Ответственность за использование овербукинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за использование овербукинга



Памятка

О способах защиты своих прав в случае отказа авиакомпании в посадке на самолет по причине нехватки мест в салоне

(овербукинг)

 

Если вы без опоздания явились на регистрацию на рейс, а вам отказывают в посадке по причине того, что все места в салоне самолета уже заняты, то вероятнее всего вы столкнулись с овербукингом.

Овербукинг в сфере авиасообщения – продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолете. Самой распространенной причиной овербукинга является желание авиакомпаний увеличить прибыль и повысить экономическую целесообразность рейсов, так как по статистике около 10 % пассажиров отказываются от билетов менее чем за сутки до полета или же вовсе не приходят на рейс.

 

Представители авиакомпании наверняка не признают факт овербукинга и сошлются при обосновании причины возникшей ситуации на технические неполадки воздушного судна.

 

Важно знать.

 

Согласно п. 76 Федеральных авиационных правил перевозчик вправе произвести замену типа воздушного судна, в результате такой замены может быть подано судно меньшей вместимостью. Однако стоит иметь в виду, что перевозчик должен доказать, что причинами такой замены послужили требования условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности, или требования государственных органов в соответствии с их компетенцией. К сожалению, рядовой пассажир без обращения в правоохранительные органы не способен достоверно проверить уважительность причин замены судна.

Прим.: о том, как следует отстаивать свои права в суде см. п. 2.

Ответственность за использование овербукинга

Действующее воздушное законодательство не предусматривает прямых санкций для авиакомпаний за использование овербукинга в своей деятельности. Однако права пассажира, как потребителя, защищаются Законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом Российской Федерации. За нарушение требований, установленных данными законами, может наступить как гражданско-правовая, так и административная ответственность.

Ø Гражданско-правовая ответственность

После того, как компания не посадила вас на рейс, указанный в билете, фактически имел место односторонний отказ от изменения обязательств, запрещенный в силу п. 1 ст. 310 ГК РФ. За нарушение установленного запрета, компания обязана возместить вам все причинённые такими действиями убытки (ст. 15 ГК РФ).

Ø Административная ответственность

Поскольку авиакомпания не смогла отправить вас на указанном в билете рейсе в назначенное время, такая накладка в обслуживании признается услугой ненадлежащего качества. Оказание авиакомпанией населению услуг ненадлежащего качества образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Судебная защита прав.

Необходимый перечень документов:

ü исковое заявление, в котором следует последовательно описать все факты неправомерного поведения авиакомпании (образец искового заявления вы можете найти в Приложении №1);

ü копии документов, подтверждающих, что ваш перелет не состоялся;

ü копия направленной вами претензии, по возможности, с отметками об отправлении и получении;

ü копия официального ответа авиакомпании (если был дан);

ü копии квитанций, чеков и иных документов, подтверждающих ваши дополнительные расходы, возникшие в связи с невылетом.

 

Важно знать.

Все копии документов, за исключением искового заявления, прикладываются в двух экземплярах. Исковое заявление рекомендуется прикладывать в трёх экземплярах, один останется у вас с отметкой работников суда о его принятии в работу.

При ведении дела в суде, для представления ваших интересов, рекомендуем обратиться к профессиональному юристу.

Образец искового заявления

В ________________________ районный суд

Истец: ________________________________

(Ф.И.О. истца)

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

 

Ответчик: _____________________________

(наименование авиакомпании)

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

 

Цена иска: _________________ рублей

(не включает размер морального вреда)

 

Исковое заявление

о защите прав потребителя и о компенсации морального вреда

 

Я, ______________________________ (Ф.И.О.), приобрел (а) авиабилет на рейс _________________________________ (наименование авиакомпании)
№ _________ (номер рейса) ___________________________________________ (наименование пунктов назначения и даты вылета и прилета).

Несмотря на то, что я прибыл (а) в аэропорт заблаговременно для прохождения процедуры регистрации, ________________ (указать время и дату отказа) мне было отказано в посадке на рейс по причине отсутствия посадочных мест на борту воздушного судна, что подтверждается _________________________ (соответствующей отметкой в билете или маршрут-квитанции, справкой авиакомпании или аэропорта, видеозаписью отказа в отметке, показаниями свидетелей и др.).

Услуга по воздушной перевозке оплачена мной в размере _______ (_________) рублей (цифрами и прописью), что подтверждается ___________________________ (кассовым чеком, квитанцией, выпиской по счету и др.).

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ от 19.03.2007 № 60-ФЗ
(далее – ВК РФ), по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.

Пунктом 1 ст. 102 ВК РФ предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – ФАП-82).

В соответствии с п. 7 ФАП-82 перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

В соответствии с п. 8 ФАП-82 закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее – бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Согласно п. 11 ФАП-82 бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, _________________________________ (наименование авиакомпании) обязано было оказать услугу по воздушной перевозке в указанное в билете время в соответствии с формируемым расписанием воздушных перевозок.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В результате нарушения авиакомпанией условий предоставления услуги воздушной перевозки мне были причинены убытки в размере ________ (_____________) рублей (цифрами и прописью), которые выразились в _______________________ (затраты на питание, проживание в гостинице, проезд и др.), что подтверждается _________________________________ (перечисление документов, прилагаемых в подтверждение, или иных доказательств).

Согласно абз. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В результате нарушения авиакомпанией условий предоставления услуги воздушной перевозки мне был причинен моральный вред в виде физических и нравственных страданий, которые выразились в _______________________ (боль, переживания за членов семьи или в целом из-за ситуации, из- за опоздания куда-либо и др.), что подтверждается _________________________________ (перечисление документов, прилагаемые в подтверждение, или иных доказательств). Указанный моральный вред я оцениваю в размере ________ (_____________) рублей (цифрами и прописью).

(Более подробнее о компенсации морального вреда см. Приложение № 3)

Мое требование (претензия) от «____» ______________ ______ г. о _____________________ (возмещении убытков и компенсации морального вреда или др.) в размере ________ (___________) рублей (цифрами и прописью) авиакомпания добровольно не удовлетворила, сославшись на ________________________________ (или осталось без ответа), что подтверждается ______________ (ответ на претензию, квитанция об отправке заказного письма или др.).

Кроме того, в связи с неудовлетворением в добровольном порядке моих требований прошу взыскать с Ответчика штраф в мою пользу в размере ________ (___________) рублей (цифрами и прописью) (50% от суммы, присужденной судом в мою пользу) в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителя».

Для подготовки настоящего искового заявления и представления моих интересов в суде я заключил договор с юристом, стоимость услуг которого составила ________ (___________) рублей (цифрами и прописью).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 15, абз. 1 ст. 151, ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4 (или: 5, 7 - 10, 12), 13, 14, 15, 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»,
ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

взыскать с Ответчика денежные средства в размере ________ (________) рублей (цифрами и прописью), в том числе:

________ (________) рублей (цифрами и прописью) – стоимость билета;

________ (________) рублей (цифрами и прописью) – убытки;

________ (________) рублей (цифрами и прописью) – стоимость юридических услуг,

а также денежные средства в размере ________ (________) рублей (цифрами и прописью) в качестве компенсации морального вреда и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в мою пользу, в связи с неудовлетворением в добровольном порядке моих требований.

 

Приложение:

1. Копия билета (или маршрут-квитанции или др.).

2. Документы, подтверждающие оплату услуги воздушной перевозки.

3. Документы, подтверждающие нарушение прав Истца как потребителя.

4. Документы, подтверждающие причинение убытков (вреда) Истцу.

5. Расчет суммы исковых требований.

6. Копия требования (претензии) Истца от «____» ____________ ______ г.

7. Доказательства отказа Ответчика от удовлетворения требования (претензии) Истца. (если имеется).

8. Копия договора возмездного оказания юридических услуг.

9. Копии искового заявления и приложенных к нему документов Ответчику.

10. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования.

 

«___» ____________ ______ г.

 

Истец:

________________/__________________________________________

   (подпись)                 (Ф.И.О.)

Приложение № 2

Памятка

О способах защиты своих прав в случае отказа авиакомпании в посадке на самолет по причине нехватки мест в салоне

(овербукинг)

 

Если вы без опоздания явились на регистрацию на рейс, а вам отказывают в посадке по причине того, что все места в салоне самолета уже заняты, то вероятнее всего вы столкнулись с овербукингом.

Овербукинг в сфере авиасообщения – продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолете. Самой распространенной причиной овербукинга является желание авиакомпаний увеличить прибыль и повысить экономическую целесообразность рейсов, так как по статистике около 10 % пассажиров отказываются от билетов менее чем за сутки до полета или же вовсе не приходят на рейс.

 

Представители авиакомпании наверняка не признают факт овербукинга и сошлются при обосновании причины возникшей ситуации на технические неполадки воздушного судна.

 

Важно знать.

 

Согласно п. 76 Федеральных авиационных правил перевозчик вправе произвести замену типа воздушного судна, в результате такой замены может быть подано судно меньшей вместимостью. Однако стоит иметь в виду, что перевозчик должен доказать, что причинами такой замены послужили требования условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности, или требования государственных органов в соответствии с их компетенцией. К сожалению, рядовой пассажир без обращения в правоохранительные органы не способен достоверно проверить уважительность причин замены судна.

Прим.: о том, как следует отстаивать свои права в суде см. п. 2.

Ответственность за использование овербукинга

Действующее воздушное законодательство не предусматривает прямых санкций для авиакомпаний за использование овербукинга в своей деятельности. Однако права пассажира, как потребителя, защищаются Законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом Российской Федерации. За нарушение требований, установленных данными законами, может наступить как гражданско-правовая, так и административная ответственность.

Ø Гражданско-правовая ответственность

После того, как компания не посадила вас на рейс, указанный в билете, фактически имел место односторонний отказ от изменения обязательств, запрещенный в силу п. 1 ст. 310 ГК РФ. За нарушение установленного запрета, компания обязана возместить вам все причинённые такими действиями убытки (ст. 15 ГК РФ).

Ø Административная ответственность

Поскольку авиакомпания не смогла отправить вас на указанном в билете рейсе в назначенное время, такая накладка в обслуживании признается услугой ненадлежащего качества. Оказание авиакомпанией населению услуг ненадлежащего качества образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.035 с.)