Товарные знаки как средства индивидуализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарные знаки как средства индивидуализации



Актуальность регистрации товарных знаков

Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Таким образом, товарный знак может рассматриваться как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Регистрация предоставляет правообладателю исключительное право запрещать всем продажу идентичных или однородных товаров с использованием данного знака или знака сходного с ним до степени смешения.

В соответствии с отчетом Роспатента за 2010 год, отмечено увеличение количества заявок, поданных в Роспатент на государственную регистрацию товарных знаков в 2010 году. Количество таких заявок составило 56848, что на 13,45% больше, чем в 2009 г. (50107 заявок) (см. табл. 1).

Таблица 1

 Динамика подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания РФ за 2006-2010 гг.

 

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 в % к 2009
Всего подано заявок на регистрацию знаков в РФ, из них: 52984 57262 57112 50107 56848 113,45
российскими заявителями 29589 31502 30024 26448 32735 123,77
иностранными заявителями 23395 25760 27088 23659 24113 101,92
Международные знаки, которым испрашивается правовая охрана в РФ по процедуре Мадридского соглашения или Протокола 14567 15388 16738 15113 14289 94,55

 

Указанное увеличение свидетельствует о том, что укрепившаяся в последние годы тенденция роста, демонстрирующая интерес к товарному знаку со стороны изготовителей продукции, сохраняется, а зафиксированное в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшение числа поданных заявок связано с мировым экономическим кризисом. При этом в 2010 году зарегистрировано 35178 товарных знаков (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика регистрации товарных знаков за 2006-2010 гг.

 

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Зарегистрировано знаков, всего из них: 29199 30724 36617 36436 35178
на имя российских заявителей 13694 14993 19895 19585 20116
на имя иностранных заявителей 15505 15731 16722 16851 15062
На конец года действовало регистраций 197055* 207562* 222208* 246607* 268165*

*Без учета заявок, поданных по процедуре Мадридского соглашения [11]

 

Таким образом, наличие товарного знака, а тем более зарегистрированного товарного знака, положительно влияет на репутацию любой организации.

 

Общие положения о товарных знаках

 

Законодательство определяет товарный знак как «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей», а знак обслуживания как «обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг» (ст. 1477 ГК РФ).[12] Следовательно, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

К товарным знакам предъявляются следующие требования: товарный знак должен носить характер символа, являться новым и зарегистрированным.

Товарные знаки регистрируются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ (ст. 1485 ГК РФ).

Правообладателю товарного знака принадлежит право:

- использовать любым не противоречащим закону способом, в частности путем размещения товарного знака (п.2 ст. 1484 ГК РФ):

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации;

- распоряжаться исключительным правом на товарный знак: передавать исключительное право на товарный знак по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак или предоставлять право использования товарного знака (лицензионный договор);

- запрещать использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными, и, в соответствии с ГК РФ должны быть изъяты из гражданского оборота. Понятие контрафактного товара происходит от латинского словосочетания: «contrafactio» (contra – против, factio – делать), то есть товары, сделанные с нарушением законодательства.[13]

Товарный знак выполняет следующие функции:

1) различительная: способность товарного знака различать (индивидуализировать) товары одних производителей от однородных товаров других производителей;

2) реклама выпускаемых изделий: завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, обозначенных этим знаком;

3) защита выпускаемой продукции (борьба с недобросовестной конкуренцией).

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Действие права на товарный знак ограничивается:

- перечнем товаров и услуг МКТУ, указанных в свидетельстве;

- территорией страны регистрации;

- сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).

Более развернутая классификация видов товарных знаков представлена на рис. 1.[14], где:

1) Словесные обозначения – слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К словесным обозначениям также могут относиться слоганы – рекламные лозунги или девизы, содержащие сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку. Словесные товарные знаки – самые распространенные среди зарегистрированных.

 

 

 

 


                                                                     

Рис. 1. Виды товарных знаков.

 

2) Изобразительные обозначения – изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

3) Объемные обозначения – трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фигур. Объемные обозначения регистрируются весьма редко – они составляют примерно 0.5% от общего количества товарных знаков.

4) Комбинированные обозначения – комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Комбинированные обозначения находятся на втором месте по распространенности после словесных.

5) Другие обозначения (менее традиционные):

5.1) звуковые (могут выражаться с помощью нотной записи исчерпывающим образом);

5.2) световые;

5.3) иные:

- вкусовые - могут быть описаны словесно со ссылкой на известные вкусы; не могут использоваться для услуг;

- цветовое обозначение – определенный цвет, а не какое-либо сочетание цветов;

- жесты – не сложно опубликовать, главное, чтобы такие знаки обладали различительной способностью; случаи регистрации единичны;

- обонятельные (знаки-запахи) могут быть описаны словесно со ссылкой на известные запахи и, кроме того, может быть представлена химическая формула вещества, единственно обладающего таким запахом;

- динамические – представляют собой, в основном, кино- и видеоклипы, а также движущиеся логотипы для телевизионных шоу; их сложно опубликовать;

- тактильные – прикосновение к объекту должно однозначно ассоциироваться с этим объектом;

- голограммы – визуальный образ, изменяющийся в зависимости от угла зрения наблюдателя; не могут быть полноценно опубликованы в обычных печатных изданиях.[15]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.013 с.)