Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международный Фестиваль «звезды Нового Века» - 2017↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2017 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)
Песни моего края (сопоставление русских частушек и татарских такмаков)
ШакирзяноваАйзиля,14 лет, ученица 8класса
Руководитель работы: Шакирова АлияХанафиевна, преподаватель русскогоязыка и литературы МБОУ «Балтасинская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Год Введение Глава 1. Частушка и такмак как жанры народного фольклора … 3 Глава 2. Сопоставление частушеки итакмаковмоего края…... 4 2.1. Разновидности частушек и такмаков…………………………... 4 2.2. Тематика частушек и такмаков…………………………………. 6 2.3. Образы частушек и такмаков…………………………………… 7 2.4. Стиль текстов, тип речи, связь между предложениями………..7 2.5. Морфологический анализ текстов……………………………….8 2.6 Выразительные средства частушек и такмаков…………………8 2.7. Словообразовательный анализ частушек и такмаков…………8 2.8. Символизм цвета в частушке и в такмаке……………………….9 2.9. Создание сборника частушек и такмаков «Песни моего края»…………………………………………………..9 Глава 3. Заключение…………………………………………………10 Список использованной литературы …………………………………11 Приложения …………………………………………………………12
Введение Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Раньше ее от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах. Никакой деревенский праздник не обходился без нее! Но, к сожалению, всё реже и реже можно услышать частушки в России.Сегодня же их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу. Мне интересно знать, а будут ли звучать они завтра или нет?Являются ли такмаки в татарском фольклоре аналогом русской частушки? Какие частушки и такмакипоют в нашей местности? Объектом моего исследования являются частушки и такмаки жителей Балтасинского района, которые до сих пор мало изучены как в русском, так и в татарском фольклоре. В этом и заключаются актуальность и новизна темы данной работы. Работа выполнена на основе русских и татарских фольклорныхматериалов. Я поставила перед собой цель: выявить черты сходства и различия частушек и такмаковнародов моего края. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие конкретные задачи: 1. организовать анкетирование жителей Балтасинскогорайона Республики Татарстан для сбора материала и ознакомления с частушками русского и такмаков татарского народов; 2.прочитать частушки и такмаки в литературных источниках; 3.проанализировать и сгруппировать тексты частушек и такмаков; 4.провести лингвистический анализ текстов частушек и такмаков; 5. провести сопоставительный анализ русских частушек и такмаковс целью выявить их национальные особенности; 6.создать сборник частушек и такмаков «Песни моего края» Гипотеза: частушкии такмакирусского и татарского народов во многом схожи.Такмаки в татарском фольклоре являются аналогом русской частушки. Частушка и такмаки—зеркало народной души. Методы: 1. Самостоятельная работа 2. Проблемный 3. Исследовательский 4.Сравнение и анализ Конечный результат: сборник частушек и такмаков«Песни моего края» Практическая значимость: расширение не только собственных знаний по фольклору народов Татарстана, но и знаний сверстников; пробуждение интереса к традициям и устному народному творчеству коренных народов нашего края.
Глава 1. Частушки и такмакикак жанры народного фольклора Прежде чем начать свое исследование, я обратилась к различным словарям и выяснила значение слов «частушка» и «такмак» [2]: Часту́шка -народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством. Такмак -жанр татарского и башкирского музыкально- поэтического фольклора. ТАКМАК - разновидность татарской народной песни. Поэтические четверостишия, отличающиеся широтой тематики, исполняемые различные танцевальные мелодии. По своей форме и манере исполнения такмаки близки русской частушке. Образцы такмака впервые записаны в конце XIX века С. Г. Рыбаковым и описаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Первые запись на фонограф осуществлены в 1929—1931 годы И. В. Салтыковым. Первые публикации — в книге «Башкортхалкжырлары» («Башкирские народные песни»).Такмак использовали во время обрядов исцеления, как песенные вставки, в эпосах («Караюрга») и сказках о животных («Дүртдуҫ» — «Четыре друга»), во время плясок. Из дополнительной литературы[1] я узнала, что частушки и такмаки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Исполняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка).Эти поэтические тексты обращены к определенному лицу или слушателю и схожи краткостью и простотой композиции,прямотой высказывания, остроумием злободневностью и разнообразием тематики. [3]
Глава 2. Сопоставление частушек и итакмаков моего края В начале своей работы я решила провести анкетирование (приложение№ 1) среди своих сверстников и взрослых. Мне хотелось узнать, знакомы ли они с русскими частушками и татарскими такмаками. Результаты оказались неутешительными. По данным анкетирования, из 30 опрошенных (27 – татар и 3- русских)в возрасте: 20чел. - по 12 лет 3чел. - по 13 лет 2 чел. – по 11 лет 1 чел – 26 лет 1чел. - 44 лет 1 чел– 67 лет 1 чел.-39 лет 1чел.- 58 лет Знают и частушки и такмаки – 7 чел.(21%) Знают частушки – 11чел.(зз%) Знают такмаки – 5 чел.(15%) Не знают частушки, такмаки -7 чел.(21%) 12 из 30 опрошенных (36%) могут пропеть частушки и такмаки. 24 из 30 опрошенных (72%) слышали частушки и такмаки по телевизору, по радио, на праздниках и концертах, некоторые пели с друзьями. 7 2 из 30 опрошенных (6%) приходилось сочинять частушки и такмаки. Этот опрос показывает, что современные дети- татары мало знакомы с традициями и культурой своего народа.А ведь фольклор в воспитании детей играет немаловажную роль, он обогащает духовный мир ребёнка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, к его традициям, помогает усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе. Заключение
Изучение и исследование частушек и такмаков подтвердило мою гипотезу, что эти малые жанры устного народного творчества во многом схожи. Можно смело утверждать, что такмаки в татарском фольклоре являются аналогом русской частушки, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края, независимо от национальности человека.В жанрах музыкально-народного творчества каждый народ, чьи традиции мы исследовали, на протяжении веков утверждал присущие ему представления о прекрасном, собственный идеал красоты. Однако у обоих народов воспеваются в них такие нравственные качества, как благородство, самоотверженность, храбрость, подвиги народных героев, доброта, красота человеческих отношений, красота родной природы, любовь к Родине, к труду. Исходя из выше сказанного, я с уверенность могу сказать, что частушки и такмаки—зеркало народной души. Хочется надеяться, что моя работа поможет учащимся через знание русской частушки и татарскихтакмаков: · осознать необходимость сохранения традиций прошлого; · по - настоящему глубоко и преданно любить свою малую родину; · уважительно относиться к прошлому своих предков; подготовиться к выпускным экзаменам, в частности, к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, русского, татарского языков, а также при проведении внеклассных мероприятий в школе. Список использованной литературы
1.Абдуллин А. Х. Татарская народная песня: тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства Текст.: автореф. дис. канд. искусствоведения /А. X. Абдуллин. — Л., 1971.-24 с. 2.Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся средних школ. Сост. Л. И. Тимофеев, М.,1979, стр.204 Селиванов Ф. М. «Хрестоматия по фольклору», М., «Просвещение», 1972. 3.Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка. Казань, 2003 4.Селиванов Ф. М. «Библиотека русского фольклора», т. 9, Частушки, М., «Советская Россия», 1990. 5.Татарские народные песни / Сост. Р. Исхакова-Вамба. – М., 1981. 6. Татар халыкиҗаты. Йолаһәмуенҗырлары. – Казан, 1980. 7. Татар халыкиҗаты. Кыскаҗырлар: Дүртъюллыклар.– Казан, 1976. 8.Җырларкитабы. И.Надиров. – Казан, 1972. ҖырларыбызЗ.Мансуров. – Казан, 1989. 9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987, т4, стр. 318 10.Файзи Д. Х. Халыкҗәүhәрләре. Татар халкыныңхәзергезаман музыка фольклоры. Казан, 1971. 11.«Энциклопедия для детей», т. 9, ч. 1, Русская литература, М., «Аванта+»,1999.
Приложение1. Результаты анкетирования Опрошено – 30 человек 1) возраст: 20 - по 12 лет 3 - по 13 лет 2 – по 11 лет 1 – 26 лет 1 - 44 лет 1 – 67 лет
2) пол: 13-мужской пол 17-женский пол
3) национальность: 29 – татар 1- русский
4) знание частушек и такмаков: Знают и частушки и такмаки – 7 чел.(21%) Знают частушки – 11чел.(зз%) Знают такмаки – 5 чел.(15%) Не знают частушки, такмаки -7 чел.(21%)
5) можете ли их пропеть: 12 из 30 опрошенных (40%) могут пропеть частушки и такмаки.
6) приходилось ли вам слышать частушки и такмаки: 24 из 30 опрошенных (80%) слышали частушки и такмаки по телевизору, по радио, на праздниках и концертах, некоторые пели с друзьями.
7) приходилось ли вам сочинять частушки и такмаки: 2 из 30 опрошенных (6,2%) приходилось сочинять частушки и такмаки.
8) что нужно знать для сочинения частушек и такмаков: Рифму, ритм, размеры стихотворения. Иметь настроение, случаи из жизни.
Приложение 2. Разновидности частушек и такмаков
Приложение№3 Тематика частушек и такмаков
Любовно-бытовые |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | О бщественно-политические: тема крестьянской бедности,"зямагорские" такмаки, борьба за Советскую власть, коллективизация тема труда первых пятилеток, освоение космоса, Перестройка, новостройки, освоение целины, пьянство. воровство. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | На военную тему: тема защиты Отечества, рекрутские, солдатские, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Частушки о людях села | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Приложение№4 Образы частушек и такмаков
Интернет, компьютер | Я гуляю в интернете, Мышкой коврик тру и тру, Жениха себе, быть может, Отыщу поди к утру. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полиция | Кто там прячется в кустах, Не воришка ли там?.. Ах, Пусть полиция придёт, Незнакомца схватит, вот! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алкоголь | Мне бы с пьянкой завязать – По утрам противно, Но смогу ли продолжать Мыслить креативно? | -Мәскәүский время, Атаң эшкә йөриме? -Исерек чакта баргалый, Айнык чакта калгалый. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деньги | На зарплату я купила Туфли шибко модные, Мужу- гвозди, трос и шило И сижу голодная. | Акча бездә күп түгел, Кирәгенә юк түгел. Килә тора, китә тора Кирәгенә җитә тора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еда | Дима с Вовою старались, Стряпали печенье. Получились угольки - Вот так огорченье! | Мич алдында капкач, Шалтырыйдыр япкач. Кайнар коймак тәмле була, Майга манып капкач. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Праздники | Женский праздник – вот причина, Почему мы здесь поем. Разрешите нам, мужчинам, Вас поздравить с женским днем! | Дусларкилгәнҗыртыңларга Ниндиҗырларҗырларга Сездәберҗыр, бездәберҗыр, Кара-каршыҗырларга. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыкал ь ные инструменты | Громче, громче, посильней! Дирижер их зашумел, Звук погромче извлекал Барабан дырявым стал! | Скрипкә, думбыра, Әти башка кундыра. Өйгә кайтып кергәчтен, Әни буран туздыра. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Животные | На болоте, на снегу, Укусил комар блоху. Сидит заяц на березе Умирает со смеху. | Әптчи, Әнә килә карт песи, Койрыгын төйнәгән, Балаларын төягән. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Птицы | Горемычная кукушечка, Не ты ли мне сестра? У меня не было заботушки, Не ты ли принесла? | Сандугачныңбалалары Очаларунар-унар. Бездәнсәлам илтәкошлар, Тәрәзәгездәкунар. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сказочные су щ ества | Наш веселый Домовой Поиграть решил со мной, Он под юбкою сидит И тихонечко мычит! | Кикимора, Мич астыннан чыгып бара, Прәниген ашап бара. Ышанмасаң, чыгып кара, Күпер тавын менеп бара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имена | Если ищете тихоню, То скромнее не найти, Имя редкое такое – Галя, как тебя найти? | Миңлебайның айгыры Өй артында кешнидер. -Кешнидер, атакай, -Кешнәр шул, атакай! Миңлебайның Хупҗамалы Мич башыннан төшмидер. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение№5Стиль, тип речи, связь между предложениями
Особенности
Такмаки
Стиль
Разговорный (обилие
разговорных и просторечных слов)
Тип речи
Все папаши в поле пашут.
Дом невесело стоит.
Моего папаши нет.
Во сырой земле лежит.
У миленка моего
На носу веснушки.
Напишите про него
Новые частушки
Заседают наши власти,
Повышают цены.
Глаза лезут из орбит
От этой перемены.
Приложение№6 Морфологический анализ текстов
Частиречи | Частушки | Такмаки |
Глаголы | утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, | җырлыйк, сөйсәң, агара, килә |
Существительные | перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, | Роза, Агыйдел,алма, кулъяулык, тәрәзә, йолдызлар, дусларым. |
Имена прилагательные | узкая, большой | ал,сары, зифа, ак, элле – гөлле |
Наречия | невзначай, веселее, завсегда | бик, хәзер |
Местоимений | ко мне, у мово, мому, у нас | син, мин, безнең, бездә, узе |
Междометия | ох, ой, ах | ах, ух |
Частиц | только, вон, бы, уж, неужели | дә |
Имена числительные | на восьмом десятке, двести зрителей, двадцать лет, сорок пятҗ | берсе, икене |
Деепричастие | өйләнеп |
Приложение №7 Выразительные средства частушек и такмаков
Языковые средства | Частушки | Такмаки |
Обращения | Ох, маменька Подруга милый ягодиночка моя ухажёр мой Коля Ваня Шура | Әбекәй Дәдәй Түти Дустым Биби-Фагыйлә Әниемнең абыйсы Әнием |
Синонимы по отношению к любимому человеку | Ягодиночка мой, мальчишечка,маленький Миленький, милый, милой Иван, Василий, Шура, Шуристый(именные) Дорогой Милёночек Ягодиночка моя Матанечка Маленький ребёночек Милочка Девчоночка | Иркәм Чибәр егет Матурым Җамалым |
Лексический повтор: | Дома строят, дома строят. Хорошо и дешево. Хорошо-то хорошо, Да ничего хорошего. Что нам стоит дом построить. Что нам стоит дом снести. Что нам стоит в государстве Миллионы унести! | И әбекәй, әбекәй, Пешер миңа тәмлекәй. Пешер бераз әлбә дә, Янына куш хәлвә дә. Тагын булса әҗекәй, Шикәр белән тәмле чәй, Рәхмәт әйтеп, әбекәй, Әй, итермен чәбәкәй. |
Сравнения | четыре голубёночка галочки по парочкам дикий соловей горемычная кукушка | Безнең класс малайлары-чуплекнең калайлары; Малайлар, малайлар- туксан яш ь лек бабайлар. |
Устаревшие слова | палати наделочка котомочка тятя | Дәдәй Чабата Түти |
Прямая речь | Бригадиру я сказала И директору скажу: «Не дадут мне ухажёра – Из совхоза ухожу!» | Әби коймак пешерә, Бабай кабык төшерә. Мин дә коймак сорасам, Кабык белән төшерә: -Көтеп тор, ди, пешкәнче, Табасыннан төшкәнче! |
Однородные члены | В магазине все исчезло – Песок, сахар и мука. Из-за этой перестройки Силы нет у мужика. | Очып бара, очып кайта Безнең сыер көтүдән. Сандугачны – мескенкәйнең Чабатасы тишелгән. |
Частицы | Рассудите, добры люди, Как мы дальше будем жить. Неужель, как стриптизёрки, Без штанов будем ходить? | Тау башына бодай чәчтем, Тавык чүпләп бетергән. Кечкенә генәсыер алдым, Бозау сөзеп утергән. |
Диалоги | Говорила я милому, Небогатого я дому. - Ягодиночка моя, Не разбираю это я. | -Мәскәүский время, Атаң эшкә йөриме? -Исерек чакта баргалый, Айнык чакта калгалый. |
Монологи | Мама, чая, мама, чая, Мама, чая не хочу. У ворот стоит мальчишка, Познакомиться хочу | -Бие,бие, Хәйбулла, Биегән кеше бай була. Биегән кешенең өстәлендә Ипи белән май була. |
Приложение№8 Словообразовательная характеристика частушек и такмаков
Частушки | Такмаки | |
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами | беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка, годики, вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам | Әбекәй, дускаем, әҗекәй, дәдәй, мескенкәй, абзыкай, җиңгәчәй. |
Слова с разговорными суффиксами | милка, мужик, старухам, ухажёр | --------- |
Прилагательные оценочного значения | аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны | ------------- |
Приложение№9 Символизм цвета в частушке и в такмаке
Цвет в частушках | Значение | Цвета в такмаках | Значение |
Красный | цвет силы | кызыл | смелость, тепло, доброта |
Голубой | цвет сомнения | зәңгәр | спокойствие |
Жёлтый | цвет измены | сары | цвет измены |
Чёрный | цвет горя | кара | горе, страх |
Белый цвет | цвет чистоты и непорочности | ак | Чистота, честность |
Малиновый | вызов, протест | ал, алсу | красота |
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2017
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.01 с.)