Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для обучения и развития ребенка↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа Для обучения и развития ребенка Младшего дошкольного возраста с ЗПРР
1. Здоровье и условия воспитания: 1. Выполнение четкого режима дня: занятие с Ребенком проводятся регулярно в первой и во второй половине дня (по 20 – 40 мин. по 2 раза в день). Иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.); второй набор для обучения; этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым; 2. Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Ребенка. Требовать от него соблюдения социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.). 3. Все взрослые должны проводить с Ребенком беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра будем играть. Тебя будут ждать - тетя Галя и тетя Таня. И дети – Ваня, Аня, Паша»; «Вот наступает вечер, скоро придет няня – Нина. «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять. На улице будем копать ямку» и т.д. Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я хочу…», «Я буду», «Я поела», «Я иду гулять», «Я нарисовала», «Я слепила», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы». 4. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 5-7минут. Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений: 4.1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке; 4.2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно. 4.3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек). 4.4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем). 4.5 Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу. 4.6 Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз. ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами развития Зав.лабораторией Е.А.Стребелева, Д.п н, профессор (тел. 245 – 06 – 05) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Ребенка старшего дошкольного возраста Социальное развитие. Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях. Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то». Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т.д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …………». Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я - девочка, меня зовут ……..». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека. Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я - дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т.п. (Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи). Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т.д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т.д.). Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т.д. Формирование основных способов усвоения общественного опыта: продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали), по речевой инструкции. 4. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие общих движений: - учить делать вдох через нос, а выдох - через рот; - развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения); - совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.); - учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени); - учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т.п.); - учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы; - учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в "ворота"; - учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги; - чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы); - учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение; - учить бросать мячи в цель двумя руками; - учить ловить мячи разного размера; - учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед. 5. Познавательное развитие: Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миром рекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т.д.; по цвету; величине. - учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т.д.) - учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей); - учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал), учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.); - учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы); - учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий), сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия); - учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти), раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами; - учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга. Счетные операции: - у чить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество; - учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову; - продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять – «больше на..., меньше на...»; - учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа; - учить считать от заданного числа до заданного числа; - учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и; - формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей – 3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке?). Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления: - формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»); - игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает». Ознакомление с окружающим. Продолжать формировать представления об явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.); - на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный), идет снег и т.д.). В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом слогов (на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па; по – пы – по и т.д.) и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным). При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.). Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре. Также предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит колокольчик и т.д.). Формирование активной речи: · делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками); · учить выражать свои потребности фразой в конкретной ситуации: «Тетя, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»; · при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня рисовала грибок» и т.д. · обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные; · учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным; · учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах; · вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный); · учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-мя – 3-мя фразами. · учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок. · Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д. · продолжать учить выражать свои потребности словом: «Я хочу пить чай. Я буду играть (рисовать, писать, читать и т.д.)…; отвечать на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты будешь делать? · учить выражать свой опыт в слове: «Я могу писать, рисовать и т.д.»; · учить использовать в речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда и т.д.), использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги (из-за, из-под), предлоги при ответах на вопросы (с, у, за, над и т.д.), обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы. Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам. Развитие грамматического строя языка: - отработка предложно-падежной конструкции слов по лексическим темам (употребление предлогов - за, на, под, над, перед, около, позади, впереди); - отработка номинативного словаря (слова-предметы); - отработка слов-эпитетов; - отработка в речи слов-действий; - количественных и порядковых числительных - формирование простой фразы из 2-4 слов (составление простого предложения по картинке. Подкладывание палочек заменяющих наглядно одно слово: Корова жует траву. Подготовка руки к письму: - пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т.д.; - работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т.д.); - учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево; - формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их; - рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые; - познакомить с тетрадью в клетку и линейку. 6. Продуктивные виды деятельности: Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний), «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т.п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию. Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки. Лепка - лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»), прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу. Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки». Конструирование - учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины); - учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти; Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Учить готовить и убирать рабочее место. Трудовое воспитание. - продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.); - учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т.д.).
Д.п н, профессор (тел. 245 – 06 – 05) Социальное развитие. Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей со взрослым (Упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»). Учить реагировать и откликаться на свое имя. Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка” (ладошкой ребенка по своей, и наоборот) Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик,...носик,...ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?». Побуждать ребенка есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу. Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности). Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.). ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности. Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам). Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др. Учить выбирать из двух один предмет: «Дай, мячик. Дай, лялю!» Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там? Взрослый стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее». Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!» Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный, и т.д.). Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого). Например, брать и удерживать игрушки в руке, перекладывать из одной руки в другую; бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); снимать кольца с пирамиды; развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); закрывать кастрюли, коробки крышками; развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкойиз одного сосуда в другой; развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1) Развитие понимания обращенной речи: - учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в «ладушки»; - Дай, куклу, чашку, ложку и т.д. 2) Формировать активную речь. - петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку; -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па! - учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.
Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата.
2 ЧАСТЬ: Педагогическая работа с родителями: 1. Матери рекомендуется завести: 1) дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком. В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.
2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.
3 ) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).
2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним: - соблюдение взрослым режима дня ребенка; - организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка); - формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними; - на включение близких взрослых в ход занятия. 3. Рекомендуется следующая литература: 1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии (переиздание) (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001. 2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. Примеры индивидуальных программ:
3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1. 4. Стребелева Е.А. статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1. Аннотация: в статье представлено продолжение примерной индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна; определены задачи, методы и приемы коррекционной работы с ребенком 3-го года жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа для обучения и развития ребенка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.012 с.) |