Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика отношения древних римлян к труду в литературных сочинениях
Среди инструментов познания ценностных ориентаций римлян периода поздней республики - принципата важное место принадлежит произведениям художественного творчества, прежде всего римскому литературному наследию. Универсальный, всеохватывающий, всепроницающий характер литературы, неотделимой от жизненного опыта и социальной практики народа, отмечен Ю.Б.Боревым[89]. На роль литературы в формировании взглядов и вкусов общества, его социально-политических и философских воззрений обратил внимание С.Л.Утченко[90]. А.Г.Ковалёв выделил в литературных произведениях способность служить индикатором общественных настроений, общественной психологии[91]. Как упоминалось выше, из всех жанров литературы, созданной в эпоху поздней республики - принципата, максимальную связь с социальной психологией населения державы имела сатира. Л.С.Выготский, Л.В.Карасев, А.Бергсон, Ю.Б.Борев, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов[92], изучавшие природу смеха с психологической, эстетической, культурологической точек зрения, считают, что смешное, безобразное выступали как антипод ценного и прекрасного, ирония облегчала восприятие несовершенного мира с позиций возвышающегося над ним идеала, с позиций высших ценностей. Совместимость жизненных ценностей автора сатирических произведений и его аудитории позволяет создать представление об индивидуальных и надиндивидуальных, принятых в обществе, идеалах и жизненных ориентирах. В.С.Дуров, А.А.Кроник, М.И.Борецкий, М.Л.Гаспаров, И.М.Тронский, исследовавшие сатирические произведения, созданные в эпоху поздней республики - принципата, отмечали, что характерная черта римской сатиры – заостренное внимание к индивидуальному бытию, к повседневной действительности изображаемого персонажа. Однако «образ человека в культуре – не что иное, как коллективное самоописание»[93], поэтому писатель, создавая образ героя, максимально типизирует его, что позволяет ему через персонажей сообщать информацию о современной ему реальности как о макросреде, в которой формируются ценности, о типических отношениях и представлениях, порожденных колоритом времени. Обозначенные подходы к изучению литературного наследия эпохи поздней республики - принципата и сатирических произведений, в частности, создают методологическую конструкцию, использование которой позволит нам определить место категорий «труд» и «богатство» в аксиологической шкале древних римлян и их изменения в ходе развития римской цивилизации.
В центре нашего внимания находятся произведения выдающихся мастеров сатирического жанра из различных социальных групп. Для начала, необходимо отметить, что все имеющиеся в нашем распоряжении источники по исследуемой проблеме, в том числе и данные римской сатиры, написаны представителями древнеримского общества, непосредственно не связанными с каким-либо производительным трудом. Однако в этом отношении литературные памятники эпохи представляют более объективную информацию, нежели данные философской и исторической традиции, так как во время выступления перед римскими гражданами, большую часть которых составляли земледельцы, ремесленники и торговцы, автор был вынужден отходить от более или менее присущей ему аристократической морали и учитывать настроения народных масс. Землевладельцы и крестьяне были важными компонентами римского общества, и озабоченность землей сформировала часть всеобщего мировоззрения. О высокой роли земледелия свидетельствует Авл Персий Флакк в истории о Квинтии, которого избрали в диктаторы, и посланные от сената нашли его на поле за плугом: Где был ты, сошник в борозде притуплявший, Квинтий, дрожащей женой пред волами одет, как диктатор; Плуг же домой тебе ликтор отнес. [Persius,Sat. I, 73-75] Автор, в свою очередь, рекомендует данный вид занятия: Собственной жатвой живи и зерно молоти: это можно. Страшного нет: борони — и растут твои новые всходы. [Persius, Sat. VI, 25-26] Марциал в «Эпиграммах» предпочитает земледелие юриспруденции и военному делу, которые другие авторы считают наиболее достойными занятиями: По судам заставляет Тит таскаться, Говоря мне частенько: «Выгод много». Много выгод, мой Тит, у земледельца. [Marcial, Epigr. I; 17; 1-3] Вкратце желаешь ли знать о мечтах ты приятеля Марка, Славный в военных делах, славный в гражданских Фронтон? Пахарем хочет он быть на малом, но собственном поле,
Мил ему сельский досуг, крупный не нужен доход. [Marcial, Epigr. I; 55; 1-4] Децим Юний Ювенал определяет земледелие как достойное занятие, угодное богам: Дети мои, — так марс и герник говорили когда-то Или вестинец-старик, — добудем мы плугом довольно Хлеба к столу: так угодно богам нашим сельским… [Juvenal. Sat. V, 13; 180-182] В басне «Крестьянин и скворцы» Бабрий восхищается трудом земледельца, описывая хитрости крестьянина, на которые тот вынужден идти для достижения хорошего результата при выполнении своей работы. И в отличие от остальных сатириков, автор в басне «Жаворонок и его птенцы» отмечает, что наемный труд жнецов и батраков в земледелии более эффективен, нежели добровольная помощь друзей: Пришел меж тем хозяин к своему полю И молвил, увидав, что налились всходы: "Пора мне созывать моих друзей к жатве!" Услышав эти речи, из птенцов кто-то Сказал отцу, что надобно уже думать О том, в какое лучше улететь место. Отец ответил: "Есть еще у нас время: Кто ждет друзей, тот, верно, не спешит с делом". Но вот хозяин, на поле опять выйдя, Когда колосья стали уж ронять зерна, Сказал, что он наймет себе жнецов завтра И батраков, которые снопы вяжут. Тогда-то деткам жаворонок сам молвил: "Ну, птенчики мои, лететь нам прочь надо: Теперь хозяин дело взял в свои руки". Если труд бесполезен и бессмыслен, то он теряет свою ценность и исполнителю его тяжело выполнять. Это пытается донести Апулей в истории о Психее, которой поручили разобрать кучу зерна (рожь, ячмень, просо, мак, горох, чечевицу, бобы) по сортам. Автор утверждает, что в случаях, когда результат труда несоизмерим с затраченными усилиями, «подобная работа трудна» [Apul.,Met., VI, 10]. Все авторы литературной традиции [Hor. Sat., I, 1; 7-8; Persius,Sat. I, 74; Juvenal. Sat. III, 8; 9-12; Juvenal. Sat. V, 13; 70-73] сходятся во мнении, что наиболее уважаемыми должностями в Риме были воины и городские служащие: Я - начальник ночной стражи и полагаю, что до сегодняшнего дня никто не мог упрекнуть в чем бы то ни было мое неусыпное усердие. [Apul., Met.,III, 3] Вкратце желаешь ли знать о мечтах ты приятеля Марка, Славный в военных делах, славный в гражданских Фронтон? [Marcial, Epigr. I; 55; 1-2] Ювенал признает воинский труд также ещё и самым благородным [Juvenal. Sat. V, 16; 50-58]. Среди почитаемых видов деятельности Петроний Арбитр выделяет организацию похорон: «А каким почтенным делом занимался он, прежде чем дошел до теперешнего состояния! Он был устроителем похорон» [Petr. Sat. 38]. Вероятно, это связано с важностью ритуала погребения в жизни каждого римлянина. Баснописец Бабрий высоко оценивает труд умелых и храбрых охотников. Это можно проследить в баснях «Стрелок и лев» и «Сын, отец и нарисованный лев». В произведении «Трусливый охотник» Бабрий высмеивает боязливого представителя данного ремесла. Заслуживает уважения, по мнению Марка Валерия Марциала, труд домоправителя: Славный стоит пред тобой домоправителя труд, Ибо известнейший здесь Церейского поля хозяин — Гилар на тучных холмах и перевалах живет. [Marcial, Epigr. VI; 73; 2-4] Негативно относятся авторы к людям, занимающимся торговлей, ростовщичеством, шинкарством и т.д.: «Но, как часто бывает, в недобрый час я отправился, и надежды на барыш меня обманули: накануне все скупил оптовый торговец Луп». [Apul., Met., I,5]. Представителей этих профессий Квинт Гораций Флакк прямо называет «сволочью»:
Тотчас объявит всем рыболовам и всем, продающим Овощи, птиц и душистые мази, всей сволочи этой, Всем шутам, мясникам, чтоб назавтра же утром явились. [Hor. Sat., II, 3; 227-229] К содержанию питейных домов автор относится с презрением, считая их хозяев «лживыми» [Hor. Sat., I, 1; 28]. Это подтверждается и историей о Милоне, который «всем известен как человек преподлый и прегрязный; больше всего ростовщичеством занимается, под залог золота и серебра проценты большие дерет; одной наживе преданный, заперся он в своем домишке и живет там с женой, разделяющей с ним его несчастную страсть. [Apul., Met., I,21]. Апулею противостоит точка зрения Ювенала, который вполне приемлет торговлю как достойный вид деятельности: Если ж тебе не по нраву нести постоянно работу В лагере, если живот тебе слабит от трубного звука, Звука рогов, то торговлей займись: запасай, что возможно Перепродать вполовину дороже, но только не брезгуй Всяким товаром… [Juvenal. Sat. V, 13; 198-202] Позорный, унизительный труд, по словам Марциала, выполняют повара харчевен («Кто был настолько жесток, кто настолько, спрошу я, был дерзок, чтобы тебя, Феопомп, определить в повара?» [Marcial, Epigr. X; 66; 1-2]), рыбосолы, разносчики, шуты, танцовщики: Светским кажешься ты себе, Цецилий. Не таков ты, поверь. А кто же? Гаер. То же, что и разносчик из-за Тибра, Кто на стекла разбитые меняет Спички серные и горох моченый Продает на руках зевакам праздным; Что и змей прирученных заклинатель, Что и челядь дрянная рыбосолов, Что и хриплый кухарь, в харчевнях теплых Разносящий горячие сосиски, Что и шут площадный, поэт негодный, Что и гнусный танцовщик из Гадеса, Что и дряблый похабник непристойный! [Marcial, Epigr. I; 41; 1-13] То, что Масклион гордо шаткий камень Балансирует, шест на лоб поставив, Иль что Нин-великан, напрягши мышцы, Семь или восемь мальчишек поднимает, Представляется мне не трудным делом. [Marcial, Epigr. V; 12; 1-5]. Подобное отношение, вероятно, связано с тем, что данными видами деятельности занимались в основном рабы и бедные люди. Рабский труд, по мнению Бабрия, является недостойным и уничижительным: Афинянин твердил: "Тезей стократ выше, И подлинно божественна его доля: Ведь никогда он не был, как Геракл, в рабстве". [Бабрий, «Афинянин и фиванец»] Это прослеживается и в басне «Волки и собаки»: «Волки сказали собакам: «Мы всем похожи друг на друга: отчего бы нам не жить по-братски, душа в душу? Между нами нет никакой разницы, кроме как во вкусах: мы живем на свободе, а вы подчиняетесь людям и рабски им служите, а за это должны терпеть от них побои, носить ошейники и сторожить их овец. А вместо корма они бросают вам одни кости» [Бабрий, «Волки и собаки»].
Тяжелые работы, связанные с большими физическими затратами, ложились на плечи низших слоев населения. В их числе, Апулей выделяет труд грузчиков («Я зарабатывал гроши, как грузчик, когда еще сила была.» [Apul., Met., I, 7]), могильщиков [Apul., Met., II, 22], работу на мельницах [Apul., Met., VII, 15]. Такого рода занятия также считались унизительными. Негодование общества, по мнению Ювенала, вызывает труд иноземцев, которые зачастую берутся за множество самых различных работ, и выполняют их некачественно. В этом отношении показателен пример с греком: Скажи, за кого ты считаешь Этого мужа, что носит в себе кого только хочешь: Ритор, грамматик, авгур, геометр, художник, цирюльник, Канатоходец, и врач, и маг, — все с голоду знает Этот маленький грек; велишь — залезет на небо; Тот, кто на крыльях летал, — не мавр, не сармат, не фракиец, Нет, это был человек, родившийся в самых Афинах Как не бежать мне от их багряниц? [Juvenal. Sat. I, 3; 75-81] Вслед за Б.С.Ляпустиным отметим, что в римском обществе бытовало мнение, согласно которому, человек, связанный с ремесленным трудом, утруждает своё тело, живет в неизвестности, имеет небольшой заработок, отличается недалеким умом, простоватостью. Мысли и стремления его далеки от благородных помыслов, развития душевной гармонии и стройности[94]. Но не все авторы негативно относились к ремесленному труду, выполняемому зависимым населением: Марциалу импонируют профессии музыканта, глашатая, зодчего, брадобрея. Ремесла писателей, риторов, учителей он советует избегать: Пристаешь ты давно ко мне с вопросом, Луп, кому обученье сына вверить. Всех и риторов ты и грамотеев, Мой совет, избегай: не надо сыну Знаться ни с Цицероном, ни с Мароном. Пусть Тутилий своей гордится славой! Если ж сын — стихоплет, лиши наследства. Хочет прибыльным он заняться делом? Кифаредом пусть будет иль флейтистом. Коль окажется мальчик тупоумен, Пусть глашатаем будет или зодчим. [Marcial, Epigr. V; 56; 1-11] Здесь погребен Пантагат, скончавшийся в юные годы, Это и горе и скорбь для господина его. Ловкий он был брадобрей: едва прикасаясь железом, Волосы стричь он умел ровно и щеки обрить. [Marcial, Epigr. VI; 52; 1-4] Апулей симпатизирует талантливым деятелям искусства: «Мастерство превосходного скульптора выразилось больше всего в том, что передние лапы у собаки взметнулись в воздух вместе с высоко поднятой грудью и как будто бегут, меж тем как задние опираются на землю.» [Apul., Met., II,4]. Еще более неоднозначную оценку у авторов литературных произведений получает врачебная деятельность. Врачебное искусство, по словам Горация, было довольно уважаемым в Риме: Если когда лихорадки озноб ты почувствуешь в теле,
Или другою болезнью ты будешь к постели прикован, Кто за тобою-то станет ходить и готовить лекарства?.. Кто врача умолять, чтобы спас от болезни и снова Детям, родным возвратил? [Hor. Sat., I, 1; 80-84] Отзывается о врачах с одобрением и Апулей: «Недаром опытные врачи тяжелые и страшные сны приписывают обжорству и пьянству!» [Apul.,Met., I,18]. Петроний считает ремесло врачей одной из самых трудных профессий: «А чье, по-вашему, - продолжал он, - самое трудное занятие после словесности? По-моему, лекаря и менялы. Лекарь знает, что в нутре у людишек находится и когда будет приступ лихорадки. Я, впрочем, их терпеть не могу, - больно часто они мне анисовую воду прописывают.» [Petr. Sat. 56]. Несмотря на признание деятельности врачей как одной из самых трудных, автор не видит в ней смысла, кроме как самоутешения: «Врачи его погубили, а вернее, злой Рок. Врач ведь ничто иное, как самоутешение» [Petr. Sat. 42]. Схожую точку зрения мы находим у Марциала, который к лекарскому сословию относится с недоверием и опаской: В баню он с нами ходил, пообедал веселый, и все же Рано поутру найден мертвым был вдруг Андрагор. Просишь, Фавстин, объяснить неожиданной смерти причину? Да Гермократа-врача видел он ночью во сне. [Marcial, Epigr. VI; 53; 1-5] Ты гладиатором стал, а раньше ты был окулистом. Как гладиатор теперь делаешь то же, что врач. [Marcial, Epigr. VIII; 74; 1-2] Отношение к врачебной деятельности у Бабрия неоднозначно, что прослеживается в басне «Неумелый врач». Вначале автор говорит о важности помощи, которую оказывают лекари больным. Далее же прослеживается мысль о том, что боги проклинают врачей за то, что те продлевают жизнь людям с различными недугами: Но на днях Кора И сам Плутон, преследуя врачей гневом За то, что те мешают умирать смертным, Всех поименно в грозный их внесли список. Хотели и тебя вписать в числе первых, Но я к ним подошел, коснулся их скиптров И побожился им, что ты не врач вовсе И что тебя оклеветали зря люди". [Бабрий, «Неумелый врач»] Все авторы литературных произведений говорят о том, что любой труд, выполненный искусно и на совесть, будет по достоинству оценен в обществе. В «Сатириконе» Петрония Арбитра это отражено следующим образом: «Недавно я купил сыночку несколько книг с красными строками: хочу, чтобы он понюхал немного законы для ведения домашних дел. Занятие это хлебно. В словесности он уже достаточно испачкался. Если ему ему опротивеет, я его какому-нибудь ремеслу обучу: отдам, например, в цирюльники, в глашатаи или, скажем, в стряпчие. Это у него одна смерть отнять может. Каждый день я ему твержу: "Помни, первенец: все, что учишь, для себя учишь. Посмотри на Филерона, стряпчего: если бы он не учился - давно бы с голоду подох. Не так еще давно кули на спине таскал, теперь с самим Норбаном потягаться может. Наука - это клад, и искусный человек никогда не пропадет".[Petr. Sat. 46]. Гораций считает, что любой труд приемлем: Он не боялся упрека, что некогда буду я то же, Что он и сам был: публичный глашатай иль сборщик, что буду Малую плату за труд получать. - Я и тут не роптал бы. [Hor. Sat., I, 6; 84-86] Автор сообщает, что ремесло не позорный промысел, ремесленники – люди, умеющие делать что-нибудь полезное, и оттого, что люди свободные, они вовсе не должны ничего не делать. Далее идут соображения о пользе труда и вреде праздности. Гораций осуждает лень и побуждает добывать средства к существованию работой: Потом усталости - вот чем отыскивай вкусные блюда! Лени обрюзглой что ни подай, ей все не по вкусу… [Hor. Sat., II, 2; 21-22] Ювенал даже советует просить у богов тяжких трудов, нежели отдыха: Духа, не склонного к гневу, к различным страстям, с предпочтеньем Тяжких работ Геркулеса, жестоких трудов — упоенью Чувством любви, и едой, и подушками Сарданапала. [Juvenal. Sat. IV, 10; 360-362] Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для определения ценностного статуса труда в Древнем Риме существенными были условия его исполнения, то есть, кто именно выполнял работу и насколько качественным был результат. Если исполнителем являлся свободный и достаточный гражданин, то труд приобретал большую ценность, нежели его исполнял бы раб или бедняк. Мы можем наблюдать, что значительную часть населения римского мира составляли рабы и другие категории зависимого населения, многие из которых были греками. Элитой в городе являлись люди не занятые производственной деятельностью – они были полностью освобождены от любых экономических вопросов благодаря рабочей силе, которую они покупали и продавали, имея обширные права собственности на них. Римский баснописец Федр в своих произведениях в иносказательной форме выражает протест против данного принципа и верхушки общества. Автор выступает против гнета и насилия правящих кругов, против паразитизма и лени богачей, против тщеславия знати, против доносчиков. В басне «Пчелы и трутни перед судом осы» мы можем проследить презрительное отношение автора к лени и праздности и почитание трудолюбия: На рослом дубе были как-то соты пчел. Лентяи-трутни объявили все своим. Ну, в суд то дело, а судьей оса была. Породе этой - пчел и трутней как не знать! И предложила вместе им такой закон: "Вы сходны телом, да и цвет у вас один - Законно к спору в этом деле вы пришли! Но, по незнанью, чтоб не сделать мне греха, Берите соты и вливайте мед туда. По форме сотов, по тому, как пахнет мед, Мы обнаружим, кто ж создатель сотов был". Отказ - от трутней и согласие - от пчел. Оса такое тут решение дает: "Теперь уж ясно, кто мог строить их, кто нет. Итак, я пчелам отдаю работу их". По этой басне мог бы я молчать теперь, - Когда бы трутни не отвергли слов суда. [Phaedrus, III, 13] Главным критерием оценки труда, согласно Ювеналу, является его полезность для государства: Доброе дело — народу, отечеству дать гражданина, Если его создаешь ты полезным для родины, годным Для земледельца работ, для военных и мирных занятий. [Juvenal. Sat. V, 13; 70-73] Бабрий акцентирует внимание на том, что, не приложив трудовых усилий, невозможно получить хороший результат: «Явился бог и молвил: "Раскачай воз свой Да подстегни волов: твои мольбы тщетны, Пока ты сам не хочешь шевельнуть пальцем"» [Бабрий, «Крестьянин и Геракл»] Трудолюбивые люди, как отмечает Гораций, пользовались уважением в Риме: "На, посмотри-ка!" тут скажет иной, толкнувши соседа: "Вот трудолюбец, вот друг-то! вот прямо заботлив!" [Hor. Sat., II, 5; 42-43] Судя по произведениям сатириков, праздность и лень в римском обществе получали крайне отрицательную оценку. Персий называет их приверженцев бездельниками и лентяями: «Малый, ступай-ка снеси скребочки в баню Криспина! Живо, бездельник!» Коль так прикрикнут, тебя не толкает Рабская доля ничуть, и ничто извне не приходит Дергать за жилы тебя: но если ты сам из печенки Хворой рождаешь господ, то как безнаказанней выйти Можешь, чем тот, кого плеть и страх пред хозяином гонят? Утром храпишь ты, лентяй. [Persius, Sat. V, 126-132] Ювенал выражает презрение к праздному образу жизни: Изгнанный Марий, богов прогневив, уже пьет спозаранку: Он веселится — и стоном провинция правит победу. Это ли мне не считать венузинской лампады достойным? Этим ли мне не заняться? А что еще более важно? Сводник добро у развратника взял, коли права наследства Нет у жены, зато сводник смотреть в потолок научился И наловчился за чашей храпеть недремлющим носом. [Juvenal. Sat. I, 1; 49-55] Из представленного пассажа мы видим, что праздность и неограниченный досуг не приветствуются и даже осуждаются простым населением. Под давлением народа в отрицательном влиянии праздности на человека признаётся герой Ювенала Марий: К чему эти лица стольких вояк, Если ты пред лицом Сципионов играешь В кости всю ночь, засыпаешь же только с восходом денницы В час, когда эти вожди пробуждали знамена и лагерь? [Juvenal. Sat. III, 8; 9-12] Автор с почтением вспоминает былые времена, когда труд занимал одно из первых мест в иерархии ценностей: Некогда скромный удел охранял непорочность латинок, И небольшие дома не давали внедряться порокам Там, где был труд, где недолог был сон, и грубые рук Были от пряжи этрусской жестки, а к самому Риму Шел Ганнибал, и мужья охраняли Коллинскую башню. [Juvenal. Sat. II, 6; 287-291] Осуждает лень и Марциал, называя тех, кто ей предается «лоботрясами» («Хочешь, скажу я, кто ты, Аттик? Пустой лоботряс.» [Marcial, Epigr. II; 7; 8]) и «разгильдяями» («Никуда вы не годны, разгильдяи, вы ленивей Ватерна и Расина.» [Marcial, Epigr. III; 67; 1-2]). Но тем не менее, ему самому безделье приносит удовольствие: Нынче — люблю я пожить в усадьбе поближе к столице И наслаждаюсь, коль там можно бездельничать мне. [Marcial, Epigr. VI; 43; 9-10] Кроме того, Марциал отмечает, что, по мнению некоторых граждан, счастливая жизнь может быть обеспечена только богатым наследством, а не доходами от трудов: Вот что делает жизнь вполне счастливой, Дорогой Марциал, тебе скажу я: Не труды и доходы, а наследство. [Marcial, Epigr. X; 47; 1-3]
По мнению Ювенала [Juvenal. Sat. I, 1; 49-55] и Горация, нормальной работе граждан препятствуют пьянство и лень: ….Вино и сонливость мешают Славы достойный труд совершить. Что из этого выйдет? [Hor. Sat., II, 3; 3-4] Эти же причины безделья отмечает Апулей: «Ну ты, мертвец непогребенный, которого земля и не носит, и в себя не берет, так-то ты нас ублажаешь, сидя дома без дела? После столь великих и опасных трудов, в такой поздний час ты не можешь порадовать нас отдыхом? Только тебе и занятия, что денно и нощно ненасытную свою утробу неразбавленным вином с жадностью наливать?» [Apul., Met., IV, 7]. Автор не приемлет безделья: «Полюбуйтесь на этого лентяя нерасторопного, дважды осла» [Apul., Met., VII, 21]. Однако сохранялись и традиционные для аристократической элиты представления о досуге, как высшем благе. Судя по произведению Петрония Арбитра, целенаправленное стремление жить во имя получения всё новых удовольствий приводит к обесцениванию роли труда в жизни древнеримского общества: «Покуда живёшь, пей и гуляй!» [Petr. Sat. 34]. Нам представляется важным отметить тот факт, что каким бы видом труда человек не занимался, всё равно он будет считать другие занятия более привлекательными. У Горация эта мысль заключена в следующем отрывке его произведения: Что за причина тому, Меценат, что какую бы долю Нам ни послала судьба, и какую б ни выбрали сами, Редкий доволен и всякий завидует доле другого? "Счастлив купец!" говорит отягчаемый летами воин, Чувствуя, с многих трудов, у себя как разбитые члены. Если же буря бросает корабль, мореходец взывает; "Лучше быть воином! что им! лишь кинутся в битву с врагами, Час не пройдет - иль скорая смерть, или радость победы!" Опытный в праве законник, услыша чем свет, что стучится В двери к нему доверитель, - хвалит удел земледельца! Житель же сельский, для тяжбы оставить село принужденный, Вызванный в город, считает одних горожан за счастливцев! [Hor. Sat., I, 1; 1-12] Воин считает счастьем заниматься купеческим делом, мореход считает более достойным труд воина, юрист восхваляет земледелие, а сельский работник мечтает о работе в городе. Несмотря на это, каждый из них примиряется со своим родом занятий, так как они понимают, что их труд обеспечит им спокойную старость: Тот, кто ворочает землю тяжелой сохою, и этот Лживый шинкарь, и солдат, и моряк, проплывающий смело Бездны сердитых морей - все труды без роптания сносят С тем, чтоб, запас накопивши, под старость пожить на покое. [Hor. Sat., I, 1; 27-30] Персий в своих сатирах описывает различные виды труда, при этом говорит о том, что в конце жизни каждый сожалеет о выбранном занятии: Тысячи видов людей, и пестры их способы жизни: Все своевольны, и нет единых у всех устремлений. Этот на бледный тмин и на сморщенный перец меняет Свой италийский товар в стране восходящего солнца, Предпочитает другой соснуть, пообедавши плотно, Этого поле влечет, другого игра разоряет, Этот гниет от любви. Но когда каменистой хирагрой Скрючены члены у них, точно ветки старого бука, Все начинают вздыхать, что, словно в туманном болоте, Дни их нелепо прошли и жизнь их погибла,— но поздно. [Persius, Sat. V, 52-61] Таким образом, на основе данных сатирических произведений, мы выяснили, что наиболее достойными занятиями в Древнем Риме являлись земледелие, военное дело и государственная служба. Петроний Арбитр среди почитаемых видов деятельности выделял ещё и организацию похорон, Бабрий – охоту, а Марциал – домоправление. Торговля и ростовщичество вызывали неприятие у всех авторов, за исключением Ювенала, который считал их приемлемыми. Труд рыболовов, шутов, танцовщиков, мясников, поваров и прочих ремесленников считался недостойным свободного гражданина. Лишь Апулей и Марциал симпатизировали талантливым ремесленникам и деятелям искусства. Особую точку зрения в этом плане нам демонстрирует Бабрий, который считал, что наемный труд более эффективен. Осуждение физического труда связано не с его характером в целом, а с зависимым положением ремесленника или торговца при его выполнении. Такие представления, безусловно, связаны с дальнейшим развитием рабства в имперский период истории Древнего Рима. Наиболее дискуссионным в исследуемых источниках является вопрос об отношении древних римлян к врачебной деятельности. Гораций, Ювенал и Апулей отзывались о лекарском сословии с уважением и одобрением. Петроний и Марциал считали данное ремесло одним из самых трудных, но не видели в нем смысла. Бабрий говорил о важности помощи, которую оказывали лекари больным, но вместе с тем отмечает, что врач - проклятая богами профессия. Таким образом, степень ценности труда определялась несколькими факторами, а именно: исполнителем (кто выполнял работу), результатом (насколько качественно сделана работа) и полезностью для общества. В целом же, любая работа, выполненная искусно и на совесть, с пользой для государства, считалась уважаемой в римском обществе. Все авторы, за исключением Петрония, осуждали праздный образ жизни и призывали трудиться. По мнению Ювенала, Апулея и Горация, причинами праздности являлись пьянство и лень. Негативно относился к лени и Марциал, но, тем не менее, ему самому безделье приносило удовольствие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.167 с.) |