Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 4. Звуковая культура речи: звук уСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). Ход занятия Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался. Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У-у-у“. Как гудит паровоз? Язычку эта песня очень понравилась. И решил он ее выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У-у-у“. Как он запел? Потом запел громче… Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести:,У-у-у“». (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.) Далее дети все вместе и индивидуально (3–4 ребенка) поют «длинную» песенку (2–3 сек на одном выдохе). «Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У-у-у-у-у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У-у-у-у“. Я сейчас попрошу кого-нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнем с Андрюши… Послушаем Олю…» (5–6 ответов) Воспитатель показывает игрушечную утку (утенка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя-утя-утя“, то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда придется покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5–6 ответов) Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина).
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей: – Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.) – Петух зорюет. Когда он поет: днем, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.) Педагог читает песенку еще раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова. Примечание. На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова.
Октябрь – ноябрь В октябре целесообразно вспомнить с детьми (вне занятий) сказку «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), а в последующие 2–3 дня познакомить со сказкой «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого). Желательно выяснить у детей, кому какая сказка понравилась и почему. В конце октября самое время прочитать малышам сказку Т. Александровой «Медвежонок Бурик». Неоднократно надо читать произведения К. Чуковского («Путаница», «Мойдодыр») и прослушивать их в записи. В подходящие моменты следует читать детям программные стихи об осени (А. Блок, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Кольцов), отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» А. Пушкина («Ветер, ветер! Ты могуч!..»). Музыкального руководителя можно попросить спеть детям «Колыбельную песню» А. Майкова и дать прослушать ее в записи. В ноябре вне занятий следует прочитать детям русскую народную сказку «Теремок» (обр. М. Булатова, повторение материала), а несколькими днями позже – украинскую народную сказку «Рукавичка» (обр. Е. Благининой). Затем можно поинтересоваться у малышей, какого зверя, который есть в «Рукавичке», нет в сказке «Теремок»; конец какой сказки им понравился больше. (В «Рукавичке» звери без дома остались, а в сказке «Теремок» они теремок «лучше прежнего выстроили».) В ноябре нужно продолжать читать детям уже знакомые стихи К. Чуковского, а также познакомить с произведением «Краденое солнце»; английской сказкой «Крошка Енот, и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, пер. О. Образцовой) и сказкой А. Милна «Три лисички» (пер. с англ. Н. Слепаковой). Ветреная погода – самое подходящее время, чтобы напомнить малышам стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные…». Это стихотворение легко запоминается, и дети охотно помогают педагогу читать его. В группе следует продолжать игру «Не ошибись» (см. сентябрь, занятие 3); на участке играть в игру «Играем в слова» (или «Подскажи словечко») (см. октябрь, занятие 2). Октябрь Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. Первый вариант Ход занятия Часть I. Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка), в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями. Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек». Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом. Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется. Часть II. Педагог просит детей взять стулья и, не толкаясь, поставить их около мольберта. Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик»[7]. «Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика?» Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка…). Котик отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. Малыши подлизываются к нему. Кто как это делает? Девочка в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается его погладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Как думаете, что? Мальчик в синем комбинезончике… (бантик на веревочке держит). Он знает, что котята любят играть с бумажками. Он тоже что-то говорит котику. Мальчик в зеленом комбинезончике… (принес колбаску). Он просит котика… (не сердись на нас. Съешь колбаски. Она вкусная…). Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке? (Собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили? Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться? Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам, приласкать, приголубить их». В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками. Второй вариант Ход занятия Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия. Часть II. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел»[8] и просит их подумать, что произошло на картинке, и чем, по мнению малышей, закончится история, изображенная художником. Дети занимают свои места (за столами или рассаживаются на стульях, расставленных полукругом, в шахматном порядке и т. п.). «Рассмотрели картину? – начинает занятие воспитатель. – Догадались, что случилось? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.) А мальчики… Что про них скажете? Как вы догадались, что мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке? Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.) Вы одобряете поступок этого симпатичного малыша? Не надо осуждать мальчика в кепочке, у которого три шарика. Он еще научится быть добрым и помогать другим. Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она? Там, где гуляют дети, красиво? Наверное, это уголок парка. Вам нравится картина, которая называется „Шарик улетел“?» На этом можно завершить занятие. А можно закончить его рассказом воспитателя[9]: «Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр. Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три. У девочки в красивом красном платьице, гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался из рук и улетел. Но малыш в коротких штанишках поспешил ей на помощь. Сейчас он подойдет к девочке и скажет: „ Возьми мой шарик. Хочешь, возьми желтый. А хочешь, возьми голубой“». Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Цель. Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Ход занятия Часть I. Многим детям сказку читали дома, многие смотрели мультфильм по мотивам сказки. Поэтому в начале занятия воспитатель выясняет у них, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок (дети показывают, как можно скатать колобок), изжарила его в масле». Педагог читает сказку так, чтобы дети радовались, когда колобок благополучно убегал от зверей, и огорчались, понимая, что лиса перехитрит его. Воспитатель дает детям время обменяться впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. («Колобок, колобок! Я тебя съем!») «А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? – интересуется педагог. – „Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!“ – похвалила лиса колобка, он и обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось?» („А лиса его – ам! – и съела!“) Часть II. «Давайте поиграем в слова, – предлагает педагог. – Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…» Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, колесо, ветка, куст и т. п. Завершая занятие, педагог сообщает детям, что многие известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев, А. Савченко, Л. Токмаков, В. Гильдяев, А. Елисеев и др.). Показывает детям книжки про колобка, просит внимательно рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать, почему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.) |