Федеральная служба по интеллектуальной собственности (роспатент) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (роспатент)



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (РОСПАТЕНТ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская государственная академия интеллектуальной собственности
(РГАИС)

Факультет управления интеллектуальной собственностью

Кафедра управления инновациями и коммерциализации

Интеллектуальной собственности

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

на тему:

«Разработка товарного знака РГАИС»

Проректор по научной работе               _______________ В.Р. Смирнова

                                (подпись, дата)

 

Научный руководитель работы             _______________ О.В. Видякина

                                 (подпись, дата)

                            

 

Москва

2012 год
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

1. Азимова Азиза Ахмадовна – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;

2. Дмитриева Елена Михайловна – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;

3. Егоров Александр Анатольевич – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;

4. Звягина Мария Владимировна – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;

5.   Минеева Наталья Сергеевна – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;

6. Стариков Евгений Алексеевич – студент 4 курса, факультет управления интеллектуальной собственностью, группа ЭМ-812;


СОДЕРЖАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 4

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.. 8

ВВЕДЕНИЕ.. 10

1. Товарные знаки как средства индивидуализации.. 16

1.1. Актуальность регистрации товарных знаков. 16

1.2. Общие положения о товарных знаках. 17

1.3. Виды товарных знаков. 20

1.4. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. 23

2. Практическое исследование изображений потенциальных товарных знаков и действующих товарных знаков вузов.. 28

3. Исследование на тему: «Разрабатываем товарный знак РГАИС». 90

3.1. Анкетирование студентов РГАИС.. 90

3.2. Результаты анкетирования студентов РГАИС.. 92

4. Разработка эскиза товарного знака РГАИС.. 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 113

 

 


ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1. Академия – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определённой области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

2. Аккредитация – (лат. accredo, «доверять») — процесс установления или подтверждения государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

3. Институт – учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием; научное учреждение, занимающееся фундаментальными и прикладными исследованиями; учреждение, осуществляющее послевузовское обучение и переподготовку управленческих работников и специалистов.

4. Логотип – (от греч. logos — "слово" и typos — "отпечаток") — в широком значении — графический символ, стилистическая целостность гарнитуры шрифта, инициалов, идеограмм, других элементов графической композиции: пятна, линии, формата.

5. Свидетельство на товарный знак — документ, который удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Выдача свидетельства на товарный знак производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

6. Средства индивидуализации – фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара, коммерческие обозначения (в соответствии с главой 76 ГК РФ «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий»). Каждое из этих средств индивидуализации является самостоятельным объектом интеллектуального права и предназначено для выполнения своих собственных функций.

7. Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное) «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» подразумевается использование в гражданском обороте в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

8. Университет — (лат. universitas - совокупность) высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и после вузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

9. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) - федеральная служба России, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Роспатент находится в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

10. Федеральный институт промышленной собственности – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) — является подведомственной организацией Федеральной службы по интеллектуальной собственности, целью создания которого было: проведение подготовительных работ для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной и защитой следующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также получение и применение новых научных знаний для научно-технического обеспечения экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

11. Эмблема – (от греч. Emblema - рельефное украшение) - условное изображение какого-либо понятия, идеи и т. п.

 


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

1. АНО ВПО – автономная некоммерческая организации высшего профессионального образования.

2. БД – базы данных.

3. ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением Организации Объединенных Наций, занимающимся вопросами использования интеллектуальной собственности (патенты, авторское право, товарные знаки, образцы, и т.д.) в качестве средства стимулирования инноваций и творчества.

4. ВПТБ – Всероссийская патентно-техническая библиотека.

5. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.

6. ЗАО – Закрытое Акционерное Общество.

7. ИС – интеллектуальная собственность.

8. МКТУ - сокращенное название Международной классификации товаров и услуг (International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks), учрежденной Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение), предназначенной для регистрации товарных знаков.

9. НОУ ВПО – Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

10. ОАО – Открытое Акционерное Общество.

11. ООН – Организация Объединенных Наций.

12. ООО – Общество с ограниченной ответственностью.

13. РГАИС – Российская государственная академия интеллектуальной собственности.

14. РГИИС – Российский государственный институт интеллектуальной собственности.

15. Росаккредагентство – Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.

16. РОСОБРНАДЗОР – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

17. РОСПАТЕНТ - Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

18. РФ – Российская Федерация.

19. ТРИПС – соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

20. ФАО ГОУ ВПО – Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

21. ФГАОУ ВПО – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

22. ФГБОУ ВПО – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

23. ФГБУ – Федеральное государственное бюджетное учреждение.

24. ФГОУ ВПО – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

25. ФИПС – Федеральный институт промышленной собственности.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование рынка образовательных услуг предполагает необходимость разработки стратегий продвижения вузов, которые становятся важнейшим условием их выживания в условиях конкуренции. Образовательный рынок России предлагает широкий спектр услуг, предоставляемых не только государственными, но и частными учебными заведениями. Перед каждым вузом стоит задача продвижения своих услуг, с одной стороны, для удержания и сохранения уровня экономического функционирования, а с другой стороны, для расширения числа абитуриентов и решения задач экономического развития вуза.

Актуальность. В настоящее время высшие учебные заведения активно стремятся привлечь к себе внимание абитуриентов. Об этом свидетельствуют обширные приемные кампании, которые проводят вузы страны для того, чтобы осуществить набор абитуриентов в вузы. «В 2011 году 100 высших учебных заведений не смогли заполнить бюджетные места. Виной всему - демографическая яма девяностых. Впервые с этой проблемой столкнулись несколько лет назад. Вместе с тем, по словам представителя комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Ирины Плещёвой, демографический кризис в стране постепенно преодолевается».

С учетом сложившейся ситуации в стране вузы активно пропагандируют свои услуги, используя в рекламных кампаниях собственную корпоративную атрибутику (гербы вузов, логотипы подразделений), элементы которой могут быть зарегистрированы как средства индивидуализации товаров и услуг, наиболее популярными из которых являются товарные знаки.

Особого внимания заслуживают уникальные высшие учебные заведения, требующие наиболее яркого позиционирования своих образовательных услуг, к числу которых относится Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС) – единственное высшее учебное заведение в России, занимающееся подготовкой бакалавров, специалистов и магистров и в области интеллектуальной собственности.

С 2002 года РГАИС имеет зарегистрированный действующий товарный знак, служащий для индивидуализации образовательных услуг и печатной продукции вуза (на момент регистрации товарного знака вуз имел статус «институт»).

На основании пункта 8 (д) Приказа Рособрнадзора № 2948 «О государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) и научных организаций»[1] в 2010 году РГИИС получил статус «академия».  

РГАИС как государственное высшее учебное заведение в обязательном порядке осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, которые реализуются в совместной научной, учебной, творческой и общественной деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов.

Являясь единственным вузом в области подготовки кадров в сфере ИС, РГАИС осуществляет подготовку заключений и письменных консультаций на основании запросов.[2] Таким образом, оказание консультационных услуг в области ИС является одним из направлений научной деятельности РГАИС. Вместе с тем, изучение зарегистрированного товарного знака РГИИС № 241732 от 22.05.2002г. показало, что он зарегистрирован только в отношении 16 и 41 классов МКТУ в соответствии с восьмой редакцией МКТУ.[3]

Первая редакция МКТУ была опубликована в 1963 г.; вторая - в 1971 г.; третья - в 1981 г.; четвертая - в 1983 г.; пятая - в 1987 г.; шестая - в 1992 г. и седьмая - в 1996 г. Восьмая редакция была опубликована в июне 2001 г., а вступила в силу с 1 января 2002 г. Восьмая редакция МКТУ существенно отличается от седьмой редакции наличием дополнительных трех классов услуг 43, 44 и 45. [4] Девятая редакция вступила в силу с 1 января 2007 года. В настоящее время действует десятая редакция МКТУ, которая вступила в силу с января 2012.

В соответствии с 45 классом МКТУ, к услугам относятся в том числе: консультации по вопросам ИС; контроль в области ИС; лицензирование ИС. [5]

Таким образом, на момент подачи заявки на товарный знак РГИИС (заявка № 2002710368 от22.05.2002г.), в МКТУ был включен новый 45 класс, но он не был указан в заявке на товарный знак РГИИС.  

Основанием для написания научно-исследовательской работы студентов, формулировки цели и задач послужили следующие факторы:

- отсутствие в товарном знаке РГИИС 45 класса МКТУ. Действующий товарный знак РГИИС не охватывает услуги по оказанию консультационных услуг в области ИС. Более того, вносить изменения в уже зарегистрированный товарный знак нельзя, но можно указать эти услуги в новом зарегистрированном товарном знаке академии.

- следующая ступень развития вуза связана с переименованием института в академию. Статус «академия» влечет за собой выполнение показателей деятельности, необходимых для установления государственного статуса образовательного учреждения: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. [6]

Необходим новый зарегистрированный товарный знак, который будет являться средством индивидуализации вуза, и гарантировать качество товаров и услуг РГАИС на рынке образовательных услуг с учетом нового статуса вуза – «академия». 

- необходима новая визуальная идентичность РГАИС. Не смотря на то, что товарный знак РГИИС был зарегистрирован 10 лет назад и имеет определенное смысловое содержание, вместе с тем в настоящее время он не потерял своей актуальности. Чтобы идти в ногу с быстрой эволюцией ИС в 21-м веке необходимо новое представление изображения РГАИС.

Подтверждением актуальности и своевременности действий по разработке нового товарного знака РГАИС в рамках данной научно-исследовательской работы студентов является тот факт, что в 2010 году ВОИС разработала новый логотип, который отражает динамизм организации, ее инновационный дух и является мощным символом возрождения и стратегической переориентации ВОИС. Он основан на графическом воспроизведении здания штаб-квартиры ВОИС – канонической структуры, знакомой всем государствам-членам ВОИС и ее партнерам. Голубой цвет связывает ВОИС с ООН. Семь изогнутых линий олицетворяют семь элементов ИС, изложенных в Конвенции ВОИС.[7]

Олицетворение идеи, движения и прогресса, которые обеспечивают инновации и творчество, должны быть отражены в новом товарном знаке РГАИС.

- позиционирование образовательных услуг РГАИС на международном уровне.

Не смотря на то, что РГАИС является единственным высшим учебным заведением в РФ, осуществляющим подготовку кадров в сфере ИС и базовой организацией государств - участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров сфере ИС[8], принятие федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям «бакалавр» и «магистр»[9] предоставляет возможность другим вузам готовить специалистов в сфере ИС.

Позиционирование образовательных услуг РГАИС не только на российском, но и на международном уровне является существенным фактором, обеспечивающим системность, стабильность и высокое качество учебной, инновационной и исследовательской деятельности академии. Наличие зарегистрированного товарного знака на английском языке позволит представлять услуги РГАИС на международных выставках, конференциях, семинарах и непосредственно для индивидуализации вуза при взаимодействии с зарубежными партнерами.

- в 2013 году РГАИС будет отмечать 45-летний юбилей. В преддверии юбилея студентами академии в рамках научно-исследовательской работы предпринята попытка разработки нового товарного знака, который может послужить отправной точкой для подачи новой заявки на товарный знак (с учетом процедуры регистрации и экспертизы заявки в течение 1 года) для регистрации нового товарного знака к юбилейной дате РГАИС.

Целью научно-исследовательской работы студентов является выявление особенностей товарных знаков вузов РФ, выявление основных элементов, используемых в логотипах вузов, и разработка нового товарного знака академии, способного индивидуализировать товары и услуги РГАИС.

Объектом исследования являются обозначения, индивидуализирующие вузы на рынке образовательных услуг РФ.

Предметом исследования являются структурные элементы изображений зарегистрированных товарных знаков вузов РФ.

Задачи научно-исследовательской работы студентов:

1) изучение теоретических и практических материалов в области классификации товарных знаков и требований к процедуре регистрации товарных знаков вузов в РФ;

2) поиск незарегистрированных логотипов вузов и зарегистрированных товарных знаков вузов РФ;

3) анализ изображений с целью выявления наиболее часто используемых элементов в логотипах вузов РФ;

4) разработка эскиза нового товарного знака РГАИС.

 

Научно-исследовательская работа студентов оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.[10]

 

Таблица 1

 Динамика подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания РФ за 2006-2010 гг.

 

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 в % к 2009
Всего подано заявок на регистрацию знаков в РФ, из них: 52984 57262 57112 50107 56848 113,45
российскими заявителями 29589 31502 30024 26448 32735 123,77
иностранными заявителями 23395 25760 27088 23659 24113 101,92
Международные знаки, которым испрашивается правовая охрана в РФ по процедуре Мадридского соглашения или Протокола 14567 15388 16738 15113 14289 94,55

 

Указанное увеличение свидетельствует о том, что укрепившаяся в последние годы тенденция роста, демонстрирующая интерес к товарному знаку со стороны изготовителей продукции, сохраняется, а зафиксированное в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшение числа поданных заявок связано с мировым экономическим кризисом. При этом в 2010 году зарегистрировано 35178 товарных знаков (см. табл. 2).

Таблица 2

Общие положения о товарных знаках

 

Законодательство определяет товарный знак как «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей», а знак обслуживания как «обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг» (ст. 1477 ГК РФ).[12] Следовательно, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

К товарным знакам предъявляются следующие требования: товарный знак должен носить характер символа, являться новым и зарегистрированным.

Товарные знаки регистрируются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ (ст. 1485 ГК РФ).

Правообладателю товарного знака принадлежит право:

- использовать любым не противоречащим закону способом, в частности путем размещения товарного знака (п.2 ст. 1484 ГК РФ):

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации;

- распоряжаться исключительным правом на товарный знак: передавать исключительное право на товарный знак по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак или предоставлять право использования товарного знака (лицензионный договор);

- запрещать использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными, и, в соответствии с ГК РФ должны быть изъяты из гражданского оборота. Понятие контрафактного товара происходит от латинского словосочетания: «contrafactio» (contra – против, factio – делать), то есть товары, сделанные с нарушением законодательства.[13]

Товарный знак выполняет следующие функции:

1) различительная: способность товарного знака различать (индивидуализировать) товары одних производителей от однородных товаров других производителей;

2) реклама выпускаемых изделий: завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, обозначенных этим знаком;

3) защита выпускаемой продукции (борьба с недобросовестной конкуренцией).

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Действие права на товарный знак ограничивается:

- перечнем товаров и услуг МКТУ, указанных в свидетельстве;

- территорией страны регистрации;

- сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).

Более развернутая классификация видов товарных знаков представлена на рис. 1.[14], где:

1) Словесные обозначения – слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К словесным обозначениям также могут относиться слоганы – рекламные лозунги или девизы, содержащие сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку. Словесные товарные знаки – самые распространенные среди зарегистрированных.

 

 

 

 


                                                                     

Рис. 1. Виды товарных знаков.

 

2) Изобразительные обозначения – изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

3) Объемные обозначения – трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фигур. Объемные обозначения регистрируются весьма редко – они составляют примерно 0.5% от общего количества товарных знаков.

4) Комбинированные обозначения – комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Комбинированные обозначения находятся на втором месте по распространенности после словесных.

5) Другие обозначения (менее традиционные):

5.1) звуковые (могут выражаться с помощью нотной записи исчерпывающим образом);

5.2) световые;

5.3) иные:

- вкусовые - могут быть описаны словесно со ссылкой на известные вкусы; не могут использоваться для услуг;

- цветовое обозначение – определенный цвет, а не какое-либо сочетание цветов;

- жесты – не сложно опубликовать, главное, чтобы такие знаки обладали различительной способностью; случаи регистрации единичны;

- обонятельные (знаки-запахи) могут быть описаны словесно со ссылкой на известные запахи и, кроме того, может быть представлена химическая формула вещества, единственно обладающего таким запахом;

- динамические – представляют собой, в основном, кино- и видеоклипы, а также движущиеся логотипы для телевизионных шоу; их сложно опубликовать;

- тактильные – прикосновение к объекту должно однозначно ассоциироваться с этим объектом;

- голограммы – визуальный образ, изменяющийся в зависимости от угла зрения наблюдателя; не могут быть полноценно опубликованы в обычных печатных изданиях.[15]

Таблица 3

Государственные вузы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.091 с.)