ретта. Заболевание возникает у детей при нормальной беременности и родах матери, а также раннем нормальном развитии до 1,5 лет. В последующем происходит регресс. В динамике регресса синдрома выделяются стадии: первая - аутистическая. В дальнейшем нарастает психическая деградация вплоть до слабоумия, соматических и неврологических расстройств.

Основной синдром - аутистический - может сочетаться с другими психопатологическими расстройствами: аффективными, двигательными и т.д.

В группе расстройств психического развития часто встречаются такие варианты нарушений, как инфантилизм и гиперкинетический синдром.

Инфантилизм характеризуется наличием в психике личности особенностей, присущих детскому возрасту: доверчивости, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой недостаточности, наивности и поверхностности в суждениях и умозаключениях. Интересы поверхностны и неустойчивы. Мотивация к любой деятельности, требующей напряженных усилий, нестойкая.

Выделяется гармоничный и дисгармоничный инфантилизм. При гармоничном инфантилизме наблюдается сочетание психического инфантилизма с особенностями соматической конституции. Личность выглядит моложе своих лет - инфантильный тип телосложения.

Дисгармоничный инфантилизм. Здесь помимо общих признаков инфантилизма имеется гипертрофия ряда психологических качеств личности: эмоциональная повышенная возбудимость, конфликтность, эгоизм и другие психопатические черты.

Поведенческие и эмоциональные расстройства, проявляющиеся обычно в детском и подростковом возрасте (неспецифированные расстройства).

Гиперкинетический синдром. Синдром характеризуется ранним началом. Ребенок не может сколько-нибудь длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо занятии, предмете, крайне отвлекаем, беспокоен. Испытывает напряжение, дискомфорт, если вынужден ограничить свою двигательную активность. Его действия, поступки часто маломотивированы, производят впечатление импульсивных и неадекватных ситуации, в которой он находится. Со временем, в подростковый период, его поведение становится более спокойным, а внимание - более организованным. В ряде случаев в редуцированном виде черты этого синдрома сохраняются долгое время. Причины синдрома полиэтиологичны, обусловлены как физиологическими, так и психологическими факторами.

Расстройства поведения. Проявляются преимущественно диссоциальной направленностью: девиантностью и агрессивностью. Расстройство устойчиво и не способствует заострению отдельных характерологических черт у подростков в связи с пубертатными кризами (с претензиями на независимость, самостоятельность). В поведении подростков наблюдаются жестокость к животным, людям, игнорирование общественных норм поведения, кражи, бегство из дома и т.д.

Отмечаются также парциальные проявления диссоциального и социального поведения: диссоциальное поведение ребенка, подростка в рамках своей семьи и социальное поведение в среде своих сотоварищей. При специальном рассмотрении эмоциональных расстройств учитывается возрастной фактор. Исследования показали, что большинство детей с эмоциональными расстройствами в дальнейшем становятся нормальными взрослыми людьми. И наоборот, у многих взрослых с невротическими расстройствами не наблюдалось значимых психопатологических предвестников. Допускается положение, что многие эмоциональные расстройства у детей, по-видимому, являются в большей степени заостренными проявлениями нормального развития, чем патологического.

Другие поведенческие и эмоциональные расстройства в детском и подростковом возрасте: тики (непроизвольные мышечные подергивания), энурез неорганической природы (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание и др.

Особо следует обращать внимание на неожиданные изменения в поведении подростка, для которых отсутствуют видимые причины. В таком случае необходимо иметь в виду, что одной из таких причин может быть употребление подростком психоактивных средств: бытовой химии (различные растворители), психотропных препаратов, наркотиков. После вдыхания паров различных химических растворителей у подростков часто на лице выступают аллергические высыпания, при внутривенном введении наркотических препаратов - следы от уколов на руках, со стороны психического состояния наблюдается повышение настроения, эйфории, говорливость без видимых причин, иллюзорные восприятия, галлюцинаторные переживания. Возможны также острые психотические расстройства, в том числе и различные по степени выраженности нарушения сознания.

Необъяснимые на первый взгляд нарушения поведения у подростков могут быть результатом начала эндогенного психического расстройства, в частности шизофрении. Подросток становится замкнутым, утрачивает контакты со сверстниками, теряет интерес к занятиям в школе. Часто появляется безразличие к близким, а нередко и враждебность, агрессия. Вместе с тем может наблюдаться появление новых необычных интересов, увлечений, занятий философией, астрономией. Этим увлечениям уделяется все свободное время, однако подросток бывает не в состоянии изложить, в чем состоит суть его познаний в этих областях. В психиатрии такая особенность увлечения подростка квалифицируется как философская интоксикация. Также в подростковом возрасте отмечаются нарушения поведения, определяющиеся расторможенностью низших влечений (склонность к сексуальным эксцессам, алкоголизации, воровству). Эти особенности поведения сочетаются с эмоциональным огрублением. Такие психопатологические проявления квалифицируются как гибоидный синдром. Последний встречается при шизофрении и патологических расстройствах личности (психопатиях), вследствие чего лечение и профилактика данных расстройств должны проводиться с учетом этого обстоятельства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)