Россия в Первой мировой войне (1914-1918) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в Первой мировой войне (1914-1918)



В начале XX в. завершается формирование двух противостоящих блоков великих европейских держав. Видя усиление Тройственного союза, Англия начинает сближение с Россией и Францией, заключившими союз еще в 1891-1892 гг. В 1904 г. она заключает соглашение с Францией (оно и называется «Антанта»), а в 1907 г. – с Россией (при этом были разграничены сферы влияния в Иране и Афганистане).

Поводом к I мировой войне послужило убийство в июне 1914 г. в Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. В этом преступлении Австро-Венгрия обвинила Сербию, на стороне которой выступила Россия.

1 августа 1914 г. Германия, как союзник Австро-Венгрии, объявила России войну. В течение недели в нее вступили еще десятки государств.

Россия вступила в войну не подготовленная ни технически (нехватка современных вооружений, боеприпасов), ни экономически (нет стратегических запасов, огромный внешний долг), ни политически (к этому времени в стране существует полномасштабный революционный кризис). Особенно обострилась ситуация в стране после Ленского расстрела – расправы над бастующими рабочими золотых приисков на реке Лене в апреле 1912 г – фактически второго «кровавого воскресенья». Накануне войны депутаты IV думы официально выразили недоверие правительству. Однако, поначалу, вступление России в войну привело к некоторой стабилизации внутриполитического положения.

Лидеры буржуазной оппозиции выступили с лозунгом «внутреннего мира», призывая россиян сплотиться во имя победы. Главным идеологом патриотической пропаганды становится П.Н. Милюков, видевший основную задачу России в решении восточного Вопроса (за что и получил прозвище «Дарданельский»). Он же стал автором лозунга «Все для войны, все для победы!».

По патриотическим соображениям Санкт-Петербург был переименован в Петроград.

Отношение социалистов к войне было неоднозначным. Оборонцы (Г.В. Плеханов) предлагали отложить революционную борьбу вплоть до победы. Пацифисты (Ю.О. Мартов, В.М. Чернов) выступали за немедленное заключение мира всеми воюющими странами. Пораженцы (В.И. Ленин) выступали с лозунгом поражения своего правительства и перерастания войны империалистической в войну гражданскую. Поражение России, по их замыслу, должно было ускорить мировую революцию.

Кампания 1914 года. На Западном фронте немецкие войска в первых числах августа нанесли мощный, хорошо подготовленный удар через Бельгию по Северной Франции. Чтобы помочь союзникам русское командование уже в середине августа начало плохо подготовленное наступление в Восточной Пруссии (l-я армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа и 2-я армия во главе с генералом А.В. Самсоновым). Париж был спасен, но наступление русских войск закончилось неудачами. Армия Самсонова была окружена и разбита, так и не получив поддержки от Ренненкампфа. К середине сентября немцам удалось вытеснить из Восточной Пруссии и l-ю армию.

Кампания 1915 года. На Западном фронте практически нет крупных событий. 22 апреля здесь впервые было применено химическое оружие.

Основной удар немецкое командование обрушило на Россию, стремясь вывести ее из войны. Весной и летом 1915 г. русская армия была вынуждена оставить неприятелю Галицию, Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Вывести Россию из войны не удалось, однако потери русской армии были велики. С осени 1915 г. в стране начинается продовольственный кризис, в городах выстраиваются длинные очереди за хлебом. В результате заметно оживляется рабочее движение, активизируется буржуазная оппозиция. Лозунг «внутреннего мира» сменяется лозунгом «патриотической тревоги». В IV Думе кадеты, октябристы и представители ряда других оппозиционных фракций создают «Прогрессивный блок». Его главное требование – создание правительства общественного доверия, т.е. такого правительства, которое пошло бы на активное сотрудничество с Думой. Растет популярность большевиков. Лозунги революционного пораженчества уже не вызывают безоговорочного осуждения.

Начинается разложение армии. Этому способствует отправка в воюющие части, «на перевоспитание», арестованных большевиков. Попав на передовую, они проводят активную пропаганду в пораженческом духе.

Кампания 1915 г. заканчивается переходом от маневренной войны к позиционной.

Кампания 1916 года. Немецкие и австро-венгерские войска вновь пытаются взять Париж («Верденская мясорубка», битва на Сомме). Стремясь оказать поддержку союзникам и исправить положение на Восточном фронте, русское командование организовало наступление в Галиции, где под командованием генерала А.А. Брусилова в июне 1916 г. совершила грандиозный прорыв («Брусиловский прорыв») в Галиции. В результате Италия была спасена от разгрома, а англо-французские войска получили благоприятную возможность для начала грандиозного наступления. Но на Восточном фронте Брусиловский прорыв желанных стратегических результатов не принес. Для общего наступления по всему фронту сил у русской армии уже не было. Отрицательно на ходе наступления сказалось также неожиданное вступление в войну на стороне Антанты Румынии.

Кампания 1917 и 1918 годов. В 1917 г. планировалось осуществить две крупные военные операции (на западном фронте и на северном побережье Турции), однако Февральская революция и моральное разложение армии не позволили сделать это. На германском фронте обе попытки наступления русских войск в 1917 г. закончились неудачей, а операция в Турции не состоялась. Огромные потери и революционная антивоенная агитация в армии делали невозможным дальнейшее эффективное участие России в войне. Пришедшее к власти Временное правительство неоднократно заявляло о необходимости выполнения союзнического долга перед Англией и Францией. Однако уставшее от войны общество больше вдохновляли обещания большевиков закончить войну на демократических условиях («без аннексий и контрибуций»). 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовске Троцкий в ходе мирных переговоров отверг условия Германи и. 3 марта 1918 г. советская делегация в новом составе под руководством Чичерина подписала мир на более тяжелых условиях (демобилизация армии, выплата контрибуции в 6 млрд. марок, потеря кораблей Черноморского флота, территориальные потери – Польша, Литва, Латвия, ч. Белоруссии, Ардаган, Карс, Батум в Закавказье). Украина и Финляндия признавались независимыми. Брестский мир был аннулирован в ноябре 1918 г., после подписания Компьенского перемирия и падения монархии в Германии. Германия капитулировала. Итоги войны зафиксировал и подвел Версальский мир 1919 г.

Первая мировая война имела большое значение для России. Именно она, обострив до предела и без того значительные противоречия, привела страну к революции. Армия потеряла за годы войны 6,3 млн. человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести. Страшный удар был нанесен российской экономике. В упадок пришла промышленность. Нехватка рабочих рук в деревне привела к некоторому сокращению посевных площадей.

Война обусловила падение авторитета самодержавия. Этому способствовало также наличие рядом с императорской семьей одиозной фигуры «старца» – Григория Распутина. Понимая это, представители правящей элиты (Юсупов и Пуришкевич) пошли в декабре 1916 г. на его убийство. Однако это уже не могло спасти самодержавие.

Культура начала ХХ века

Крупнейшие достижения начала века в области естественных наук связаны с именами физика П.Н. Лебедева (экспериментально доказал существование давления света, заложив основы разработки теории относительности, квантовой теории и астрофизики), физиолога И.П. Павлова (создал учение об условных рефлексах, первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии), основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского, И.И. Мечникова (удостоен Нобелевской премии в 1908 г. за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний), ученого-энциклопедиста В.И. Вернадского (заложил основы новых наук — биохимии, биогеохимии, радиогеологии).

 

Значительный вклад в развитие философской мысли внесли Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, П.Б. Струве. В 1909 г. вышел в свет сборник их статей - «Вехи», в котором они размышляли о возможности и необходимости революции в России и о роли в ней русской интеллигенции.

 

Завершили работу над своими курсами лекций крупнейшие историки начала века: В.О. Ключевский («Курс русской истории»), П.Н. Милюков («Очерки по истории русской культуры»), С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский.

 

Популярные издательства А.С. Суворина и И.Д. Сытина выпускали учебную, художественную и научно-популярную литературу по доступным ценам.

 

Кризисные явления заметно проявляются в русской литературе, в которой, как и в духовной культуре вообще, господствует декаданс (настроение общего упадка и уныния).

 

Мастера реалистического направления – И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. М. Горький – создают великолепные по форме произведения, которые, однако, становятся все более мрачными и тревожными по содержанию.

 

В конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму, – символизм (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З. Гиппиус) и акмеизм (А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев) и т.д. Поэты и прозаики этих направлений стремились уйти в своих произведениях от беспросветной реальности к абстрактным символам или экзотике дальних стран.

 

Новации в театральном искусстве связаны с открытием в 1898 г. Московского Художественного театра, созданного по инициативе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Здесь впервые осуществилась на практике система режиссуры Станиславского. С 1907 г. русские театральные сезоны в Париже начал организовывать С.П. Дягилев, ставший одним из популяризаторов русского балетного искусства. Выдающимися мастерами оперного искусства были Ф.И. Шаляпин и Л.И. Собинов.

 

В эти годы берет свое начало русский кинематограф. Первым русским кинопредпринимателем был А. А. Ханжонков, первыми игровыми отечественными кинофильмами — «Пиковая дама» и «Отец Сергий» режиссера Я. А. Протазанова.

 

С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется в русской живописи – в полотнах В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля («Демон», «Пан»). Движение передвижников в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства». Его члены (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст), отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали стремиться к «чистой красоте» – совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть мирискусников вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. «Союз русских художников» (И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов).

 

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиски новых форм, были характерны и для русской музыки XIX -начала XX в. Особенно ярко эти поиски проявились в творчестве А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.В. Стравинского.

 

В архитектуре начала XX в. самым ярким явлением стал стиль модерн, который предполагал максимальную декоративность – широкое использование фресок, мозаики, керамики, скульптуры и т.д. Среди множества талантливых архитекторов, творивших в этом стиле, особенно выделяются Ф.О. Шехтель (особняк Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве), Ф. И. Лидваль (здание Азовско-Донского банка), В.М. Васнецов (здание Третьяковской галереи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.011 с.)