Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Указатель литературных произведений⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Авриль Н. Немилость. 183–185, 214–215, 218 Арним Э. фон. Вера. 317–318 Базен Э. Гадюка в кулаке. 19 Базен Э. Кого я осмеливаюсь любить. 155–158, 166 Базен Э. Супружеская жизнь. 18, 155 Бальзак О. де. Воспоминания двух молодоженов. 132 Бальзак О. де. Тридцатилетняя женщина. 198–202, 223–225 Барбе д'Оревильи Ж. Все, что у них осталось. 146–151, 159, 205–206, 210 Барбе д'Оревильи Ж. История без названия. 81, 338–339 Баум В. Будущие звезды. 295, 351, 405–406 Бернейм Э. Его жена. 319, 326 Бернье Г. Женское помешательство. 326–328, 331 Бернхард Т. До конца. 55–57, 185, 188, 200, 336, 395 Бовуар С. де. Очень легкая смерть. 398, 403–404, 408–410 Бронте Ш. Джейн Эйр. 316 Бурже П. Призрак. 152, 153, 159, 166 Вольтер. Нанин. 278 Гёте И.В. Страдания молодого Вертера. 280 Гримм Я. и В. Сказки. 10 Гудж Э. Арка в бурю. 179–180 Гэлзи Д. Зачинщица с пустыми руками. 357 Делли. Невольница или королева. 316 Делли. Ненасытная волчица. 319 Джеймс Г. Сэр Эдмунд Орм. 276–278 Джеймс Г. Трудный возраст. 10, 289–293 Дю Морье Д. Ребекка. 313–315, 317, 318, 321, 327 Дюрас М. Любовник. 195–222, 237–239, 296–300 Елинек Э. Пианистка. 50–55, 60–61, 69, 336 Жип. Свадьба Шиффонов. 289 Жироду Ж. Электра. 118–119, 293, 309 Золя Э. Творчество. 80 Кадаре И. Кто вернул Дорунтину? 306–308 Колетт. Вторая. 318 Колетт. Рождение дня. 413–415 Ламбрикс Л.Л. Дневник Ханны. 384–386 Ламбрикс Л.Л. Родиться. И родиться вновь. 349, 352–356 Ледюк В. Опустошение. 187 Ледюк В. Удушье. 187, 230, 339–341 Леманн Р. Баллада и Источник. 261, 362, 366–369, 386, 400, 411 Леманн Р. Пыль. 180 Лоренс Д.Г. Сыновья и любовники. 379 Луис П. Три дочери своей матери. 167 Малле–Жорис Ф. Двойное признание. 79, 106, 158, 395–396, 411 Малле–Жорис Ф. Твердыня Бегинок. 319 Мариво П. Мать–наперсница. 280–285 Мариво П. Школа матерей. 286–287 Модиано П. Маленькое чудо. 245 Мопассан Г. де. Сюьъна как смерть. 152 Моравиа А. Прекрасная римлянка. 296 Моруа А. Семейный круг. 302–303, 370–373 Оне Ж. Дама в сером. 316 Оне Ж. Дамы из Круа–Мор. 151–152 Оне Ж. Серж Панин. 303–306 Остин Дж. Разум и чувства. 219–221 Оутс Дж. К. Мария. 235–237, 243–246 Оутс Дж. К. Блондинка. 239–242 Перро Ш. Сказки. 10, 176, 218, 258, 271, 344 Перрошон Э. Нэн. 358–359 Ренар Ж. Рыжик. 19 Рой А. Бог мелочей. 216 Рошфор К. Потайная дверь. 253–257 Саган Ф. Здравствуй, грусть. 319 Сальнав Д. Изнасилование. 257–258, 262 Санвиталь Ф. Мать и дочь. 262
Санд Ж. Маленькая Фадетта. 362 Севинье Мадам де. 73 Сегюр С.Ф. (графиня де Сегюр). Франсуа горбатый. 184–185, 213 Сиксу Э. День, когда меня там не было. 401, 411 Толстой Л. Анна Каренина. 20 Толстой Л. Семейное счастье. 224 Уайльд О. Саломея. 260 Уортон Э. Жительницы Нью–Йорка. 83 Уортон Э. Материнское вознаграждение. 153–155 Уортон Э. Семечко из Гренады. 317 Феллу К. Роза Галлика. 398, 399–400, 411 Ферней А. Элегантность вдов. 251, 387–388 Флетьо П. Фразы слишком коротки, дорогая. 393, 396–397, 411 Флобер Г. Мадам Бовари. 10, 86–93, 147, 250–251 Фонтане Т. Эффи Брист. 280 Харди Т. Тэсс из рода д'Эрбервилей. 294–295 Херст Ф. Иллюзия жизни. 110, 142–146, 153, 191–196, 279 Херст Ф. Бэк–стрит. 279 Хорн Ш. Четыре матери. 373–375 Хоторн Н. Алая буква. 5, 133–135 Хьюстон Н. Резкий поворот. 244 Шульман А. Палома. 388, 411 Эрно А. Женщина. 196, 397, 399, 403, 409, 411 Эрно А. Площадь. 196
Указатель фильмов
Абсолютно неправдоподобно (Сандерс Дж.) 232 Агриппина (Бретеше К.) 232 Без единого крика (Лабрюнь Ж.) 66–67 Будет ли снег на Рождество? (Вейсе С.) 260 Город спокоен (Гедигян Р.) 189 Замкнутый круг Кароль (Кюо Э.) 41–50 Иллюзия жизни (Сирк Д.) ПО, 144–146 Картины жизни. (Стал Дж.) 143 Клер Долан (Керриган Л.) 409–410 Мадам Бовари (Шаброль К.) 90 Маленький мужчина (Фостер Д.) 33 Мачеха (Агион Г.) 162 Мистер Ловдей (Гудиер Р.) 162 Молоко человеческой нежности (Кабрера Д.) 24 Моя мать, я и моя мать (Уонг Уэйн) 230–232 Небесное создание (Джексон П.) 228–229 Нет весны для Марни (Хичкок А.) 128–131, 314 Острые каблуки (Альмодовар П.) 71,94–95,100,160–162,166 Осенняя соната (Бергман И.) 94–111, 160, 181, 182, 190, 234, 309, 341–343, 395, 420 Пианино (Кэмпион Д.) 135–140 Пианистка (Ханеке М.) 50–55, 60–61, 69, 186, 200, 252, 336, 340, 395 Понетт (Дуалон Ж.) 247–250 Под кожей (Адлер К.) 218, 406–408 Похищение Лол В. Штейн (Дюрас М.) 163–165 Ребекка (Хичкок А.) 314 Розетта (Дарденн Ж.-Л. и Ж-–П.) 235–236 Самая красивая (Висконти Л.) 27–30, 36–38, 60, 186 Тайна за дверью (Ланг Ф.) 318 Тайны и ложь (Ли М.) 196–198, 245, 274–276 Три цвета: красный (Кисловский К.) 203–204 Три цвета: синий (Кисловский К.) 399 Федора (Уайлдер Б.) 318
Указатель основных имен
Абрахам Н. 11 Авриль Н. 183–185, 214, 215, 218 Агион Г. 162
Адлер К. 218, 406408 Аллен В. 169 Альмодовар П. 71, 94, 95, 100, 160–162,166 Амон М.–К. 320 Арним Э. фон 317–318 Бадинтер Э. 212 Базен Э. 18, 19,155–158, 166 Бальзак О. де 10, 63, 132, 198–202, 223–226 Барбе д'Оревильи Ж. 81, 338–339, 146–151, 159, 205, 206, 206 Баум В. 295, 351, 405–406 Бенджамин Д. 68, 309, 426–427 Бергман И. 94–111, 160, 181, 182, 190, 233, 234, 309, 341–343, 395, 420 Бернейм Э. 319, 326 Бернхард Т. 55–57, 185, 188, 200, 336, 395 Бернье Г. 326–328, 331 Беттельгейм Б. 9, 209–212, 419–420 Бовуар С. де 398, 403–404, 408–410 Бретеше К. 232 Бриффо Р. 288 Бронте Ш. 316 Бурже П. 152, 153, 159, 166 Бутонье Ж. 208 Быдловски М. 335 Васе Д. 207 Веблен Т. 83 Вейсе С. 260 Вердье И. 10, 344 Винникот Д. 23, 59, 68, 428 Висконти Л. 27–30, 36–38, 60, 186 Вольтер 278 Вулф В. 410–411 Гедигян Р. 189 Герен Г. 247 Гёте И.В. 280 Гримм Я. и В. 10 Грин А. 233 Гудж Э. 179–180 Гудиер Р. 162 Гэлзи Д. 357 Гюго В. 222 Даллоз Д. 206 Дарденн Ж.–Л. и Ж–П. 235–236 Девере Ж. 32, 72, 424 Делли 316–317 Дейч X. 37, 72, 132, 208, 214, 331, 342, 429 Джеймс Г. 10, 276–278, 289–293, 359 Джексон П. 228–229 Дольто Ф. 181, 361, 381, 396, 399, 401–402, 420 Дуалон Ж. 247–250 Дю Морье Д. 313–315, 317, 318, 321, 327 Дюрас М. 163–165, 195–222, 237–239, 296–300 Елинек Э. 50–55, 60–61, 69, 336 Жип 289 Жирар Р. 265 Жироду Ж. 118–119, 293, 309 Золя Э. 80 Иригарей Л. 428 Кабрера Д. 24 Кадаре И. 306–308 Керриган Л. 409–410 Кисловский К. 203–204, 399 Клюгер Р. 21 Колетг 318, 413–415 Купер Д. 64, 68 Кушар Ф. 31–32, 34, 67, 70, 74, 75, 261, 262, 428, 429 Кэмпион Д. 135–140 Кюо Э. 41–50 Лабрюнь Ж. 66–67 Лакан Ж. 58, 73, 258 Ламбрикс Л.Л. 349, 352–356, 384–386 Ланг Ф. 318 Леви А. 409 Леви–Стросс К. 266 Ледюк В. 187, 230, 339–341 Лежандр П. 64, 266, 345–346, 430 Леманн Р. 180, 261, 362, 366–369, 386, 400, 411 Лемэр Ж.–Ж. 308 Лессана М.–М. 7, 73 Ли М. 196–198, 245, 274–276 Лоренс Д.Г. 379 Лоро Н. 382–383, 388, 404 Луис П. 167 Малле–Жорис Ф. 79, 106, 158, 319, 395–396, 411 Малер М. 426, 428 Мариво П. 280–285, 286–287 Мендель Ж. 65, 226 Миллер А. 32–33, 69–70, 74, 212, 235, 428 Модиано П. 245 Мопассан Г. де 152 Моравиа А. 296 Моруа А. 302–303, 370–373 Моцарт В.А. 34, 36 Наури А. 7, 22–23, 58–59, 62–63, 332, 428 Оливье К. 25, 65, 66 Оне Ж. 151–152, 303–306, 316 Остин Дж. 219–221 Оутс Дж.К. 235–237, 239–246 Перро Ш. 10, 176, 218, 258, 271, 344 Перрошон Э. 358–359 Перье Ф. 335 Пинкола Э.К. 69 Рембо Ж. 260, 386 Ренар Ж. 19 Рой А. 216 Рошфор К. 253–257 Саган Ф. 319 Сальнав Д. 257–258, 262 Санвиталь Ф. 262 Санд Ж. 362 Сандерс Дж. 232 Севинье мадам де 73 Сегюр С.Ф. (графиня де Сегюр) 184–185, 213 Сенека 381 Сиксу Э. 401, 411 Сирк Д. 110, 144–146 Стал Дж. 143 Старобински Ж. 89 Тери И. 424 Тиссерон С. 9 Тодоров Ц. 390, 394–396 Толстой Л. 20, 224 Торок М. 11 Уайлдер Б. 318 Уайльд О. 260 Уонг У. 230–232 Уортон Э. 83, 153–155, 317 Фавре–Саада Ж. 322–324, 326 ФеллуК. 398–400, 411 Ференци Ш. 389, 420 Ферней А. 251, 387–388 Флетьо П. 393, 396–397, 411 Флобер Г. 10, 86–93, 147, 250–251 Фонтане Т. 280 Фостер Дж. 33 Фрайдей Н. 7 Фрейд 3. 73, 109, 178, 205, 320, 334, 383, 424, 427 Ханеке М. 50–55, 60–61, 69, 186, 200, 252, 336, 340, 395 Харди Т. 294–295 Херст Ф. 110, 142–146, 153, 191–196, 279 Хичкок А. 128–131,314 Хорн Ш. 373–375 Хоторн Н. 5, 133–135 Хьюстон Н. 244 Шаброль К. 90 Шалвон–Демерсей С. 232 ШульманА. 388, 411 Элиас Н. 287 Эльячефф К. 251, 260 Эйниш Н. 17,31,34,51,318 Эренберг А. 25 Эритье Ф. 22, 142, 166–170, 252, 263, 265, 275 Эрно Анни 196, 397, 399, 403, 409, 411
Содержание Предисловие ………..…………………………………..……………………....6
Часть первая Матери в большей степени, чем женщины ………..……………………….15 Глава 1. Матери в большей степени, чем женщины, и девочки–младенцы…18 Глава 2. Матери в большей степени, чем женщины, и маленькие дочки……27 Глава 3. Матери в большей степени, чем женщины, и девочки–подростки…39 Глава 4. Матери в большей степени, чем женщины, и взрослые дочери…….50
Глава 5. Платонический инцест..…………………………………………..…..61
Часть вторая Женщины в большей степени, чем матери ..……...77 Глава 6. Матери–супруги………..…………………….80 Глава 7. Матери–любовницы………..………………...86 Глава 8. Матери–звезды………..……………………...94 Глава 9. Асимметричность………..………………….115
Часть третья Не мать, не женщина; то мать, то женщина; и мать, и женщина …123 Глава 10. Не матери и не женщины…………………127 Глава 11. То матери, то женщины..………………….132 Глава 12. И матери, и женщины одновременно..…..141
Часть четвертая Экстремальные матери ..……………………….…..173 Глава 13. Материнское превосходство..…………….176 Глава 14. Материнская подчиненность..……….……191 Глава 15. Ревнивые матери..…………………….……205 Глава 16. Несправедливые матери..………….………217 Глава 17. Неполноценные матери..………….……….227 Глава 18. Инцест первого типа..……………….……..252
Часть пятая Дочь становится женщиной..………………………269 Глава 19. Матери–наставницы..……………………..273 Глава 20. Матери–законодательницы..……………...279 Глава 21. Матери–свахи..…………………………….288 Глава 22. Уйти, вернуться..…………………………..301 Глава 23. Комплекс «второй»..……………………...312
Часть шестая Женщина становится матерью..……………….…329 Глава 24. Прерванная эстафета жизни..………….…334 Глава 25. Вокруг колыбели..…………………….…..347 Глава 26. Превращаться ли в собственную мать?.....364
Часть седьмая Траур..………………………………………………...377 Глава 27. Траур по дочери..………………………….381 Глава 28. Траур по отношениям..……………………392 Глава 29. Траур по матери..………………………….403
Заключение..…………………………………………413 Библиография..……………………………………...431 Указатель литературных произведений..………..437 Указатель фильмов..……………………………….440 Указатель основных имен..………………………..441
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1] Подобный метод типичен для немногочисленных авторов, разрабатывающих ту же тематику: педиатра Альдо Наури («Дочери и их матери», Париж, 1998), психоаналитика Мари-Магдалены Лессана («Между матерью и дочерью: опустошение», Париж, 2000), американской журналистки Нэнси Фрайдей («Моя мать – мое зеркало», Париж, 1993). (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, примечания авторов.)
[2] Эмпатия – вчувствование, способность понять другого на уровне чувств, а не умом; вжиться в его состояние как в свое собственное.
[3] Рационализация – бессознательное стремление человека подобрать разумные или удобные причины и оправдания своим поступкам, идеям, чувствам и желаниям, какими бы иррациональными или неприемлемыми они ни были на самом деле; защитный механизм личности, блокирующий осознание отвергаемых по различным причинам мотивов и обеспечивающий подстановку на их место более приемлемых (примеры: «виноград зелен» – обесценивание того, что недоступно; «сладкий лимон» – преувеличение ценности «синицы в руках»). (Прим. переводчика)
[4] Более подробно см. об этом в работах Натали Эйниш "Первое расщепление", "Положение женщины. Женская идентичность в западном искусстве", Париж, 1996, 1997.
[5] «Дочери довольно часто наблюдают, как матери с огромным наслаждением кормят грудью своих сыновей. Они видят, что мать разговаривает с ними более нежно, более интимно поглаживает, наблюдают всю ту мягкость и нежность, так скупо ей отмеренную, возможно из-за нежелания матери вызвать у дочери привыкание к тем наслаждениям жизни, в которых впоследствии жизнь и замужество ей не раз откажут». (Ф. Кушар, "Материнское захватничество и жестокость. Исследование псиоаналитической антропологии", Париж, Дюно, 1991.
[6] Более подробно см. статью А. Наури «Инцест, не переходящий в действие: взаимосвязь матери и ребенка», в сборнике «Инцест или кровосмешение», Москва, «Кстати», 2000; книгу Франсуазы Эритье «Об инцесте».
[7] Этот анализ соответствует заключениям социолога Алана Эренберга о современных формах депрессии, «болезни ответственности», в которой патология конфликта оставляет место патологии «удовлетворенности. («Усталость быть собой. Депрессия и общество», 1998).
[8] Более подробно см. Натали Эйниш «Положение женщины».
[9] Франсуаза Кушар «Материнское захватничество и жестокость. Исследование по психоаналитической антропологии».
[10] «Если в клинических наблюдениях так часто встречается проблема совращения родителями собственных детей, то это потому, что те же авторы изначально настроены на такое исследование и торопятся обнаружить потаенную зону Эдипова комплекса. Феномен, используемый скорее неосознанно с целью обобщить или концептуализировать объяснение. Как только объяснение основательно подтверждено ссылкой на миф «ледникового периода», притянутый Фрейдом в подтверждение одного из его редких спорных утверждений в связи с необходимостью увязать Эдипов комплекс и поведение, которое вызывает побуждение демонстрировать его отсутствие. Я верю в существование Эдипова комплекса, но не в биологическую предрасположенность детей к нему, а скорее в биологическую детерминированность комплекса отца и матери Эдипа – Лая и Иокасты. Именно взрослые провоцируют и стимулируют, и, скорее всего, будут вызывать и в дальнешем Эдипов комплекс у рожденных и будущих детей до тех пор, пока мир остается миром». (Жорж Девере «Детские голоса», (1965) в «Эссе по общей этнопсихиатрии», Париж, 1977.)
[11] В действительности, более широко известен поразительный пример «нарциссических злоупотреблений», связанный не с матерью, а с отцом – это случай юного Моцарта. Он описан социологом Норбертом Элиасом в книге «Моцарт. Социология одного гения», Париж, 1991. Чтобы ознакомиться с описанием этого случая в литературе с точки зрения «нарциссических злоупотреблений», см. Натали Эйниш "Гений социологии", Критика, № 550–551.
[12] «Материнское захватничество в отношении мальчиков, часто принимает более мягкие формы, замаскированные нежностью и лаской. Ребенка пытаются пленить с помощью утрированного внимания и любви. Собственничество матери по отношению к дочери проявляется прежде всего в жестком насаждении собственной материнской модели, уважении только своих желаний и требованиях делать все возможное для полного их удовлетворения». (Франсуаза Кушар, там же).
[13] «Отношения «материнского захватничества» основываются на способности некоторых матерей вынести малейшее разделение со своим ребенком, невозможности оставить хоть немного свободного пространства между ним и собой. Можно привести в пример тех женщин, которые способны заниматься какой-либо другой деятельностью только в тех случаях, когда ребенок постоянно находится в их поле зрения. (Франсуаза Кушар, там же.)
[14] Интериоризация – процесс усвоения структур и символов социальной деятельности и межличностных отношений, которые переходят во внутренний план и становятся внутриличностными, отношениями с самим собой. На их основе формируется внутреннее содержание психики. Не следует пугать с усвоением информации, т.к. в процессе интериоризации это содержание присваивается, т.е. начинает восприниматься как собственное. Аналогичным образом в психоанализе объясняется способ формирования структуры бессознательного. (Прим. переводчика).
[15] Более подробно см. Натали Эйниш «Положение женщины», там же.
[16] По этому вопросу имеется обширная литература: см. библиографию в конце книги.
[17] «Это не рациональная уверенность, отнюдь, она прослеживается, как пульсация крови, которой мы не замечаем до тех пор, пока с ней все в порядке. Именно в таких абсолютно спонтанных и естественных аспектах, своих ощущениях и индивидуальных потребностях и желаниях черпает живая душа внутреннюю силу и энергию, в них находит первоисточник самоуважения. Каждый имеет право испытывать свои собственные эмоции, быть грустным, разочарованным или нуждаться в помощи без постоянного страха помешать кому бы то ни было. Каждый имеет право бояться, если чувствует опасность, впадать в ярость, если не в состоянии удовлетворить свои потребности и реализовать желания. Любой человек прекрасно знает, чего он не хочет, но на самом деле и чего хочет тоже, как и способы это выразить – что бы ему это ни принесло – любовь или ненависть». (Алис Миллер «Развитие драмы одаренного ребенка». Париж, 1996.)
[18] Жан Старобински. «Температурная шкала. Прочтение тела в романе «Мадам Бовари», 1980.
[19] Эта сцена полностью вошла в экранизацию романа, снятую Клодом Шабролем (1991) с Изабель Юппер в главной роли.
[20] Афазия – нарушение речи, ее частичная или полная утрата из-за локальных поражений коры головного мозг. (Прим. переводчика)
[21] Франсуаза Мале-Жорис, очевидно, сама испытала нечто подобное, только не ощущая сомнений в собственном существовании. В книге "Двойное признание" она опишет собственную мать, характеризуя ее как женщину «с холодной рассудочностью, для которой любовь – не более, чем спектакль, представляющий интерес для науки и философии; она была способна увидеть целый мир в полосках на раковине, но не замечала выражения ожидания на лице ребенка».
[22] «Чтобы их любовь была по-настоящему благотворной, матери должны одинаково старательно избегать в своем отношении к ребенку как пренебрежения, так и экстремальных проявлений заботы: эти два пограничных проявления, как и сама их противоречивость, наилучшим образом отражают бессознательную враждебность по отношению к ребенку, причем подлинная материнская забота и эмоциональная привязанность должны поддерживаться на равном удалении как от одной, так и от другой крайности. (Глоко Карлони, Даниэла Нобили «Плохая мать. Феноменология и антропология инфантицида», Париж, 1977).
[23] Ригидность – косность, негибкость, в психологии – неготовность, вплоть до полной неспособности изменить намеченную ранее программу действий, даже если того требуют обстоятельства (Прим. переводчика).
[24] В точности, как в «Алой букве», когда мать возвращается после страстного свидания со своим любовником-патером и снимает с груди алый знак, Перл впадает в бешенство. Дочь чувствует, что буква защищает Эстер от сексуальности, которая отдаляет от нее мать, хотя и исключает в то же время из человеческого сообщества.
[25] «В пятнадцать – шестнадцать лет у меня был любовник, который чуть раньше был любовником моей матери. Вызов? Дань уважения? Но связь начинается все-таки с любовного влечения, хотя зачастую любят и оружие, и нож.» (Франсуаза Малле-Жорис «Двойное признание»).
[26] Отсутствие в нашей работе примеров из телевизионных лент обусловлено не принципиальными соображениями, а тем, что отношения матери и дочери в них чрезвычайно скупо представлены. В подтверждение более подробно см.: Сабина Шалвон-Демерсей «Тысяча сценариев. Исследование воображения в период кризиса», 1994.
[27] А. Грин «Нарциссизм жизни, нарциссизм смерти», 1983.
[28] Алис Миллер, «Развитие драмы одаренного ребенка».
[29] Более подробно см.: Каролин Эльячефф «Затаенная боль. Дневник психоаналитика», Москва, Кстати, 1999.
[30] Определения «символический» и «реальный» употребляются здесь не в прямом смысле, не так как у Лакана (то есть инцест первого типа – сношение между кровными родственниками). Определение «символический» используется в том смысле, что тот, кто занимает место отца, не является биологическим отцом, так как связи определяются не кровным родством, а генеалогической позицией; а инцест второго типа (то есть сексуальная связь родственников с одним и тем же третьим) в данном случае – есть «реальный» инцест, так как мать делит с дочерью одного и того же сексуального партнера.
[31] Более подробно об анорексии см.: Жинет Рембо, Каролин Эльячефф «Неукротимые. Лики анорексии». П., 1996.
[32] «Многочисленные признания женщин, которые подвергались сексуальному насилию со стороны отца, весьма сдержанны в отношении той роли, что играет в инцесгуозной ситуации мать, если вовсе не обходят ее стороной. Создается впечатление, будто мать просто отсутствует как физически, так и психически. Таким образом, возникает вопрос о психическом смысле совращения между отцом и дочерью, в которых мать, более или менее осознанно, является свидетелем, пособницей, а иногда даже и подстрекательницей. (Франсуаза Кушар «Материнское захватничество и жестокость»)
[33] Бывает, что в отношениях двух влюбленных третий может быть представлен в обличий «посредника» «миметического скрытого желания», в соответствии с теорией Рене Жирара (Рене Жирар «Романтическая ложь и романная правда», 1961. П., 1978).
[34] Напомним, что для Клода Леви-Стросса запрет на инцест объясняется тем, что гарантирует экзогамию, которая в конечном итоге обеспечивается посредством запрещения вступать в брак при определенной степени родства и представляет собой полный и продолжительный взаимообмен между различными группами такой ценностью, какой являются принадлежащие к этим группам женщины и их дочери. (Клод Леви-Стросс «Элементарные родственные структуры», П., 1947, 1967)
[35] Более подробно см.: Норберт Элиас «Цивилизация нравов», П., 1973.
[36] Более подробно см.: Робер Бриффо «Матери. Исследование происхождения чувств и привязанностей». (1927), Лондон, 1969.
[37] Ж.-Ж. Лемэр, «Семья, любовь, безумие. Чтение и психоаналитическая интерпретация семейных связей», П., 1989.
[38] «В наиболее классических примерах фантазирования на тему идеальной любви, что чаше всего мы находим в «вокзальной литературе», женщина может осуществить свои желания только в объятиях мужчины, которого она воспринимает как более сильного, чем она сама и не зависящего от нее в проявлении своей силы. Такой мужчина, который желает ее, но не нуждается в ней, и удовлетворяет в женщине то, что недоставало в отношениях одновременно и с отцом, и с матерью, то есть способности сопротивляться агрессии, но и сохранять отношения на прежнем уровне. В этом смысле «идеальный любовник» обладает двумя качествами – он и поддерживает и возбуждает, то есть создает окружение, которое обеспечивает и поддержку, и путь к свободе, он являет собой образ, сочетающий в себе идеального отца и идеальную мать. (Джессика Бенджамин, «Любовные связи», 1988, 1993).
[39] Более подробно см. работы Натали Эйниш «Отсутствующая», «Чудовищные».
[40] Более подробно о различных этапах развития фрейдовской теории в отношении «женского комплекса Эдипа» см. Мари-Кристин Амон «Почему женщины все-таки любят мужчин, а не собственных матерей?», П., 1992.
[41] Более подробно см.: Жанна Фавре-Саада, «Слова, смерть и судьба», П., 1977.
[42] Более подробно см.: Жанна Фавре-Саада «Происхождение и развитие "частного предпринимателя", П., 1989.
[43] Более подробно см. Хелен Дейч «Психология женщины», П., 1989.
[44] Именно эта тема стала центральной в уже упомянутой нами книге Альдо Наури «Дочери и их матери», которая главным образом посвящена отношениям матерей с их собственными матерями.
[45] «Отношение женщины к становлению матерью включало бы в себя, таким образом, признание благодарности по отношению к той, кто подарила жизнь. [...] Напротив, преждевременное избавление от плода часто приобретает смысл символического убийства матери внутри самой себя. Лучше прервать беременность, декларируя, таким образом, ненависть к матери, лучше покалечить себя, чем позволить укорениться чувству благодарности, которое в норме следовало бы принять. Так, прерывание беременности может стать кровавой платой за то, чтобы стать только женщиной, но не матерью». (Моника Быдловски «Психическая проницаемость во время беременности и жизненный долг», П., 1997)
[46] Хелен Дейч описывает похожий случай, когда женщина, несмотря на материнский запрет родить ребенка, все-таки решается завести его, чтобы освободиться от этого рабства. У нее нормально протекает беременность, но после родов она впадает в депрессию и испытывает неприязнь к собственному ребенку. (Хелен Дейч «Психология женщины»).
[47] Чтобы изучить более подробно это явление во всех его социальных, психологических и юридических аспектах, см.: Ирен Тэри «Расторжение брака», П., 1993.
[48] Более подробно см.: Франсуаза Дольто, «Материнский инстинкт» в работе «Женский род», П., 1960.
[49] Цветан Тодоров «Злоупотребления памяти», П., 1993.
[50] В греческих трагедиях мать никогда не убивает дочь, «даже если дочь носит имя Электры и обе они ненавидят друг друга всеми фибрами души», – замечает Николь Лоро в работе «Матери в трауре».
[51] Простое сравнение двух текстов позволяет провести параллели межу Сидо реальной и вымышленной и выявить несоответствия между ними. На закате жизни Сидо отвечает на приглашение приехать в гости к дочери и повидаться с ней, которое передал ей Анри де Жувенель. В этом подлинном письме Сидо с радостью принимает приглашение и ничуть не сопротивляется дочерней просьбе, настолько ей хочется повидаться. При этом она выражает сожаление, что будет вынуждена оставить одно из своих растений, которое вскоре должно расцвети, а также другое – глоксинию, «чья широкая чаша открылась и позволила мне испытать удовольствие от ее оплодотворения». Сидо выдуманная предпочитает отказаться от приглашения, так как ее розовый кактус, который цветет раз в четыре года, как раз должен расцвести, и ей может просто больше не представиться случая увидеть его следующее цветение». (Мишель Сард «Сидо, Колетт. Перекрещивающиеся изображения», Литературный журнал, № 266, 1989).
[52] Франсуаза Дольто «Материнский инстинкт», «Женский род».
[53] Ирен Тери «Совместное проживание, сексуальность и различия полов», Эспри, октябрь, 1999.
[54] Жорж Девере. «Женщины и миф», 1982.
[55] Об этом классическом различии в философских теориях между идентичностью idem (по сходству) и идентичностью ipse (по отличию) более подробно см.: Натали Эйниш «Положение женщины».
[56] Более подробно см.: Люси Иригарей «Женщины и мужчины: различие идентификационных отношений», коллективно в «Эфезиа», «Место женщин. Цели идентичности и равенства с точки зрения социальных наук». П., 1995.
[57] Более подробно см.: Маргарет Малер, Фред Пин, Анни Бергман. «Психологическое рождение человеческого существа», 1975.
[58] Так, «отношения захватничества рассматриваются как неспособность некоторых матерей вынести малейшее разделение с ребенком, невозможность оставить между ним и собой хоть какое-то пространство. Можно привести в пример тех женщин, которые могут оставаться сосредоточенными на какой-либо другой деятельности только в тех случаях, когда ребенок постоянно находится в их поле зрения. Хотя Хелен Дейч всегда настойчиво утверждала, что материнское захватничество вызывает менее тяжкие последствия у девочек, нежели у мальчиков, ее предположение опровергается многочисленными клиническими случаями и практикой психоаналитического лечения, демонстрируя противоположную картину. Отношения захватничества, в которые мать заключает дочь, могут серьезно препятствовать эмоциональному развитию последней» (Франсуаза Кушар.«Материнское захватничество и жестокость.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.173 с.) |