Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел V. Фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и коррекции произношения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся учителем-дефектологом в кабинете слуховой работы в соответствии с расписанием. Продолжительность урока – 45 минут. Содержание фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и обучению произношению включает три раздела: 1) развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями; 2) развитие слухового восприятия с помощью речи; 3) автоматизация и коррекция произносительных навыков. В отдельных случаях в процессе фронтального урока может осуществляться работа только по восприятию на слух речи или неречевых звучаний. М.А. Данилов и Б.П. Есипов выделяют следующие типы фронтальных уроков: 1) комбинированные уроки, направленные на проверку ранее усвоенного учащимися материала, восприятие ими новых знаний и первоначальную работу над закреплением этих знаний; 2) уроки, целью которых по преимуществу является ознакомление учащихся с новым материалом; 3) уроки, имеющие основной целью закрепление знаний учащихся; 4) уроки, направленные на закрепление умений и навыков путем упражнений; 5) контрольные, проверочные уроки. Структура фронтального урока определяется его типом, темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала и может быть различной. Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом: I. Установка режима усиления. Учитель-дефектолог предлагает детям надеть телефоны и установить регулятор громкости на соответствующий уровень. Затем предъявляет учащимся для восприятия несколько слов, чтобы убедиться, что дети хорошо воспринимают речь. II. Перекличка учащихся. Может осуществляться на слухо-зрительной или слуховой основе. Учащимся для восприятия (различения, опознавания) предъявляются их имена (фамилии). III. Организация деятельности учащихся: сообщение темы и плана урока. IV. Различение неречевых звуков. V. Физкультминутка. VI. Различение речевого материала. VII. Закрепление материала (игры, кроссворды, слуховые диктанты). VIII. Организация окончания занятия. На фронтальных уроках практически в равном соотношении используются слухо-зрительное и слуховое восприятие. При работе с глухими детьми первичным является слухо-зрительное восприятие. На слух материал предъявляется только в том случае, когда сформировано умение учащихся различать его с использованием зрения. Слабослышащим учащимся материал сразу предъявляется на слух. Слухо-зрительное восприятие неречевых звучаний и речи может использоваться в виде помощи.
В процессе фронтальных уроков используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная. Их соотношение будет зависеть от этапа работы над темой. Так, при первичном предъявлении глухим учащимся речевого материала и в процессе его закрепления рекомендуется использовать все перечисленные формы речи. В дальнейшем весь знакомый речевой материал предъявляется учителем-дефектологом только устно. Если у учащихся возникают затруднения в восприятии, устная речь подкрепляется дактильной, а затем этот же речевой материал снова предлагается учащимся устно. При отборе речевого материала для фронтальных уроков соблюдаются те же принципы, что и для индивидуальных занятий. На занятиях, предусматривающих работу над фонетической структурой речи, различными сторонами ритмико-интонационной структуры, часть материала отбирается в соответствии с фонетическим принципом. Одним из основных требований к фронтальным урокам является смена видов работ и видов деятельности (чередование менее самостоятельных и более самостоятельных видов работ, включение элементов занимательности). При планировании материала на учебную четверть учитель опирается на следующие документы: - программу развития слухового восприятия; - программу коррекции произношения; - сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащимися данного класса. Особенностью фронтальных уроков является то, что они, как правило, являются не однотемными. Тема урока должна соответствовать программным требованиям, быть четко сформулирована и отдифференцирована от задач. Планирование уроков должно отвечать ряду требований: 1) каждый урок должен представлять собой нечто целое, законченное и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками; 2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные произносительные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках в процессе выполнения тренировочных упражнений и наоборот, сведения, полученные на уроках, закрепляются на индивидуальных занятиях;
3) важно, чтобы до составления плана каждого отдельного урока была продумана в общих чертах вся система уроков по данной теме. Поскольку в каждом классе могут быть дети с различными остатками слуха, у учителя-дефектолога возникают трудности при организации фронтальной работы по развитию речевого слуха (определении способов предъявления материала, последовательности опроса учащихся). В этих случаях рекомендуется опрашивать детей по одному, начиная с более слабых (чтобы исключить ориентировку на ответы лучше слышащих). Целесообразно организовывать взаимопомощь, когда лучше слышащие ученики по просьбе учителя слухо-зрительно предъявляют воспринятый материал однокласснику, указывают на соответствующую картинку и т.д. Вопросы и задания 1. Раскройте специфику проведения фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и коррекции произношения при работе с глухими и слабослышащими школьниками. 2. Должен ли учитель-дефектолог при проведении фронтальных уроков учитывать индивидуальные особенности учащихся? Аргументируйте свой ответ. 3. Охарактеризуйте преемственность в работе по развитию слухового восприятия и коррекции произношения на индивидуальных занятиях и фронтальных уроках. Приведите конкретные примеры. 4. Перечислите требования к планированию фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. 5. Составьте схему анализа фронтального урока по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.
РАЗДЕЛ VI. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ
Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеклассное время.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.007 с.) |