Подбор и условия предъявления речевого материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор и условия предъявления речевого материала



В условиях создания слухо-речевой среды как основы всей речевой деятельности учащихся с нарушением слуха особое значение приобретает правильный отбор речевого материала для коррекционных занятий по развитию слухового восприятия. Он осуществляется в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка с учетом ряда требований:

1) доступности по содержанию. Речевой материал должен состоять из осмысленных речевых единиц и его смысловое содержание должно знакомо детям (на индивидуальных занятиях и фронтальных уроках по развитию слухового восприятия и коррекции произношения не рекомендуется тратить время на словотолкование). 

2) коммуникативной направленности. Традиционно для восприятия на слух детям предлагаются тексты повествовательного характера. Вместе с тем, для организации последующего общения с окружающими людьми (знакомыми и незнакомыми) ребенок должен быть готов к ведению диалога, т.е. восприятию реплик-стимулов собеседника и самостоятельным формулировкам реплик-реакций. В связи с этим целесообразно при отборе речевого материала для развития слухового восприятия отдавать предпочтение диалогам.

3) соответствия основным задачам развития слухового восприятия ученика на конкретном этапе. Это требование означает, что из знакомого, коммуникативно направленного речевого материала отбирается материал с различными акустическим характеристиками (силой, частотой звучания), различной слоговой и ритмической структурой.

Однако решающим признаком, который учитывается при отборе речевого материала, является все же его смысловая, социальная значимость, необходимость для организации последующего общения.

Вопросы и задания

1. Перечислите методические требования, предъявляемые к организации работы по развитию слухового восприятия.

2. Подберите по 10 слов с высокочастотной и низкочастотной характеристиками (класс по выбору).

3. Раскройте содержание и методику работы по реализации следующих задач развития слухового восприятия:

- развивать умение воспринимать на слух высокочастотные и низкочастотные слова;

- формировать умение различать на слух фразы разговорно-обиходного характера;

- формировать умение опознавать фразы из текста на слух.

4. Объясните, в чем состоит специфика реализации этапов формирования слуховых представлений у глухих и слабослышащих школьников?

5. Дополните высказывание: «Учет состояния слуховой функции предполагает…».

6. Охарактеризуйте требования к отбору и условиям предъявления речевого материала на слух.

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

 

К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике научно обоснована, разработана и внедрена в практику целостная система обучения детей с нарушением слуха устной речи в условиях интенсивного развития нарушенной слуховой функции. В исследованиях Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, И.Г. Багровой, Э.И. Леонгард,
Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхниной устная речь рассматривается как один из факторов полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей, наиболее полной их адаптации в обществе. Основными педагогическим условиями развития современной системы формирования устной речи школьников с нарушением слуха, по мнению
Е.З. Яхниной, являются совершенствование обучения и воспитания детей с нарушением слуха (с первых месяцев жизни), разработка и внедрение новых продуктивных подходов к их речевому развитию в условиях коммуникативной системы обучения языку. Одним из важнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является создание в школе слухо-речевой среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.004 с.)