Познание как практика измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как практика измерения



ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ:

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ

В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ

СФЕРЕ

 Постановка проблемы:

философская практика в науке и образовании

§ практики философствования получают все большую популярность в России и за ее пределами, однако, пока еще нет единой концептуальной базы, обосновывающей фундаментальные положения философской практики, как с точки зрения их процедур, так и с точки зрения методологических оснований;

§ в этой связи остро встает вопрос доказательной базы, проверки на истинность положений и методов, постулируемых в философских практиках, предлагающих эффективные методы трансформации и самореализации познающего субъекта;

§ кроме того, в настоящий культурно-исторический период перехода к цифровой эпохе, одной и главных характеристик которой является переизбыточность информации и нивелирование критериев достоверности, необходимость эмпирической проверки «нефизических», «эксклюзивных» характеристик приобрела очевидную востребованность в контексте постнеклассической парадигмы научного знания;

§ проблема поиска адекватных форм описания с позиции постнеклассической парадигмы, с использованием междисциплинарных и трансдисциплинарных возможностей новых стратегий сориентирована на такие способы исследований, при которых «ухватываются» трудноуловимые  процессы, явления и их значения; 

§ в то же самое время в последние годы особую актуальность приобрели перспективы развития метрологической деятельности в стране и мире, проведение согласованной политики в области метрологии в различных странах и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран;

§ особенность современного развития метрологической научной деятельности связана с тем, что она теперь относится не только к техническим дисциплинам, но и обладает ресурсом измерения многопараметрических величин, связанных с человеком, то есть в применении системы измерений в науках о человеке « поскольку человек более сложная структура, чем любая техника. И разобраться в понимании функционирования мозга, формирования общества, по каким законам общество функционирует сейчас и что нам ждать в будущем – для всего этого нам необходимо использовать измерения» (Роальд Тайманов);

§ если понимать проблематику метрологической состоятельности любых научных исследований, то можно обеспечить и метрологическую состоятельность в «гуманитарных» дисциплинах (исторической науке, социологии, психологии, а также в трансдисциплинарных областях, в поле деятельности которых попадает теперь современная философия);

§ метрология может оказаться способной представить и философам исчисляемый материал, доказывающий или опровергающий необходимость существования тех или иных идей/концепций/процедур философской практики;

§ несмотря на то, что метрологические традиции в социогуманитарном знании берут свое начало с античных философских школ, философы весьма пассивно используют этот ресурс, обращение к которому способно развить современную философию и укрепить ее научный статус;

§ таким образом, в современной реальности в социогуманитарных науках метрология может стать актуальной площадкой, своеобразным проблемным полем, отражающим качественные и количественные изменения в науке, плодотворным пространством интеллектуальной междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности, для понимания различий между измерениями в экспериментальных лабораториях и гуманитарных науках, для научных дискуссий и свободного обмена идеями.

ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ

сборника научных статей кафедры философии «Homo holistic»,

выпуск 6, 2018 г., посвященного проблемам

междисциплинарных исследований

 

 

Структура сборника представлена в предлагаемых постоянных рубриках, очерчивающих специфичный круг проблем, объединенных интенцией фактора целостности:

  – человек взыскующий (проблематика онтологии, новой онтологии, фундаментальной онтологии, социальной онтологии): проблемы поиска универсальных взаимосвязей мирозданья как фундаментальных оснований собственного бытия – религиозных, естественнонаучных, социокультурных, ценностных и т.д.);

человек познающий (проблематика гносеологии, эпистемологии, социальной эпистемологии: проблемы понимания, самопознания, интерпретации, интерсубъективности – в классических, неклассических и постнеклассических методологиях философской саморефлексии, в социологическом знании, в образовании);

человек практический (проблематика праксиологии в философских, социологических, экономических и междисциплинарных исследованиях: проблемы реализации деятельности субъекта, взаимодействие индивидов, индивида и коллектива в процессе производства, в философии как социальной практике, в духовно-религиозном практическом опыте реализации человеческих ценностей в реальной жизни, в социокультурных и телесных практиках);

человек творческий (проблематика эстетики, социологии творчества, эвристики: проблемы сущности творчества, творчества как способности и как процесса, творческой деятельности индивида в обществе и в личностном духовном измерении – в искусстве, в социальной реальности, в игре знаково-семиотического измерения, в коммуникации);

человек маргинальный (проблематика социальной философии, социологии, культурологии, междисциплинарных областей знания: проблемы «человеческих» пределов – в духовно-религиозной сфере, в экзистенциальном измерении, в социальной жизни, в кризисных явлениях в разнообразных формах обретения и утраты идентичностей);

человек виртуальный (проблематика философии техники, медиафилософии, социологии, междисциплинарных областей знания: проблемы современного информационно-медийного измерения человеческого бытия, виртуальной и киберреальности, – в философском и социологическом осмыслении мира техники и ее роли в дальнейшей судьбе человека и его сознания, в повседневности, в образовании; трансляция философского и социально-гуманитарного знания в современном культурном пространстве, традиции и инновации, трансформация способов трансляции, проблемы и поиски путей их решения).

проба пера (конкурс философского эссе).

«Познание как измерение: перспективы метрологии

В социогуманитарной сфере»

 

 

БЛОК 1

Опыт классической науки:

«Наука начинается там, где начинаются измерения» (Д. И. Менделеев)

§ эпистема классического рационализма как устранение непосредственного сходства слов и вещей, как опосредованное их соотношение: через мышление, в пространстве представления, через «слово-образ», как прозрачный посредник мышления и представления;

§ классическая эпистема как соизмерение  слов и вещей в мыслительном пространстве представления не посредством слов, но посредством тождеств и различий;

§ классическое мышление как построение всеобщей науки о порядке (тенденция к математизации знания, «всеобщая грамматика», «естественная история», «анализ богатств», введение в познание вероятности, комбинаторики, исчислений, таблиц).

§ связь бытия и мышления в классической эпистеме «помимо человека», не нуждающаяся в нем.

 

 

БЛОК 2

Футурологический ракурс

§ метрология как исследование существующих технологических, экономических или социальных тенденций для предсказания будущих тенденций;

§ поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего в метрологии;

§ использование в метрологии ролевых игр, симуляций, переговоров и других методов групповой работы по планированию и прогнозированию будущего;

§ исследования в метрологии сценариев прогнозируемого будущего (экологическую катастрофу, утопическое будущее,  трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе и т.д.).

 

3. Трансдисциплинарный ресурс метрологии

§ трансдисциплинарность в метрологии как условие расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины;

§  трансдисциплинарность в современной метрологии как «правило исследования окружающего мира» как исследование проблемы  сразу в нескольких уровнях (на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально и т.д.).

§ трансдисциплинарность в метрологии   как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества, как официальный выход  за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве, как возможность мультидисциплинарности (мultidisciplinarity), плюродисциплинарности (pluridisciplinarity), интердисциплинарности (interdisciplinarity);

§ трансдисциплинарность в метрологии как основа мета-методологии, предполагающей  возможность  «преобразовать» и «превзойти» простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, свойственное междисциплинарности, как ресурс «функционального синтеза методологий» и  создания на их основе совершенно новых исследовательских концепций.

 

 

БЛОК 3

Меры доказательных знаний

§ посредник (Другой) как условие   самореализации «Я» человека, как условие  достижения того «Я», на которое самореализация нацелена, как «мера» обозначенной цели;

§ посредник  (Другой) как условие формирования человека, как «мера» правильности пути: в  наставлении примером; в наставлении знаниями; в наставлении в трудности;

§ посредник (Другой) как условие преобразования индивида в его формировании как субъекта, как «мера» достижений субъекта;

§ посредник (Другой) как тот, кто  не является ни воспитателем, ни учителем, а как тот, кто   «выводит», тот, кто служит проводником для всех людей, как «мера» соответствия вещей  их природе.

ПОГРАММА

Й СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

СЕКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ:

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ

В СОЦИО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

Секция 1.

Секция 2.

Секция 3.

ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ:

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ

В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ

СФЕРЕ

 Постановка проблемы:

философская практика в науке и образовании

§ практики философствования получают все большую популярность в России и за ее пределами, однако, пока еще нет единой концептуальной базы, обосновывающей фундаментальные положения философской практики, как с точки зрения их процедур, так и с точки зрения методологических оснований;

§ в этой связи остро встает вопрос доказательной базы, проверки на истинность положений и методов, постулируемых в философских практиках, предлагающих эффективные методы трансформации и самореализации познающего субъекта;

§ кроме того, в настоящий культурно-исторический период перехода к цифровой эпохе, одной и главных характеристик которой является переизбыточность информации и нивелирование критериев достоверности, необходимость эмпирической проверки «нефизических», «эксклюзивных» характеристик приобрела очевидную востребованность в контексте постнеклассической парадигмы научного знания;

§ проблема поиска адекватных форм описания с позиции постнеклассической парадигмы, с использованием междисциплинарных и трансдисциплинарных возможностей новых стратегий сориентирована на такие способы исследований, при которых «ухватываются» трудноуловимые  процессы, явления и их значения; 

§ в то же самое время в последние годы особую актуальность приобрели перспективы развития метрологической деятельности в стране и мире, проведение согласованной политики в области метрологии в различных странах и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран;

§ особенность современного развития метрологической научной деятельности связана с тем, что она теперь относится не только к техническим дисциплинам, но и обладает ресурсом измерения многопараметрических величин, связанных с человеком, то есть в применении системы измерений в науках о человеке « поскольку человек более сложная структура, чем любая техника. И разобраться в понимании функционирования мозга, формирования общества, по каким законам общество функционирует сейчас и что нам ждать в будущем – для всего этого нам необходимо использовать измерения» (Роальд Тайманов);

§ если понимать проблематику метрологической состоятельности любых научных исследований, то можно обеспечить и метрологическую состоятельность в «гуманитарных» дисциплинах (исторической науке, социологии, психологии, а также в трансдисциплинарных областях, в поле деятельности которых попадает теперь современная философия);

§ метрология может оказаться способной представить и философам исчисляемый материал, доказывающий или опровергающий необходимость существования тех или иных идей/концепций/процедур философской практики;

§ несмотря на то, что метрологические традиции в социогуманитарном знании берут свое начало с античных философских школ, философы весьма пассивно используют этот ресурс, обращение к которому способно развить современную философию и укрепить ее научный статус;

§ таким образом, в современной реальности в социогуманитарных науках метрология может стать актуальной площадкой, своеобразным проблемным полем, отражающим качественные и количественные изменения в науке, плодотворным пространством интеллектуальной междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности, для понимания различий между измерениями в экспериментальных лабораториях и гуманитарных науках, для научных дискуссий и свободного обмена идеями.

ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ

сборника научных статей кафедры философии «Homo holistic»,

выпуск 6, 2018 г., посвященного проблемам

междисциплинарных исследований

 

 

Структура сборника представлена в предлагаемых постоянных рубриках, очерчивающих специфичный круг проблем, объединенных интенцией фактора целостности:

  – человек взыскующий (проблематика онтологии, новой онтологии, фундаментальной онтологии, социальной онтологии): проблемы поиска универсальных взаимосвязей мирозданья как фундаментальных оснований собственного бытия – религиозных, естественнонаучных, социокультурных, ценностных и т.д.);

человек познающий (проблематика гносеологии, эпистемологии, социальной эпистемологии: проблемы понимания, самопознания, интерпретации, интерсубъективности – в классических, неклассических и постнеклассических методологиях философской саморефлексии, в социологическом знании, в образовании);

человек практический (проблематика праксиологии в философских, социологических, экономических и междисциплинарных исследованиях: проблемы реализации деятельности субъекта, взаимодействие индивидов, индивида и коллектива в процессе производства, в философии как социальной практике, в духовно-религиозном практическом опыте реализации человеческих ценностей в реальной жизни, в социокультурных и телесных практиках);

человек творческий (проблематика эстетики, социологии творчества, эвристики: проблемы сущности творчества, творчества как способности и как процесса, творческой деятельности индивида в обществе и в личностном духовном измерении – в искусстве, в социальной реальности, в игре знаково-семиотического измерения, в коммуникации);

человек маргинальный (проблематика социальной философии, социологии, культурологии, междисциплинарных областей знания: проблемы «человеческих» пределов – в духовно-религиозной сфере, в экзистенциальном измерении, в социальной жизни, в кризисных явлениях в разнообразных формах обретения и утраты идентичностей);

человек виртуальный (проблематика философии техники, медиафилософии, социологии, междисциплинарных областей знания: проблемы современного информационно-медийного измерения человеческого бытия, виртуальной и киберреальности, – в философском и социологическом осмыслении мира техники и ее роли в дальнейшей судьбе человека и его сознания, в повседневности, в образовании; трансляция философского и социально-гуманитарного знания в современном культурном пространстве, традиции и инновации, трансформация способов трансляции, проблемы и поиски путей их решения).

проба пера (конкурс философского эссе).

«Познание как измерение: перспективы метрологии

В социогуманитарной сфере»

 

 

БЛОК 1

ПОЗНАНИЕ КАК ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.051 с.)