Использование различных видов транспорта; специфика организации и проведения экскурсий на транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование различных видов транспорта; специфика организации и проведения экскурсий на транспорте



 Использование различных видов транспорта; специфика организации и проведения экскурсий на транспорте

Автобусные экскурсии требуют затраты значительного времени на переезды, ибо наиболее интересные в экскурсионном отношении объекты расположены, как правило, на довольно большом расстоянии друг от друга.

В таких случаях, чтобы избежать непроизводительной траты времени, приходится идти на значительно большую загруженность объектами одной экскурсии, а не на увеличение числа экскурсий. В результате возникает необходимость включить в одну экскурсию ряд подтем или отдельных объектов, не имеющих прямого отношения к основной теме, но представляющих интерес для экскурсантов. Таким образом, условия проведения авто экскурсий часто определяют их многоплановость.

Многоплановые и тематические загородные автобусные экскурсии сопровождаются путевой информацией, это объясняется тем, что на автобусных маршрутах в промежутках времени между экскурсиями экскурсантам не может быть предложено никаких развлечений в силу специфики этого вида транспорта. Кроме того, автобусное путешествие совершается главным образом в светлое время суток, что также является причиной роста объема информации.

Путевая информация знакомит экскурсантов с объектами, встречающимися на пути следования автобуса, с историческими событиями, происходившими в местах, по которым проходит данный маршрут.

Путевую информацию от экскурсии отличает следующее.

в путевой информации первичным выступает рассказ, а зрительные впечатления могут отсутствовать;

путевая информация, в отличии от экскурсии, проводится во время следования транспортного средства без выхода для осмотра объекта;

содержание путевой информации не подчинено определенной теме, в экскурсии всегда имеется чётко определённая тема.

Содержание путевой информации включает:

- документальные справки об объектах, встречающихся на пути следования транспортного средства, о городах, населенных пунктах, памятниках истории, культуры, архитектуры и других сооружениях, достопримечательных местах природы и т. п.;

- сведения об исторических событиях, происходивших в данной местности, населенном пункте, городе;

- беседы о событиях, описанных в произведениях писателей, если маршрут проходит по местности, где они происходили;

- беседы о выдающихся писателях и поэтах должны проходить в местах, связанных с их жизнью и деятельностью. Например, о М.А. Шолохове – в станице Вешенской, В. Закруткине – в ст. Качетовской, А.Калинине – ст. Пухляковской и т. д.

Путевая информация дополняет экскурсию, дает экскурсантам дополнительный «интеллектуальный заряд», но следует следить, чтобы она не отвлекала их от основной темы экскурсии. Информация в пути должна быть ненавязчивой, интересной, занимательной, эмоциональной.

При подготовке и проведении автобусных экскурсий необходимо учитывать следующие особенности:

- хороший обзор экскурсионных объектов во время движения автобуса;

- время между объектами и время нахождения каждого из них в поле зрения экскурсантов относительно невелико;

- скорость автобуса и его остановки для осмотра объекта без выхода или с выходом экскурсионной группы из автобуса;

- экскурсовод на протяжении всего пути находится в непосредственном контакте с группой.

При подготовке материалов к проведению информации в пути следует учитывать небольшое время нахождения объекта в поле зрения экскурсанта. Это требует от рассказа предельной краткости и эмоциональности.

Поэтому необходимо точно рассчитать время начала рассказа, чтобы основная часть его совпала со временем наиболее благоприятного обзора объекта.

Экскурсовод должен хорошо знать расположение и видимость экскурсионных объектов на пути следования. В случае недоступности объекта иметь «портфеле экскурсовода» необходимые наглядные пособия. В ООО «Ростов-Тур» профессионально разработан «портфель экскурсовода» для маршрута в станицу Вешенскую, где жил и творил великий писатель современности М.А. Шолохов. Путь от Ростова-на-Дону не близкий, почти 400 км. Путевая информация построена так, что связывает события романов с населенными пунктами, которые встречаются по пути. Для оживления рассказа, лучшего его восприятия экскурсантами экскурсоводы активно используют репродукции, рисунки художников, иллюстрирующих произведения М.А. Шолохова, фотографии актеров, игравших в фильмах «Тихий Дон», «Поднятая Целина». Экскурсовод знакомит с казачьими песнями, важной составляющей культуры донских казаков. В ходе работы над дипломом было выяснено, что «портфель экскурсовода» экскурсии «Пушкин и Дон» недостаточно укомплектован и иллюстративно подтверждает рассказ экскурсовода по пути следования. Это лишает экскурсионный рассказ образности.

Построение и содержание экскурсий должны быть различны в зависимости от типа экскурсии.

Обзорные экскурсии строятся на показе самых различных объектов, содержание таких экскурсий охватывает большое количество подтем.

Для многоплановой экскурсии характерно большое количество объектов показа, большое число подтем. Информацию в пути в такой экскурсии рекомендуется строить в виде кратких фактических справок об объектах и исторических событиях, не охваченных содержанием экскурсии.

В связи с тем, что угол обзора из автобуса значительно меньше, чем на открытом воздухе, особенно для сидящих на противоположной от объекта стороне автобуса, нельзя подъезжать близко к объекту, имеющему крупные размеры.

В этом случае рекомендуется останавливаться на противоположной от объекта стороне улицы или площади. Условия для обзора объектов наиболее благоприятны, когда они видны слева или справа по ходу автобуса. В этом случае обзору не мешают впереди сидящие экскурсанты или высокие спинки кресел. Плохо, если объект находится впереди машины, особенно на близком расстоянии. Совершенно недопустимо показывать объект, находящийся позади автобуса. Если объезд на проезжей части улицы или площади не может создать нужные условия для показа, целесообразно сделать остановку и вывести группу наружу. Этот приём используется и в том случае, когда остановка у объекта или вблизи от него запрещена, либо не все нужные объекты видны из автобуса.

Для интенсификации показа на автобусной экскурсии экскурсовод должен находиться в строго определённом месте. Практикой оно точно установлено – первое сиденье (когда экскурсовод сидит) и у кабины водителя (если он стоит). Но во всех случаях во время рассказа экскурсовод должен быть лицом к слушателям.

Работа с объектами во время движения определяется двумя обстоятельствами: во-первых, группа не может быть расположена по отношению к объекту иначе, чем это позволяет дорога, и во-вторых, зритель постоянно перемещается по отношению к объекту. В этих условиях экскурсоводу нужно найти на маршруте движения наиболее удачное место показа объекта, откуда он был бы лучше всего виден всей группе. Эффективность показа во многом зависит от изучения экскурсоводом данных об особенностях каждого объекта и условиях его показа. Мы имеем в виду особенности расположения объекта, выбор наиболее благоприятного места его обзора, учет времянахождения его в поле зрения экскурсантов, выразительность, размеры, удаленность объекта от автобуса, приемы ориентирования. Экскурсовод должен хорошо знать, когда появится объект в поле зрения группы и уметь рассчитать начало своего рассказа к моменту появления объекта. Одной из особенностей этой работы является опережающий его осмотр, то есть предварительная подготовка слушателей к восприятию объекта, который может появиться в поле зрения лишь на короткое время.

Во время движения автобуса экскурсовод не всегда может рассчитывать на то, что в пределах видимости находится следующий объект. В подобных условиях экскурсовод, хорошо изучивший маршрут, безошибочно определяет момент, когда объект появляется. Ему помогают такие ориентиры, как знакомые здания, дорожные знаки, повороты, изменения профиля дороги, складки прилегающей местности, и другие. Одним из важных условий подготовки к автобусным экскурсиям является тщательное изучение маршрута, точное знание мест наилучшей видимости объекта.

Путевая информация на водных маршрутах имеет свои особенности. Скорость судов значительно меньше скорости автобуса, поэтому экскурсионные объекты, расположенные на берегу, находятся в поле зрения туристов относительно долго и их показ может продолжаться довольно длительное время.

В случае если объект расположен далеко от берега и может быть виден только при благоприятной погоде, а хорошо рассмотрен только в бинокль, экскурсовод должен точно ориентировать туристов в нужном направлении, указать расположение объекта среди местных предметов и детально его обрисовать, используя метод сравнения с хорошо известным предметом. По пути следования из города Ростова-на-Дону в качестве объекта выбраны станица Гниловская, храм Преполовения, ландшафты реки Дон.

Успех автобусных экскурсий, особенно продолжительных, требует соблюдения и выполнения определенных организационно-технических условий. Экскурсия начинается со встречи с группой. Чаще всего экскурсовод прибывает к ней экскурсионном автобусе. Он успел познакомиться с водителем, уточнил с ним маршрут движения, обговорил все возможные варианты совместной работы в зависимости от дорожных, погодных и других условий. После того, как группа заняла свои места, озвучивается вступление. Необходимо, чтобы экскурсанты прослушали вступительную речь в деловой и спокойной обстановке, узнали маршрут экскурсии и необходимые организационные требования, соблюдение которых необходимо. Поскольку группу приходится часто выводить из машины, экскурсоводу нужно быть очень осторожным в соблюдении правил безопасности. Прежде всего, следует останавливать автобус в таком месте, где выходу не угрожает проходящий транспорт.

На водных маршрутах экскурсовод располагает большими возможностями для проведения путевой информации в самых различных ее формах: к его услугам хорошо оборудованный радиоузел с микрофоном и магнитофоном, с набором записей музыки, песен, бесед о городах, достопримечательных местах природы. Для экскурсовода из окна радиорубки обеспечивается хороший обзор местности. Это дает возможность ведения подробного рассказа об объектах, используя «эффект присутствия», что обеспечивает рассказу наилучшую доходчивость. Примером могут служить донские просторы, как места, связанные с жизнью казаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.007 с.)