Поставщики экскурсионных услуг. Подбор, механизм взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поставщики экскурсионных услуг. Подбор, механизм взаимоотношений



Поставщики экскурсионных услуг. Подбор, механизм взаимоотношений

На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций (субъектов рынка):

;производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);

;посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);

;поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства и т.д.);

;торговые (турагентства, бюро реализации турпродукта и услуг и др.);

На рынке услуг туристско-экскурсионных организаций в чистом виде, т.е. выполняющих какую-то одну из перечисленных выше функций, почти не существует. Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации обслуживания экскурсантов. Например, экскурсионная фирма не только разрабатывает услугу «экскурсия», но и при комплектации экскурсионных программ выполняет посреднические функции по отношению к поставщикам услуг (транспортные предприятия, предприятия общественного питания, музеи, выставочные залы и т.д.).

Экскурсионными фирмами называются организации, которые занимаются разработкой и предоставлением услуги «экскурсия».

В крупных туристско-экскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.

В малых и средних организациях может функционировать один отдел – экскурсионно-методический – или экскурсионная деятельность осуществляется группой методистов

Экскурсионная деятельность – это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега

Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей услуг (музеев, транспортных, зрелищных и других организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги (например, экскурсии), т.е. являются туроператорами. Туроператор планирует и создает маршрут, программу, пакет экскурсионных услуг, разрабатывает технологическую документацию экскурсии. Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, картинных галерей, выставочных залов и т.д.) находят сбыт через турагентов или турагентские отделы (отделы реализации продукции, продаж).

Требования к составлению маршрута экскурсии.

маршрут экскурсии – это отлично обмысленный, более удачный путь следования экскурсионной группы, содействующий раскрытию темы.
Составление маршрута как бы обосновано темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. И даже не надо и говорить о том, что экскурсионный, вообщем то, маршрут должен быть построен так, чтоб так сказать обеспечить показ объектов в, как большая часть из нас постоянно говорит, логической последовательности и сделать, как мы привыкли говорить, зрительную базу для раскрытия темы.
Существует несколько, как большая часть из нас постоянно говорит, главных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются последующие неотклонимые требования:

1)маршрут должен быть составлен так, чтоб, как мы привыкли говорить, экскурсионные объекты не размещались очень близко друг к другу, не заслоняли один иной, не контрастировали вместе;

2)экскурсионный также маршрут должен быть малогабаритным, переезд либо переход меж объектами не должен, вообщем то, превосходить 10 – 15 минут, чтоб не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;

3)на маршруте должны находиться, как заведено, обустроенные остановки, в том числе, как все знают, санитарные, и места парковки транспортных средств;

4)по пути следования экскурсионной группы должны наконец-то отсутствовать повторные проезды либо проходы по, как всем известно, одному и, как многие выражаются, тому же участку маршрута, так именуемые «петли»;

5)при составлении маршрута обязана, в общем то, учитываться эстетическая ценность стройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.

К моменту проведения экскурсии, вместе с главным маршрутам, целенаправлено также иметь несколько, как всем известно, запасных вариантов движения группы на вариант, как большая часть из нас постоянно говорит, вероятных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.


19.Структура текста экскурсии.

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

20.Требования к составлению введения и заключения к экскурсии

Вступление в свою очередь обычно подразделяется на две части - организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса (фамилия, имя, отчество, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов - сообщается, например, о том, что в пути следования на автобусе необходимо соблюдать определенные правила: занимать одни и те же места, не разговаривать и не заниматься посторонними делами и т.д.

Во второй части вступления - информационной - кратко излагается содержание предстоящего мероприятия, его задачи. При этом могут быть названы отдельные подтемы, упоминаются два-три наиболее интересных объекта. Не следует превращать вступительную часть в краткий конспект экскурсии, давать подробную характеристику памятникам, которые будут показаны.

Во вступлении сообщаются сведения по организационным вопросам. Задача экскурсовода - заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к самой теме. Основные требования к вводному слову - краткость и динамичность. Оно не должно утомлять слушателей. Общее время, отведенное на вступление, обычно не должно превышать 5-7 мин. Отличительная черта вступительной части состоит в том, что речь экскурсовода не сопровождается показом экскурсионных объектов. Поэтому вступление проводят сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы появление зданий и объектов природы за окном не отвлекало участников экскурсии. От степени их внимания к сообщению экскурсовода в этот момент зависит успех всей экскурсии.

После вступления следует основная часть - то, что составляет основу экскурсии, - показ и рассказ, раскрывающие тему. Структура этой части более сложна, в нее входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

Экскурсия имеет заключительную часть, которая подводит итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. В заключительной части экскурсовод в краткой форме излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

22..Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

При составлении контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии. Контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Это обстоятельство требует особенно серьезного отношения к подготовке этого документа. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала, не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам около объектов.

Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, изложенным в соответствии с требованиями научности и партийности.

В контрольном тексте могут содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст представляет собой развернутый материал в помощь экскурсоводам, готовящимся проводить или уже ведущим экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В отдельных случаях, когда материал невозможно расположить в хронологическом порядке, например в обзорной городской экскурсии, контрольный текст представляет собой материал к подтемам экскурсии.

Контрольный текст является директивным документом для всех экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты. Основные положения экскурсии на данную тему должны излагаться и трактоваться в соответствии с содержанием контрольного текста.

Существует и другой вид текста экскурсии - индивидуальный. Такой текст экскурсовод, готовясь проводить экскурсию на данную тему, составляет самостоятельно.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал в индивидуальном тексте размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной подтеме.

Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения рассказ, содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Здесь не может быть неоправданных сокращений при изложении сущности исторических событий, оценке их значений, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

26.Техника ведения экскурсии: размещение группы у объекта, передвижение от объекта к объекту, паузы и их роль в экскурсии, техника ответов на экскурсии, техника осмотра различных объектов, организация протокольных мероприятий в начале и конце экскурсии.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведённого на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой
. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии.
В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

- первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
- вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

16)Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических экскурсий, формулировка темы обзорной экскурсии представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Подтемы с литературными сюжетами включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков

28) Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом: Литературные экскурсии характерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также дл исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни и творчестве писателей, поэтов

литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Достоевский и Санкт-Петербург» и т. д.);

историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

29)Архитектурно-градостроительные темы:

экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

24) Экскурсии по месту проведения принято делить на следующие группы:

музейные; производственные; городские; загородные; в пути следования (путевая информация).

Музейным экскурсиям свойственно обслуживание экскурсантов согласно профилю музея, т. е. его отношения к определенной отрасли производства, культуры, искусства и др.

Городские экскурсии могут быть обзорными и тематическими, посвящены показу частей или всего города в целом.

Загородные экскурсии проводятся в конечном пункте следования; сочетаются в пути с экскурсией в конечном пункте. По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Экскурсионная путевая информация (в пути следования группы) в отличие от экскурсии имеет особенности:

первичность рассказа над показом; информация носит интересный справочный характер о районе, области, республике, жизни и деятельности людей данного края; в информации не используется материал тех экскурсий, которые предусмотрены в конечных пунктах назначения.

По форме проведения экскурсии подразделяются на:

обычные; экскурсии-массовки; экскурсии-спектакли; экскурсии-концерты;      экскурсии-прогулки и др.

Учебные экскурсии следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса; их проведение особенно актуально для слушателей различных курсов, семинаров, учащейся молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин.

К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму сообщения знаний в аудитории в четком соответствии с учебной программой. В качестве аудитории используются естественные условия (природа, предприятия, музеи, выставки и т.д.), для проведения экскурсий-лекций можно привлекать специалистов.

Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее участники передвигаются по маршруту одновременно на двух и более автобусах или других транспортных средствах. Примерами таких экскурсий в наше время может быть организация маршрутов для посещения массовых мероприятий, например для городских жителей; выезд на праздник-фестиваль народного творчества; сельские жители могут выехать на праздник города; посещение музыкальных, театральных и кинофестивалей. Эти же экскурсии можно рассматривать как экскурсии-спектакли, экскурсии-концерты.

В экскурсии-прогулки включаются маршруты с элементами отдыха посещением праздников.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные транспортные и комбинированные.

Пешеходные экскурсии становятся все более популярными: они обеспечивают маневренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии; логический, последовательный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных; 10-12 км.

Для проведения экскурсий с использованием транспорта могут применяться различные транспортные средства: автобусы, городской наземный и подземный транспорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и др.

Экскурсии с использованием транспортных средств носят характер массовости и требуют тщательной проработки маршрута, оценка полезности которого может быть получена с помощью коэффициента познавательности.

Комбинированные экскурсии позволяют сочетать два вида экскурсии: в экскурсию с использованием транспортных средств, как составляющая включается пешеходная экскурсия.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические циклы экскурсий (объединенные общим названием).

Классификация экскурсий имеет большое значение для организации экскурсионной деятельности туристскими предприятиями, способствует специализации экскурсоводов, содействует качественной подготовке, разработке экскурсий и их проведению.

 Группа специализированных экскурсии

К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.

Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

Рекламные экскурсии проводятся с целью включения в экскурсионное обслуживание населения новых маршрутов, презентации туристских предприятий.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. В этом качестве могут выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскурсия-консультация, экскурсия демонстрация.

 Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой

11)Этапы разработки экскурсии:

определение целей и задач экскурсии; выбор темы; отбор литературы и составление библиографий; знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме; отбор и изучение экскурсионных объектов; составление маршрута экскурсии; объезд или обход экскурсии; подготовка контрольного текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»; выбор методических приемов проведения экскурсии; определение техники проведения экскурсии; составление методической разработки; подготовка индивидуального текста; прием (сдача) экскурсии; утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершённой, если подготовлены все необходимые документы Документация по экскурсионным темам должна храниться в методическом кабинете.

Экскурсионные услуги предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - исполнители экскурсионных услуг) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными документами.

Основными требованиями к экскурсионным услугам являются:

соответствие функциональному назначению (информационная наполненность); точность и своевременность выполнения; соответствие требованиям безопасности; качество обслуживания.

Экскурсионные услуги должны соответствовать функциональному назначению - соответствие темы экску



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.084 с.)