Дайте понятие функции государства, перечислите виды функций государства, в соответствии с различными классификационными основаниями. Укажите, каковы формы и методы их осуществления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте понятие функции государства, перечислите виды функций государства, в соответствии с различными классификационными основаниями. Укажите, каковы формы и методы их осуществления.



Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

· Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

· Функция обеспечения правопорядка;

· Экономическая функция;

· Функция налогообложения;

· Функция социальной защиты;

· Экологическая функция;

· Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

· Функция обороны страны;

· Функция поддержания мирового порядка;

· Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области.

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

· охранительные;

· регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.).

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:

· законодательные (правотворческие),

· управленческие,

· правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Формы осуществления функций государства - внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм на:

· правотворческую деятельность;

· исполнительную (управленческую) деятельность;

· судебную деятельность.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формамидеятельности государства.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются на:

· организационно-регламентирующие;

· организационно-хозяйственные;

· организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Методы осуществления функций государства - приемы, способы государственной деятельности, посредством которых государство реализует свои функции.

1) Убеждение - метод воздействия властного авторитета государства на массовое сознание, посредством которого должное поведение субъектов достигается через воспитательные, разъяснительные меры морального воздействия

a) прямое убеждение - информирование субъектов о стоящих перед обществом задачах и призывах к должному поведению на основе предоставленной информации.

b) косвенное убеждение - манипулирование сознанием людей, использование технологий на воздействие общественного мнения, замалчивание информации

2) Принуждение - применение силы.

Используется в силу безрезультатности убеждения.

a) подавление - ограничение возможности для отдельных лиц и организаций противодействовать власти

b) насилие - прямое психическое или физическое воздействие на лица, неподчиняющиеся государственной власти.

Принуждение реализуется с помощью мер государственного принуждения, которые делятся на:

· меры предупреждения правонарушения (надзор, проверка)

· меры пресечения правонарушений (задержание, арест)

· меры защиты (принудительное лечение)

· меры юридической ответственности

Методы можно классифицировать по предметному признаку: экономические (налоговые, режимы, таможни) административные (управление, организация, принуждение) идеологические (пропаганда, СМИ)

Методы делятся по специфике волеизъявления государства: стимулированные (кредиты, льготы, награды) дозволение (свобода слова, совести, веры) охраны (деятельность милиции, суда) требования (регистрации, документы) запреты (нормы УК) репрессии (ссылка, дискриминация нации).

Раскройте понятие и признаки нормативного правового акта. Перечислите основания различных классификаций нормативных правовых актов. Укажите виды нормативных правовых актов в рамках каждой из классификаций.

Нормативно-правовой акт (НПА) - это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Признаки нормативного правового акта:

· имеет форму письменного документа;

· имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.)

· принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

· публикуется в официальных печатных изданиях;

· официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

· содержит нормы права;

· обладает юридической силой;

· вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

· действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц;

· регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

· акты, принятые государственными органами;

· принятые общественными организациями;

· принятые народом (на референдуме).

По сфере их распространения:

· федеральные НПА;

· акты субъектов РФ;

· акты муниципальных органов;

· локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

По времени их действия:

· акты, принятые на неопределенное длительное время;

· акты временные (на определенный период).

По предмету правового регулирования:

· специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

· комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.

По юридической силе:

Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Виды законов:

1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

Указы и распоряжения Президента.

Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.043 с.)