Морфологический анализ текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический анализ текстов



Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках и такмакахразличных частей речи(приложение№6): глаголов, местоимений, имен существительных, междометий, частиц, полных и кратких прилагательных, наречий, имен числительных,слов категории состояния.Реже используются причастия.

Мы решили узнать, какие части речи чаще участвуют в создании частушек и песен. Произвольно взяли 10 частушек и 10 такмаков. Морфологический анализ текстов выявил следующее: имен существительных оказалось больше -38%, глаголов-26%, местоимений-20%, прилагательных-16%.

Данные части речи указывают на разговорный, эмоциональный текст частушек и такмаков.

Выразительные-изобразительные средства частушек и такмаков

Наблюдения за лексикой этих песен, привели меня к выводу, частушки и такмаки-целая кладезь выразительных средств языка.(приложение №7) Лексика их многообразна и изобразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой песни. Тексты частушектакмаков насыщены обращениями, предложениями с прямой речью, предложениями с однородными членами, которые «оживляют» их. В основе языка текстов лежит живая разговорная речь. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты,как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек», сравнения, как «четыре голубёночка,

галочки по парочкам,дикий соловей,горемычная кукушка», метафоры и т. д.

 

 2.7. Словообразовательная характеристика текстов

Сопоставление частушек и такмаков с т.з. словообразования указало

(приложение №8)  на наличие в текстах русских частушек татарских такмаков слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка) и (эбекей, дэдэй,эжеке), в русских частушках слов с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр), прилагательных оценочного значения( аккуратненький, тоненький),которые,к моему удивлению, отсутствуют в татарских такмаках.

Символизм цвета в частушке и в такмаке

Сопоставляя тексты песен с т.з. символизма цвета, я выявила, что в частушке цвет имеет символическое значение(приложение №9): красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, чёрный — цвёт горя, белый цв ет — цвет чистоты и непорочности. В текстах же татарских такмаков красный цвет означает смелость, тепло, доброту, синий - спокойствие, чёрный — цвёт горя, страха, белый - чистоту, честность, розовый –красоту, желтый цвет в такмаках, как и в частушках символизирует цвет измены.

Создание сборника частушек и такмаков«Песни моего края»

По результатам анкетирования стало ясно, что опрошенные мною взрослые и мои сверстники практически не пробовали сочинять частушки и такмаки. Я решила попробовать сочинить своичастушки и такмакии привлечь к этому своих друзей. Результатом наших сочинений стал сборник « Песни моего края ».

Материалы сочиненных частушек и такмаковмы решили использовать на уроках литературы и в различных внеклассных мероприятиях в школе.

Заключение

 

Изучение и исследование частушек и такмаков подтвердило мою гипотезу, что эти малые жанры устного народного творчества во многом схожи. Можно смело утверждать, что такмаки в татарском фольклоре являются аналогом русской частушки, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края, независимо от национальности человека.В жанрах музыкально-народного творчества каждый народ, чьи традиции мы исследовали, на протяжении веков утверждал присущие ему представления о прекрасном, собственный идеал красоты. Однако у обоих народов воспеваются в них такие нравственные качества, как благородство, самоотверженность, храбрость, подвиги народных героев, доброта, красота человеческих отношений, красота родной природы, любовь к Родине, к труду.

Исходя из выше сказанного, я с уверенность могу сказать, что частушки и такмаки—зеркало народной души. Хочется надеяться, что моя работа поможет учащимся через знание русской частушки и татарскихтакмаков:

· осознать необходимость сохранения традиций прошлого;

· по - настоящему глубоко и преданно любить свою малую родину;

· уважительно относиться к прошлому своих предков;

подготовиться к выпускным экзаменам, в частности, к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, русского, татарского языков, а также при проведении внеклассных мероприятий в школе.

Список использованной литературы

 

 

1.Абдуллин А. Х. Татарская народная песня: тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства Текст.: автореф. дис. канд. искусствоведения /А. X. Абдуллин. — Л., 1971.-24 с.

2.Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся средних школ. Сост. Л. И. Тимофеев, М.,1979, стр.204 Селиванов Ф. М. «Хрестоматия по фольклору», М., «Просвещение», 1972.

3.Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка. Казань, 2003

4.Селиванов Ф. М. «Библиотека русского фольклора», т. 9, Частушки, М., «Советская Россия», 1990.

5.Татарские народные песни / Сост. Р. Исхакова-Вамба. – М., 1981.

6. Татар халыкиҗаты. Йолаһәмуенҗырлары. – Казан, 1980.

7. Татар халыкиҗаты. Кыскаҗырлар: Дүртъюллыклар.– Казан, 1976.

8.Җырларкитабы. И.Надиров. – Казан, 1972. ҖырларыбызЗ.Мансуров. – Казан, 1989.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987, т4, стр. 318

10.Файзи Д. Х. Халыкҗәүhәрләре. Татар халкыныңхәзергезаман музыка фольклоры. Казан, 1971.

11.«Энциклопедия для детей», т. 9, ч. 1, Русская литература, М., «Аванта+»,1999.

 

 

Приложение1. Результаты анкетирования

Опрошено – 30 человек

1) возраст:

20 - по 12 лет

3 - по 13 лет

2 – по 11 лет

1 – 26 лет

1 - 44 лет

1 – 67 лет

 

2) пол:

13-мужской пол

17-женский пол

 

3) национальность:

29 – татар

1- русский

 

4) знание частушек и такмаков:

Знают и частушки и такмаки – 7 чел.(21%)

Знают частушки – 11чел.(зз%)

Знают такмаки – 5 чел.(15%)

Не знают частушки, такмаки -7 чел.(21%)

 

5) можете ли их пропеть:

12 из 30 опрошенных (40%) могут пропеть частушки и такмаки.

 

6) приходилось ли вам слышать частушки и такмаки:

24 из 30 опрошенных (80%) слышали частушки и такмаки по телевизору,

по радио,

на праздниках и концертах, некоторые пели с друзьями.

 

7) приходилось ли вам сочинять частушки и такмаки:

2 из 30 опрошенных (6,2%) приходилось сочинять частушки и такмаки.

 

8) что нужно знать для сочинения частушек и такмаков:

Рифму, ритм, размеры стихотворения. Иметь настроение, случаи из жизни.

 

 

Приложение 2. Разновидности частушек и такмаков

Частушки

Такмаки

Плясовые (видео- приложение)

4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.

плясовые такмаки- такмаки, предназначенные для сопровождения плясок Бие әле, биеәле Идәнбөгелсенәле! Биепачылганкүнелне Кая күрерсеңәле!
игровые такмаки-такмаки, сопровождающие различные массовые игры Ай урнында-кызылбайрак Мәчетманарасында. Социализм төзибез Яшьлекзаманасында.
Страдания (видео-приложение) Двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны обрядовые такмаки-такмаки, обслуживающие обряды Укаттымсуга-суга, Кулымдакөмеш дуга. Яшькиленнекитерәбез Чыгыпалыгыз, кода.
 «Семеновна» (видео-приложение) Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов

такмакиайтыш- такмаки, предназначенные для поэтического спора-состязания

Девушки:

Аргыяктанберәүкилә,

Кара костюм ак яка.

Кара костюм, акякага

Исебезкитми пока.

Парни в ответ:

Авызыңкызыл, борыныңкызыл,

Помидормыашадың?

Битләреңә пудра сөртеп

Безнекүрмибашладың.

Матаня (видео -приложение)

Со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёхстопный хорейа также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

 

такмаки-памятки или такмаки-ядгар-такмаки, предназначенные служить памятками Кулымдагыбалдагымның ИсемнәреГөләндәм. Язмышыңматурбулдымы Бергәбулганкөннәрдә?
такмаки-смешинки или небылицы.- такмаки, предназначенные для создания смеха Иртәнторыптышкачыксам, Сыерлар кар көриләр. Икетавыкмылтыкасып, Куянатыпйөриләр.

Приложение№3 Тематика частушек и такмаков

  Частушки Такмаки
1

Любовно-бытовые

2

О бщественно-политические:

тема крестьянской бедности,"зямагорские" такмаки, борьба за Советскую власть, коллективизация

тема труда первых пятилеток, освоение космоса, Перестройка, новостройки, освоение целины, пьянство. воровство.

3

На военную тему:

тема защиты Отечества, рекрутские, солдатские,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.021 с.)