Административно-процессуальный кодекс кыргызской республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-процессуальный кодекс кыргызской республики



АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 25 января 2017 года № 13

(Вводится в действие Законом КР от 20 января 2017 года № 6 с 1 июля 2017 года)

(В редакции Закона КР от 28 июля 2017 года № 149)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс устанавливает порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

1. Порядок судопроизводства по административным делам в судах Кыргызской Республики определяется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом, Законом Кыргызской Республики "О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах", принимаемыми в соответствии с ними другими законами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Нормы административного процессуального законодательства, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Если в настоящем Кодексе отсутствуют положения об осуществлении судопроизводства, то соответственно применяются нормы Гражданского процессуального кодекса и иных законов, если они не противоречат основным принципам и целям настоящего Кодекса.

4. Судопроизводство по административным делам осуществляется в соответствии с законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов.

Статья 4. Задачи административного судопроизводства

Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере административно-правовых (публично-правовых) отношений от нарушений со стороны административных органов и их должностных лиц путем справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения административных дел.

Статья 5. Право на обращение в суд за защитой

1. Любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в суд в защиту государственных или общественных интересов.

4. Если законодательством установлен досудебный порядок обжалования административных актов, действий (бездействия) административных органов, то судебное оспаривание таких актов возможно лишь после соблюдения этого порядка.

5. Иностранные лица, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются в Кыргызской Республике таким же правом на судебную защиту, как и граждане и юридические лица Кыргызской Республики.

Глава 2. Принципы административного судопроизводства

Статья 9. Принцип верховенства права

Суд при рассмотрении административного дела руководствуется принципом верховенства права, в соответствии с которым наивысшими ценностями признаются права и свободы человека и гражданина, а деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц должна осуществляться в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 18. Состав суда

1. Судьи рассматривают административные дела по первой инстанции единолично, если иное не предусмотрено законом. Судья, единолично рассматривающий дело, действует в качестве суда.

2. Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются судебной коллегией по административным и экономическим делам в составе трех судей.

3. Административные дела рассматриваются в суде кассационной инстанции судебной коллегией по административным и экономическим делам в составе трех судей.

Статья 20. Отвод судьи

1. Судья не может рассматривать дело и подлежит отводу:

1) если он является членом семьи, близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела;

3) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, представителя, секретаря судебного заседания;

4) если он в любой форме высказывал свою позицию вне судебного рассмотрения о возможном результате дела, связанного со спором, до вынесения его на обсуждение судебного состава (либо делал открытое заявление).

2. Не может быть основанием для самоотвода судьи или его отвода высказанное судьей предварительное правовое мнение на стадии подготовки к судебному разбирательству.

Статья 32. Третьи лица

1. Третьими лицами являются физические или юридические лица, права которых затрагиваются или могут быть затронуты принимаемым в результате рассмотрения дела судебным актом.

2. Третьи лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в дело на стороне истца или ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Третьи лица могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству участников процесса или по инициативе суда.

3. Третьи лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета иска, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, подачу встречного иска.

4. О привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом судом выносится определение.

Если судебный акт неизбежно и непосредственно будет распространяться на определенных лиц, то суд обязан привлечь к участию в процессе этих лиц в качестве третьих лиц.

5. В случае если третье лицо привлечено к участию в деле после начала судебного разбирательства, то судебное разбирательство начинается сначала.

Статья 42. Прокурор

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных законами. Административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Прокурор, обратившийся с административным иском, пользуется всеми процессуальными правами и выполняет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. В случае отказа прокурора поддерживать требование, предъявленное в защиту интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе истца от иска, заявленного прокурором, за исключением иска, предъявленного в защиту недееспособного гражданина, суд прекращает производство по делу, если это действие не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вправе вступить в дело на любой стадии административного процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов гражданина или государства, и дает заключение по административному делу. Прокурор не дает заключение по делу, если административное дело возбуждено на основании его административного иска. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Статья 45. Эксперт

1. Экспертом в административном судопроизводстве может выступать лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения, и назначенное судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. За дачу заведомо ложного заключения, а также отказ или уклонение от дачи заключения эксперт несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 46. Специалист

1. Специалистом в административном судопроизводстве выступает лицо, обладающее специальными познаниями и навыками применения технических средств, которое может дать консультацию, пояснение по обстоятельствам дела и доказательствам или оказать техническую помощь во время совершения процессуальных действий. Специалист приглашается для участия в судебном разбирательстве в тех случаях, когда суду либо участникам судебного заседания при исследовании доказательств могут потребоваться специальные знания и навыки в области науки, техники, искусства или ремесла.

2. Консультации и пояснения специалиста не могут касаться правовых вопросов. Помощь специалиста во время совершения процессуальных действий не заменяет заключения эксперта.

3. Требование суда о вызове специалиста обязательно для руководителя и должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других юридических лиц, где работает специалист.

4. За дачу заведомо ложного показания специалист несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Если по причинам, признанным судом неуважительными, специалист не явится по вызову суда, откажется или уклонится давать консультации и пояснения или не окажет технической помощи, то на него может быть наложен судебный штраф в размере и порядке, предусмотренных статьей 96 настоящего Кодекса.

Статья 48. Переводчик

1. Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и назначенное судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Переводчик может быть назначен из числа предложенных участниками процесса лиц. Иные участники процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками.

3. Переводчик обязан являться по вызову суда и полностью, правильно и своевременно осуществлять перевод.

4. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Правила настоящей статьи распространяются на лицо, понимающее знаки немого или глухого (сурдопереводчика) и приглашенное для участия в разбирательстве дела.

Статья 49. Свидетель

1. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора судом.

2. Свидетель обязан являться в суд по вызову и сообщить известные ему сведения и обстоятельства по делу.

3. За дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 6. Доказательства

Статья 50. Доказательства

Доказательствами по административному делу являются сведения о фактах, на которых основаны требования и возражения участников административного процесса, а также сведения о других фактах, имеющих значение в судебном разбирательстве дела.

Статья 79. Заключение эксперта

1. Эксперт дает свое заключение в письменной форме.

2. Заключение эксперта должно содержать подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

3. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании и оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении по делу или в определении.

Глава 7. Судебные расходы

Статья 83. Судебные расходы

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела в суде.

Статья 94. Предупреждение

Лицу, нарушающему порядок в ходе судебного разбирательства дела, председательствующий в судебном заседании объявляет предупреждение. Об этом производится запись в протоколе судебного заседания.

Статья 96. Судебный штраф

1. Суд налагает судебный штраф в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. На административный орган налагается судебный штраф в размере от пятидесяти до семидесяти, на должностное лицо административного органа - от тридцати до пятидесяти, на юридическое лицо - от тридцати до пятидесяти, на физическое лицо - от пяти до тридцати расчетных показателей.

2. Суд вправе наложить судебный штраф на участников процесса и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к суду. Судебный штраф за неуважение к суду налагается, если совершенные действия не влекут за собой уголовную ответственность.

3. Вопрос о наложении на лицо судебного штрафа разрешается в судебном заседании.

4. По результатам рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа суд выносит мотивированное определение. Копия определения суда о наложении судебного штрафа незамедлительно вручается или направляется лицу, на которое наложен судебный штраф.

5. Лицо, на которое наложен судебный штраф, в десятидневный срок после получения копии определения может обратиться в наложивший судебный штраф суд с ходатайством об освобождении его от уплаты судебного штрафа или уменьшении его размера. Заявление рассматривается в судебном заседании с предварительным извещением о заседании лица, на которого наложен судебный штраф. Неявка этого лица не служит препятствием к рассмотрению заявления.

6. Судебный штраф, наложенный на должностное лицо, уплачивается им из своих личных средств.

7. Принудительное взыскание судебного штрафа осуществляется на основании исполнительного листа в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом и законодательством об исполнительном производстве Кыргызской Республики.

Статья 111. Требования к административному иску

1. В иске указываются:

1) наименование суда, в который подается иск;

2) фамилия, имя (наименование) истца, почтовый адрес, номера телефонов, а также банковские реквизиты и адрес электронной почты, если таковые имеются;

3) наименование ответчика, фамилия, имя, должность и место службы должностного лица, почтовый адрес, номера телефонов, а также банковские реквизиты и адрес электронной почты, если таковые известны;

4) наименование обжалуемого акта и органа или должностного лица, принявшего данный акт;

5) описание обжалуемого действия (бездействия) административного органа или должностного лица;

6) дата принятия обжалуемого акта, совершения обжалуемого действия;

7) сведения об обжаловании акта, действия (бездействия) в досудебном порядке разрешения спора;

8) факты и требования истца относительно обжалуемого акта, действия (бездействия);

9) перечень прилагаемых документов и материалов.

2. К административному иску прилагаются:

1) обжалуемый акт или его копия;

2) решение административного органа, принятое по административной жалобе в досудебном порядке разрешения спора;

3) доказательства, служащие обоснованием иска;

4) документ об уплате государственной пошлины, кроме случаев, когда законом истец освобожден от ее уплаты;

5) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим участникам административного процесса копий административного иска и приложенных к нему документов, которые у других участников административного процесса отсутствуют;

6) письменные ходатайства, если таковые имеются;

7) заверенные в установленном порядке переводы документов на иностранном языке на государственный или официальный язык.

3. В случае невозможности предоставления доказательств, которые истец не может самостоятельно предоставить, он вправе указать в иске причины невозможности предоставления таких доказательств и ходатайствовать об их истребовании.

4. Иск подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подписания.

5. Если иск подается представителем, то в нем указываются фамилия, имя представителя, его почтовый адрес, а также номера телефонов и адрес электронной почты, если таковые имеются. Одновременно с иском подается доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия представителя.

Статья 121. Подготовка дела к судебному разбирательству

1. После принятия иска судья производит подготовку дела к судебному разбирательству с целью обеспечения своевременного и правильного его разрешения.

2. Подготовку дела к судебному разбирательству осуществляет судья, принявший иск к производству.

3. Судья принимает определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует произвести.

4. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья разрешает вопросы:

1) истребования документов и других материалов; проведения осмотра письменных и вещественных доказательств на месте, если их нельзя доставить в суд; назначения экспертизы;

2) обязательности личного участия участников процесса в судебном заседании, привлечения третьих лиц к делу;

3) привлечения и вызова на судебное разбирательство административного дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

4) проведения предварительного судебного заседания.

Судья может произвести и иные действия по подготовке дела к судебному разбирательству.

5. Подготовка дела к судебному разбирательству не может превышать двух месяцев с момента принятия иска к производству суда.

6. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной стадией административного процесса.

Статья 122. Задачи подготовки дела к судебному разбирательству

Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются:

1) разрешение вопроса о соблюдении срока на подачу иска;

2) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

3) определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться;

4) разрешение вопроса о составе участников процесса;

5) обеспечение представления необходимых доказательств сторонами и иными участниками процесса;

6) примирение сторон на условиях, предусмотренных статьей 41 настоящего Кодекса.

Статья 123. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья производит следующие действия:

1) разрешает вопрос о рассмотрении дела в устном или упрощенном (письменном) процессе;

2) при подаче истцом ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) процесса выясняет мнение других участников процесса относительно применения такого порядка и устанавливает срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка;

3) обязывает ответчика представить письменное возражение на иск в срок, установленный судьей;

4) разрешает вопрос о привлечении к участию в деле соответчиков и третьих лиц;

5) устанавливает ответчика или решает вопрос о его замене с согласия истца, если в заявлении ответчик не указан или указан неправильно, а также об исключении соответчика;

6) по ходатайству сторон либо собственной инициативе разрешает вопрос о вызове свидетелей в судебное заседание;

7) назначает экспертизу, экспертов для ее проведения с учетом мнения сторон, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в деле специалистов, переводчика;

8) по ходатайству участников процесса содействует в истребовании от организаций или граждан письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписи либо осуществляет данные действия по собственной инициативе;

9) в случаях, не терпящих отлагательства или невозможности доставки в суд, производит с извещением участников процесса осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;

10) направляет судебные поручения;

11) разрешает вопрос об обеспечении иска;

12) назначает день, время и место предварительного судебного заседания и извещает об этом участников административного процесса;

13) по заявлению истца принимает определение о возвращении поданного им иска;

14) совершает иные необходимые процессуальные действия.

2. В случае если по истечении указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока возражения ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) процесса и рассматривает дело по этим правилам.

3. В случае если возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) процесса по делу поступили в суд с нарушением указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) процесса, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Статья 125. Предварительное судебное заседание

1. Предварительное судебное заседание проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного разбирательства дела и обеспечения всестороннего и объективного разрешения дела в течение срока, предусмотренного настоящим Кодексом.

2. Предварительное судебное заседание проводится судьей по правилам судебного разбирательства, с изъятиями и дополнениями, установленными настоящей главой.

3. День, время и место проведения предварительного судебного заседания указываются в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

Стороны извещаются о дне, времени и месте предварительного судебного заседания по правилам главы 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению вопросов по подготовке дела в предварительном судебном заседании.

По заявлению одной из сторон о невозможности прибытия в суд предварительное судебное заседание может быть отложено, если причины неприбытия будут признаны судом уважительными.

4. На предварительном судебном заседании суд выясняет, не отказывается ли истец от иска, не признает ли ответчик иск, и разъясняет сторонам возможности по примирению.

5. Если спор не урегулирован в порядке, определенном частью 4 настоящей статьи, суд:

1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против иска;

2) проверяет не пропущен ли истцом срок обращения в суд;

3) выясняет вопрос о составе лиц, которые будут участвовать в деле;

4) выясняет поддерживает ли истец иск и признает ли его ответчик;

5) определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора и какие из них признаются сторонами, а какие надлежит доказывать;

6) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновывать свои доводы либо возражения, и устанавливает сроки для их представления;

7) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

6. Стороны в предварительном судебном заседании имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

7. При наличии обстоятельств, предусмотренных в главах 15-17 настоящего Кодекса, с учетом мнения сторон производство по делу в предварительном судебном заседании приостанавливается или прекращается либо заявление оставляется без рассмотрения, о чем принимается мотивированное определение.

8. На предварительном судебном заседании судья имеет право дать предварительную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам дела по вопросам соблюдения сроков на подачу административного иска. В случае установления пропуска истцом срока на подачу административного иска судья предлагает истцу обратиться с ходатайством о восстановлении такого срока. При непредставлении ходатайства, а также отказа в восстановлении пропущенного срока вследствие признания причин пропуска срока неуважительными, судья принимает определение о прекращении производства по делу без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

9. Признав дело подготовленным, судья назначает дело к судебному разбирательству, о чем выносится определение. С согласия сторон судья вправе приступить к судебному разбирательству по делу непосредственно после предварительного судебного заседания.

10. В предварительном судебном заседании ведется протокол в соответствии с главой 19 настоящего Кодекса.

Статья 135. Открытие судебного заседания

1. В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по данному делу лиц явился, извещены ли неявившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.

3. Председательствующий устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей.

Статья 158. Осмотр на месте

1. Письменные и вещественные доказательства, которые затруднительно или невозможно доставить в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте. О производстве осмотра на месте суд выносит определение, которое обжалованию не подлежит.

2. О времени и месте производства осмотра на месте извещаются участники процесса и их представители, однако их неявка не препятствует производству осмотра. В необходимых случаях также вызываются эксперты, специалисты и свидетели.

3. Результаты осмотра на месте заносятся в протокол судебного заседания. К протоколу могут быть приложены составленные или проверенные при осмотре планы, чертежи, схемы, расчеты, копии документов, а также сделанные во время осмотра видеозаписи, фотографии письменных и вещественных доказательств, письменные заключение эксперта и пояснения специалиста.

Статья 166. Судебные прения

1. Судебные прения состоят из речей участников процесса.

2. В прениях первым предоставляется слово истцу, его представителю, а затем - ответчику, его представителю.

3. Прокурор, участвующий в процессе в порядке части 1 статьи 42 настоящего Кодекса, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц в порядке статьи 43 настоящего Кодекса, выступают в судебных прениях первыми.

4. Третье лицо, заявившее самостоятельные требования на предмет спора, его представитель выступают после сторон в деле.

5. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, их представители выступают в прениях после лица, на стороне которого они участвуют.

6. По просьбе сторон либо третьих лиц в прениях могут выступать лишь их представители.

7. Председательствующий в судебном заседании может остановить выступающего, если он выходит за пределы рассматриваемого дела.

8. После произнесения речей все участники процесса и их представители могут выступить вторично с репликами в связи со сказанным в речах. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю.

Статья 168. Заключение прокурора

Прокурор, вступивший в процесс в порядке части 3 статьи 42 настоящего Кодекса, дает заключение по делу после судебных прений.

Глава 14. Решение суда

Статья 173. Вопросы, разрешаемые судом при принятии решения

1. Суд выносит решение, проверив:

1) соответствует ли административный акт Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики;

2) издан ли административный акт с соблюдением административных процедур, предусмотренных законодательством;

3) соблюдена ли процедура принятия подзаконного нормативного правового акта, предусмотренного законом;

4) компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, принявших оспариваемый акт;

5) нарушены ли права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, либо созданы ли препятствия к осуществлению этим лицом его прав, свобод и законных интересов.

2. При принятии решения суд также решает вопросы о сохранении или об отмене действия мер по обеспечению административного иска, о дальнейшей судьбе вещественных доказательств, распределении судебных расходов и иные возникшие в ходе судебного разбирательства и требующие разрешения вопросы.

3. При рассмотрении и вынесении решения суд не связан доводами, изложенными в иске.

4. Суд при оценке правомерности административного акта учитывает в решении только то обоснование, которое включено административным органом в административный акт.

5. Суд выносит решение по действию (бездействию) административного органа, проверив, осуществлено ли действие (бездействие) с соблюдением административных процедур.

6. Суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований, если иное не предусмотрено законом.

Статья 175. Содержание решения

1. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

2. Во вводной части решения указываются время и место вынесения решения, наименование суда, вынесшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие участники процесса и их представители, предмет спора или заявленное требование. Если дело рассматривается без устного разбирательства, то указывается этот факт.

3. Описательная часть решения должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и сущность объяснений других участников процесса.

4. В мотивировочной части решения указываются:

1) установленные по делу факты, доказательства, на которых основаны выводы суда, и аргументы, по которым отвергнуты те или иные доказательства;

2) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд;

3) юридическая оценка установленных обстоятельств дела;

4) выводы суда относительно обоснованности иска.

5. Резолютивная часть решения суда должна содержать вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске полностью или в части, сущность решения, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.

6. Решение суда излагается в письменном виде и подписывается председательствующим. Решение подписывается судьей при единоличном рассмотрении им административного дела или всеми судьями при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе.

Глава 18. Определение суда

Статья 191. Порядок вынесения определения

1. Акт суда, которым дело не разрешается по существу, выносится в форме определения. Определение выносится судом в виде самостоятельного процессуального документа. При разрешении несложных вопросов суд может вынести определение путем внесения его в протокол судебного заседания.

2. Определение оглашается немедленно после его принятия.

3. О процессуальных действиях судьи вне судебного заседания выносится определение, которое оформляется в виде отдельного процессуального документа.

4. Определение суда в виде самостоятельного процессуального документа может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

Статья 192. Содержание определения

1. В определении должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания;

3) участники процесса и предмет спора;

4) вопрос, по которому выносится определение;

5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;

6) вывод по результатам рассмотрения судом вопроса;

7) порядок и срок обжалования определения, если оно подлежит обжалованию.

2. Определение, принятое путем внесения его в протокол судебного заседания, должно содержать сведения, перечисленные в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи.

Статья 193. Вступление определения в законную силу

1. Определение суда, в случае если иное не установлено настоящим Кодексом, вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы определение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

2. Определение суда, обжалование которого не предусмотрено настоящим Кодексом, вступает в законную силу немедленно после его принятия.

3. Определения суда апелляционной и кассационной инстанций вступают в законную силу с момента их принятия.

Статья 194. Частные определения суда

1. При выявлении в судебном заседании случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и (или) их должностным лицам, которые обязаны в месячный срок со дня получения копии частного определения сообщить о принятых ими мерах.

2. В случае несообщения о принятых мерах на виновных должностных лиц может быть наложен судебный штраф в размере и порядке, предусмотренных статьей 96 настоящего Кодекса. При этом наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда.

3. Частное определение может быть обжаловано.

Статья 195. Направление участникам процесса копий определения суда

Участникам процесса, не явившимся на судебное заседание, копии определения суда об отложении разбирательства по делу, о приостановлении или прекращении производства по делу либо об оставлении заявления без рассмотрения, а также копии определения суда об обеспечении иска направляются не позднее трех дней со дня вынесения определения.

Глава 19. Протоколы

Статья 197. Содержание протокола

1. Протокол судебного заседания или отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания, должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела или совершения отдельного процессуального действия.

2. В протоколе судебного заседания указываются:

1) дата и место судебного заседания;

2) время открытия и закрытия (начала и окончания) судебного заседания;

3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда, секретарь судебного заседания;

4) наименование дела;

5) сведения о явке участников процесса, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и данные об их личности;

6) сведения о разъяснении судом (председательствующим) участникам процесса, их представителям, а также переводчику, эксперту, специалисту, свидетелю их процессуальных прав и обязанностей;

7) сведения о том, что переводчик, эксперт, специалист, свидетель предупреждены об уголовной ответственности;

8) распоряжения председательствующего и определения, не принятые в виде самостоятельного процессуального документа;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.198 с.)