Труд  как ценность в представлениях  древних римлян по данным исторической традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд  как ценность в представлениях  древних римлян по данным исторической традиции



Концепция труда, собственности и богатства принадлежит к конститутивным элементам модели мира в любом обществе. Эти политико-экономические категории представляют собой вместе с тем и категории нравственные и мировоззренческие: труд и богатство могут получать высокую или низкую оценку, их роль в человеческой жизни может понимать по-разному. Хозяйственная деятельность — составная часть общественной практики, взаимодействия человека с миром и его творческого воздействия на мир. Она отражает жизненные установки общества, и поэтому реконструкция категорий труда и собственности существенно важна для понимания духовного климата, господствовавшего в этом обществе[62].

В труде можно видеть проклятье, тяготеющее над человеческим родом, или доблесть, которая выделяет человека из остального мира и делает его господином природы. В богатстве можно видеть конечную цель человеческой активности либо средство для достижения иной цели. Поэтому концепция богатства и труда, доминирующая в обществе, является неотъемлемой составной частью «модели мира» — она задает императивы поведения, формирует идеалы, которыми руководствуются члены этого общества. Разумеется, понимание собственности и труда, преобладающее в обществе, порождается существующей в нем системой производственных отношений, но оно и само входит в эту систему и представляет собой существенный фактор ее функционирования[63].

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества,— всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни.[64]

Для начала, отметим, что представителями римского историописания были в основном люди, не занятые производством. Необходимо учитывать, что мы фактически рассматриваем лишь представления о тяжёлом физическом труде людей, возможно, никогда не занимавшихся им, переложивших его на плечи рабов и вольноотпущенников. Следовательно, отношение авторов рассматриваемых источников к категории «труд» изначально будет не вполне объективным. Однако, выбранные источники отражают мнение большого слоя населения, и поэтому мы можем считать их репрезентативными.

Для обозначения категории «труд» изучаемыми авторами использовались различные термины. Наиболее часто он обозначался как «labor», реже использовались синонимичные слова «opera» и «opus» (они могли иметь как положительную, так и негативную окраску). Чтобы подчеркнуть старание и хлопотность выполнения определенного дела авторы вводят термин «laboro». Понятие «оccupatio» часто использовали при описании ремесленного труда, подчеркивая при этом низкий статус этих занятий. При описании наиболее тяжкого физического труда, преимущественно рабского, употребляли термин «aerumna».

Отношение римлян к труду было неоднозначным и противоречивым. Господствующий класс был далек от производственной деятельности и, поскольку она всецело возлагалась на плечи низших слоев, смотрел на неё пренебрежительно.

Тяжелый физический труд в римском обществе не мог считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как неотъемлемый признак достойного человека. Человеческий идеал предполагал индивида — члена государства, гражданина, поглощенного общественной, политической, культурной жизнью, а не физическим трудом. Гражданин, воин, участник народного собрания, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и дружеских пиров, — личность, развивающая себя вне сферы материального производства. Лишь для земледелия делалось исключение, но к завершению республиканской эпохи и оно перестало быть существенным признаком гражданской добродетели, каковым было в более патриархальный период. В эпоху империи представление о прирожденной низости людей, занятых физическим трудом, и особенно рабов, стало общепринятым в среде господствующего класса. Несмотря на это, в античном обществе получили некоторое распространение теории и воззрения, пытавшиеся преодолеть это негативное отношение к труду (Сенека, Эпиктет). Положительную оценку труд получал лишь в среде самих трудящихся.

Крестьянин и ремесленник видели в нем суровую необходимость. Вечное круговращение сельскохозяйственных сезонов и повторение одних и тех же производственных процессов из года в год и из поколения в поколение подчиняли крестьян безвыходной рутине трудовой жизни. Органическая связь крестьянина с землей в немалой мере обусловливалась, помимо других причин, также и тем, что труд его был ручным, постоянно требовавшим от него непосредственных физических усилий, и почти не существовало технических средств, которые заменили бы его и явились своего рода передаточным механизмом между человеком и природой.

Но было бы неверным видеть в крестьянском труде одну лишь «дурную» сторону. Аграрный труд воспринимался крестьянином как интегральная часть круговорота природы. Народ верил в хтонические силы природы. Земледелец был включен в природные ритмы, и отношение между людьми и природными явлениями мыслилось в виде взаимодействия и даже взаимной помощи[65].

Землевладельцы и крестьяне были основными компонентами римского общества. Как правило, и сам землевладелец занимался сельским хозяйством: это не значит, что он собственными руками обрабатывал землю, но время от времени он появлялся в имении, определял севооборот, наблюдал за ходом работ, проверял счета. Сама работа поручалась рабам, во главе их стоял приказчик, который покупал и продавал, принимал приказания от владельца, руководил всем хозяйством и даже имел право наказывать[66]. Ему была подчинена ключница, которой поручалось домоводство, наблюдение за кухней, кладовыми, курами и голубями. Затем следовали погонщики волов или пахари, рабочие, погонщик ослов, свинопас и пастух, если в имении было стадо. Число служащих колебалось, смотря по размерам и характеру хозяйства.

Ливий дает положительную оценку занятия сельским хозяйством, приводя в пример историю о Цинциннате, который считался среди римлян одним из героев Римской республики, образцом добродетели и простоты. Цинциннат был назначен диктатором, когда племя эквов с востока и вольсков с юго-востока начали угрожать Риму, окружив римскую армию в Альгидских горах. Римский Сенат упросил его занять пост диктатора для спасения города. «Так как война с эквами шла неудачно, диктатором был назначен Луций Квинкций Цинциннат, призванный к войску от сохи, когда пахал землю.» [Liv. III. 26]. Цинциннат в то время занимался земледелием и знал, что его отъезд может привести к голоду в семье, если в его отсутствие земля останется незасеянной. Тем не менее, он согласился, и через 6 дней разбил эквов и вольсков. По прошествии четырнадцати дней правления он вновь вернулся к занятиям сельским трудом. Его поступок и отказ от власти после окончания кризиса часто приводились как пример хорошего руководства, служения общественному благу, гражданской добродетели и скромности.

Об отношении римлян к земле и труду на ней пишет Аппиан Александрийский: «В завоеванной земле римляне всякий раз выделенную часть ее тотчас или разделяли между поселенцами, или продавали, или сдавали в аренду; невозделанную же вследствие войн часть земли, количество которой сильно возрастало, они не имели уже времени распределять на участки, а от имени государства предлагали возделывать ее всем желающим на условиях сдачи ежегодного урожая в таком размере: одну десятую часть посева, одну пятую насаждений. Определена была также плата и за пастбища для крупного и мелкого скота. Римляне делали все это с целью увеличения численности италийского племени, на которое они смотрели как на племя в высокой степени трудолюбивое, а также, чтобы иметь в своей стране союзников. Но результат получился противоположный. Дело в том, что богатые, захватив себе большую часть не разделенной на участки земли, с течением времени пришли к уверенности, что никто ее никогда у них не отнимет. Расположенные поблизости от принадлежащих им участков небольшие участки бедняков богатые отчасти скупали с их согласия, отчасти отнимали силою.

Таким образом, богатые стали возделывать обширные пространства земли на равнинах вместо участков, входивших в состав их поместий. При этом богатые пользовались покупными рабами как рабочей силой в качестве земледельцев и пастухов с тем, чтобы не отвлекать земледельческими работами свободнорожденных от несения военной службы.» [App. I. 7]. Очевидно, Аппиан считает, что несения военной службы более важное занятие, чем земледельческие работы. Тем не менее, солдатам Римской Империи приходилось заниматься различной хозяйственной деятельностью, в том числе и земледелием[67]. Античными авторами неизменно констатируется, что римская доблесть неотделима от воинской дисциплины, выучки, опыта и постоянных трудов [Caes. B. Gall. VII. 52.4; Cic. Tusc. disp. II. 16. 37-38; Tac. Hist. I. 84; II. 69].

Важно иметь в виду, что в римском понимании virtus и fortitudo как ее компонент были неразрывно связаны с трудами (labores, opera): «Цезарь оставил на материке Лабиэна с тремя легионами и двумястами всадников, чтобы прикрывать гавань и заготовлять хлеб» [ Caes. B. Gall. V. 8. 4]. (Cic. Arch. 28; De invent. I. 163; De finib. V. 67; Sail. Cat. 7. 4-5; Liv. V. 27. 8).

Показательно, что на колоннах Траяна и Марка Аврелия сцены с изображением «трудовых свершений» армии занимают важное место наряду с собственно батальными сюжетами[68]. По мнению Сарсилы, такое понимание воинской доблести обусловлено аграрным характером римской civitas: как в мирное время от римского крестьянина требовались упорство и способность к тяжелой работе, так и на войне — стойкость, мужество и сила[69]. Весьма примечательно, что даже в том случае, когда римские солдаты были заняты работами, казалось бы, очень далекими от собственно воинских трудов, эти работы превращались в дело доблести и состязания. Труд воспринимался солдатами как неотъемлемая часть службы.

Ремеслами и искусствами занимались только бедные люди, чаще всего рабы и вольноотпущенники. Отношение римлян к ремесленному труду мы наблюдаем в институциональной традиции, к примеру, в Сервиевом законе. Он предоставлял ремесленникам весьма незначительные права и не признавал их способными нести военную службу, особенно в качестве тяжело вооруженных воинов. Знатные римские писатели с презрением отзывались об этом сословии. Ливий, желая привести пример затруднительного положения Римской республики во время войны с Галлами, говорил, что консул Л. Эмилий Мамерцин в 328 году до н. э. наскоро собрал войско из ремесленников, «людей менее всего годных для военной службы» (opificum quoque vulgus et sellularii, minime militiae idoneum genus) [Liv.VII.20.4]. Ремесленники в центуриатные разряды не входили и, следовательно, к военной службе обычно не привлекались[70]. Тот же Ливий упрекал консула Варрона в том, что тот происходил из незнатной семьи мясника.

Особое положение в Риме занимали врачи. Во время Республики они были по преимуществу рабами, но вскоре нажили состояние и, став вольноотпущенниками, приобрели гораздо большую свободу действий. В знак признания их медицинской деятельности Цезарь предоставил им даже права гражданства, если они происходили из свободнорожденных семей у себя на родине[71]. Врач-вольноотпущенник становился постоянным домашним лекарем своего патрона. Сами римляне отнюдь не хотели заниматься врачебной практикой: вероятно, как это было и с актерским ремеслом, римским гражданам, не подобало трудиться за плату.[72] В правление Октавиана Августа широкое признание получил в Риме Антоний Муза. «Врачу Антонию Музе, исцелившему его от смертельной болезни, сенаторы на свои деньги поставили статую возле изваяния Эскулапа». [Svet. Avg. 59; 81] Август же не только возвел его в достоинство римского всадника, но и освободил в знак благодарности всех врачей от уплаты податей. В Риме было немало хороших, опытных, умелых врачей.

Однако население часто относилось к лекарскому сословию с недоверием, а то и с неприязнью. Это было связано с тем, что врачи применяли подчас новые, еще не известные методы лечения, лекарства и процедуры, но могли быть и другие причины. Врачи могли пользоваться многими смертоносными средствами, ядами, что внушало подозрения простым гражданам. Раздражало римлян и то, что врачи имели доступ к императорскому двору, где их высоко ценили и где они порой беспрепятственно вступали в сомнительные связи с женщинами из императорской семьи, давая тем самым пищу для сплетен и скандалов. Оказываясь вовлеченными в придворные интриги, врачи могли с помощью различных ядов устранять нежелательных политических конкурентов. Так, в преступном заговоре обвиняли Эвдема, личного врача и друга Ливии, жены Друза. Считалось, что Эвдем, «используя право своего ремесла, нередко оставался наедине с Ливией» [Tac. Ann., IV, 3; 11], помогал ей в осуществлении всех её коварных замыслов, пока, ее муж Друз не умер от яда при невыясненных обстоятельствах. Также Тацит повествует нам историю об Агриппине – последней жене Клавдия, которая, желая освободить престол для Нерона, воспользовалась услугами придворного врача, который во время пира, «как бы затем, чтобы вызвать рвоту, ввел в горло Клавдия смазанное быстродействующим ядом перо, хорошо зная, что хотя затевать величайшие преступления невозможно, не подвергаясь опасности, зато преуспевший в них щедро вознаграждается» [Tac. Ann., XII, 67]. Деятельность малообразованных, несведущих в своем деле врачевателей, а то и откровенных шарлатанов подрывала авторитет добросовестных врачей. Отсюда врачи все чаще становились героями злых анекдотов[73].

Несмотря на то, что свободных ремесленников в Риме и в Италии было довольно много, они никогда не добивались особого влияния и могущества. Это объясняется тем, что большая часть всевозможных ремесленных изделий привозилась в Италию из чужих краев или изготовлялась рабами и вольноотпущенниками, с которыми свободному ремесленнику было трудно соперничать. Римские богачи имели значительное число рабов-ремесленников, удовлетворявших почти все потребности домашнего хозяйства, начиная с сапожников и портных и заканчивая столярами, архитекторами, скульпторами и живописцами. В деревнях они устраивали целые промышленные предприятия: рудники, каменоломни, кирпичные заводы, гончарни, ткацкие мастерские, валяльни, где работали их собственные, а иногда и нанятые рабы и вольноотпущенники. Чем знатнее был римлянин, тем меньше он думал об извлечении дохода из рабского труда, а пользовался им только для удовлетворения своих личных нужд.[74] Дом богатого римлянина наполняли всевозможные рабы: одни служили для разного рода посылок (tabellarii – передавали письма; nuntii, renuntii – передавали устные известия; vocatores – звали гостей), вторые - помогали господам одеваться и наряжаться (ornatrices, cosmetae, ciniflones, unctores, perfusores, balneatores –уборщицы и уборщики, фризеры, массажисты, банщики), третьи – готовили пищу и прислуживали за столом, четвертые – шили одежду и т.д. К избранным принадлежали рабы, сведущие в науках и врачебном искусстве, а также paedagogus.[75] Немаловажную роль в частной и общественной жизни римлян играли servi literati – грамотные рабы. К ним относились чтецы (anagnostae, lectores) и писцы (librarii, scribae). Знатные римляне постоянно пользовались услугами чтецов. Чтецы находились при хозяине во время пира, во время купания и даже в дороге.

Римлянин считал раба такой же частью имущества, как и любую вещь, и обращался с ним по собственному произволу. Особых законов для защиты рабов во времена Республики не существовало. Только в эпоху Принципата рабам было позволено жаловаться на своего господина городскому префекту, а казнить их не разрешалось без приговора суда.

В республиканское время положение рабов было относительно терпимым. Рабы довольно близко стояли к господам, сидели с ним у одного очага, ели за одним столом, сидя при этом вместе с детьми на особых скамейках возле столовых соф. Но такое простое отношение исчезло по мере возрастания могущества Рима и увеличения количества рабов. Теперь провинившегося домашнего раба могли отправить в деревню на тяжелые полевые работы. Такой перевод был весьма чувствительным наказанием, особенно если рабу назначалось работать в оковах (catenatus, compeditus). По тяжести к этому наказанию приравнивалась тяжелая работа на мельницах (pistrinum). В данном случае мы можем говорить о восприятии физического труда как наказания.

Презрительному отношению к труду ремесленников у римских историков противостоит высокая оценка мастерства и трудолюбия ремесленников и артистов в эпитафиях простых людей, на надгробиях и алтарях нередко изображались сцены труда и орудия производства[76].

Цицерон так излагает свое отношение к различным видам труда:

«Прежде всего, нехороши те занятия, которые возбуждают у людей ненависть, например — сборщики налогов, ростовщики. Недостойны и предосудительны занятия всех наемных работников, которым платят за физический труд, а не за умственный; уже одна плата служит для них печатью рабства. Предосудительными следует считать занятия и тех, кто покупает у торговцев оптом, чтобы затем самим продавать в розницу. Они не смогут заработать, если не начнут обманывать, а постыднее обмана нет ничего. Все ремесленники занимаются предосудительной работой, поскольку мастерская не может заключать в себе ничего благородного. Менее всего можно одобрять те занятия, которые служат телесным удовольствиям: продавцы рыбы, мясники, повара, колбасники, рыболовы, как говорит Теренций. К этим прибавь, если угодно, парфюмеров, танцовщиков и игроков в кости.

Напротив, те занятия, которые требуют большого знания или приносят значительную пользу, как, например, врачебное искусство, зодчество, обучение приличным наукам, могут считаться достойными для людей определенных сословий. Мелочная торговля предосудительна. Если же она производится оптом и в больших размерах, когда отовсюду привозят множество товаров и снабжают ими без обмана многочисленных покупателей, тогда она вполне заслуживает похвалы при том условии, что торговец, получив прибыль, отправится, как раньше из моря в гавань, из гавани в поля и имения. Из всего того, что может приносить пользу, нет ничего лучше, приятнее, ничего достойнее свободного человека, чем земледелие». [Cic., De off. I 42]

Судя по словам Цицерона, достойными занятиями являлись: земледелие, оптовая торговля и труд, требующий больших знаний. Причем оптовая торговля не считалась непристойным для римского гражданина занятием только в том случае, если она была связана с земледелием и служила ему подспорьем. В первое время Республики сенаторам запрещалось заниматься даже таким видом торговли. Со временем взгляды на торговый промысел существенно изменились, а некоторые его виды, например хлебная торговля, стали пользоваться особой поддержкой властей, а общества хлеботорговцев (collegia negotiatorium) (в эпоху Принципата) – немалыми льготами.

Таким образом, мы выяснили, что наиболее высокую оценку из всех видов труда получает земледелие. Это можно проследить в произведениях Ливия, Цезаря, Саллюстия, Тацита, Светония и Цицерона. Лишь Аппиан Александрийский негативно отзывается о людях, занятых сельским хозяйством. Занятие ремесленным трудом считалось недостойным римского гражданина, поэтому им занимались только бедные люди (рабы, вольноотпущенники). У Аппиана, Ливия, Тацита, Саллюстия ярко прослеживается презрительное отношение к данному занятию. Однако, необходимо выделить, что медицинская деятельность получала разную оценку среди историков. Так, Тацит резко осуждает лекарское сословие и относится к нему с неприязнью. Светоний и Цезарь отзываются о врачах положительно, и даже с благодарностью. Цицерон считает врачебное искусство достойным и приносящим значительную пользу.

В целом, мы можем сказать, что считался унизительным и презирался не физический труд в целом или его отдельные виды, а, прежде всего, труд по найму, связанный с зависимым положением человека. И даже ремесленный труд, получающий наиболее уничижительную оценку, сам по себе не является чем-то недостойным свободного гражданина: бесчестным и презрительным считалось состояние зависимости, с которым тесно связано выполнение труда ремесленника или торговца - зависимости от покупателя или работодателя, что рассматривается как некоторое сближение с рабским статусом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.145.95 (0.019 с.)