Определите понятие, перечислите признаки и охарактеризуйте структуру нормы права, ее отдельные элементы. Перечислите основания, применяемые при классификации норм права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите понятие, перечислите признаки и охарактеризуйте структуру нормы права, ее отдельные элементы. Перечислите основания, применяемые при классификации норм права.



Виды норм права

По предмету правового регулирования:

· - уголовные;

· - гражданские;

· - административные;

· - конституционные.

Нормы права, принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы.

Материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус. Материальные нормы формулируют правомочия и обязанности субъектов права, отвечают на вопрос: «что делать?». Например,: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. Процессуальные нормы содержат ответ на вопрос: «как?», «каким образом реализуются материальные нормы?».

В зависимости от функции права:

1. Регулятивные (регулируют правомерное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся:

· - управомачивающая (предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право));

· - обязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить);

· - запрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения).

2. Охранительные (регулируют противоправные, т.е. расцениваемые государством как вредное негативное поведение человека). Могут быть:

· - карательные - предусматривают различные меры наказания, которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний;

· - правовостановительные - предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.);

3. Специализированные (регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм):

· - нормы-принципы (учредительные) - закрепляют правовые принципы;

· - оперативные - нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц;

· - коллизионные - правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права;

· - дефинитивные - нормы, которые содержат определение какого-либо юридического термина (легальную дефиницию).

По методу (типу) правового регулирования:

· - императивные - воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета, предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности;

· - диспозитивные - воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания, предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самостоятельно, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило, установленное самой нормой.

Нормы права также можно подразделить на виды в зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их. Они подразделяются на:

 конституционные нормы;

 законодательные нормы;

 подзаконные нормы.

По сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия и нормы ограниченного действия.

Нормы общего действия действуют на территории всего государства. Подобные юридические нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

Нормы ограниченного действия воздействуют на общественные отношения ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками.

11. Определите основные подходы к типологии государства. Охарактеризуйте сущность и содержание формационного и цивилизационного подходов. Укажите среди правоведов приверженцев каждого из подходов.

Существует несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии являются: формационный (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс) и цивилизационый (авторы А. Тойнби, У. Ростоу, С. Хатингтон).

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;

Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;

Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;

Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Раскройте понятие и признаки нормативного правового акта. Перечислите основания различных классификаций нормативных правовых актов. Укажите виды нормативных правовых актов в рамках каждой из классификаций.

Нормативно-правовой акт (НПА) - это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Признаки нормативного правового акта:

· имеет форму письменного документа;

· имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.)

· принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

· публикуется в официальных печатных изданиях;

· официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

· содержит нормы права;

· обладает юридической силой;

· вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

· действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц;

· регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

· акты, принятые государственными органами;

· принятые общественными организациями;

· принятые народом (на референдуме).

По сфере их распространения:

· федеральные НПА;

· акты субъектов РФ;

· акты муниципальных органов;

· локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

По времени их действия:

· акты, принятые на неопределенное длительное время;

· акты временные (на определенный период).

По предмету правового регулирования:

· специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

· комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.

По юридической силе:

Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Виды законов:

1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

Указы и распоряжения Президента.

Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Определите понятие, перечислите признаки и охарактеризуйте структуру нормы права, ее отдельные элементы. Перечислите основания, применяемые при классификации норм права.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

§ общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);

§ формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах — законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);

§ государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия — стимулированием и принуждением);

§ предоставительно-обязывающий характер (норма права — двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);

§ микросистемность (норма права — системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

§ Иерархичность - каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответственно обладает определенной юридической силой

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

 

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

 

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.

 

Виды норм права

По предмету правового регулирования:

· - уголовные;

· - гражданские;

· - административные;

· - конституционные.

Нормы права, принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы.

Материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус. Материальные нормы формулируют правомочия и обязанности субъектов права, отвечают на вопрос: «что делать?». Например,: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. Процессуальные нормы содержат ответ на вопрос: «как?», «каким образом реализуются материальные нормы?».

В зависимости от функции права:

1. Регулятивные (регулируют правомерное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся:

· - управомачивающая (предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право));

· - обязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить);

· - запрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения).

2. Охранительные (регулируют противоправные, т.е. расцениваемые государством как вредное негативное поведение человека). Могут быть:

· - карательные - предусматривают различные меры наказания, которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний;

· - правовостановительные - предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.);

3. Специализированные (регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм):

· - нормы-принципы (учредительные) - закрепляют правовые принципы;

· - оперативные - нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц;

· - коллизионные - правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права;

· - дефинитивные - нормы, которые содержат определение какого-либо юридического термина (легальную дефиницию).

По методу (типу) правового регулирования:

· - императивные - воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета, предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности;

· - диспозитивные - воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания, предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самостоятельно, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило, установленное самой нормой.

Нормы права также можно подразделить на виды в зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их. Они подразделяются на:

 конституционные нормы;

 законодательные нормы;

 подзаконные нормы.

По сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия и нормы ограниченного действия.

Нормы общего действия действуют на территории всего государства. Подобные юридические нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

Нормы ограниченного действия воздействуют на общественные отношения ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками.

11. Определите основные подходы к типологии государства. Охарактеризуйте сущность и содержание формационного и цивилизационного подходов. Укажите среди правоведов приверженцев каждого из подходов.

Существует несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии являются: формационный (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс) и цивилизационый (авторы А. Тойнби, У. Ростоу, С. Хатингтон).

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;

Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;

Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;

Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.109 с.)