Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика связи между двумя законами

Поиск

Закон неравномерности развития частей ТС гласит, что совершенствование элементов ТС происходит неравномерно. Неравномерность развития компонентов приводит к возникновению противоречий между ними, которые снижают эффективность системы.

Эта неравномерность развития связана со специфическими условиями, в которых происходит развитие системы, причем эти условия напрямую зависят от положения системы на S-образной кривой.

3.3.5.1.1.1 Причины неравномерности развития элементов системы:

· Нехватка сил и средств разработчиков на первом и переходном этапах развития системы

Поскольку эффективность системы в основном зависит от ее ядра, непосредственно реализующего принцип действия, разработчики в первую очередь занимаеются им. Различным вспомогательным системам уделяется меньше внимания. Нередко их разработкой вообще не занимаются, а заимствуют готовые из других систем. Поэтому на первом и переходном этапах развития ядро системы (или, если угодно, рабочий орган) обычно обгоняет остальные элементы системы.

· Исчерпание ресурсов совершенствования на третьем этапе развития системы

К концу второго этапа ресурсы совершенствования ядра системы обычно исчерпываются. Поэтому дальнейшее развитие системы некоторое время идет за счет интенсивного улучшения вспомогательных элементов, особенно системы управления. Поэтому на третьем этапе развития ядро системы обычно отстает от остальных элементов, особенно от системы управления.

В идеале все компоненты системы должны быть развиты одинаково. Отсюда вытекают направления совершенствования системы:

· Переходный этап

Следует усиленно развивать вспомогательные элементы. Это позволит сбалансировать их с ядром по уровню развития и значительно повысить эффективность системы.

Пример: проект Multi-Functional Switch. Объектом анализа являлся навигационный компьютер, установленный на автомобиле (Рисунок 147).

Рисунок 147 Автомобильный навигационный компьютер

Благодаря связи с GPS (глобальной системой позиционирования) и заложенным в память картам компьютер мог прокладывать оптимальный маршрут от точки текущего местоположения до любого требуемого пункта.

Предполагалось, что ввод информации о месте назначения будет производиться водителем с клавиатуры либо сенсорного экрана с помощью иерархической системы выпадающих меню, содержащей до 8 уровней. Однако выяснилось, что подобные манипуляции с компьютером настолько отвлекают внимание водителя от управления машиной, что это представляет реальную опасность. Поэтому Заказчик поставил перед нами задачу снизить число уровней системы меню с 8-и до 3-х, т.е. чтобы не более чем за три взгляда на экран и три тычка в экранную кнопку/пункт меню адрес места назначения стал бы известен компьютеру.

Однако проведенный нами S-Curve Analysis показал, что в то время как ядро системы (навигационная часть, включающая бортовое звено GPS и прокладчик маршрутов, специально разработанные для использования в автомобиле) находится на переходном этапе, входной интерфейс (клавиатура или система выпадающих меню), разработанный для применения в спокойных условиях оффиса, где общение с компьютером является основным и единственным занятием оператора, и перенесенный в новую систему в готовом виде, уже довольно давно достиг третьего этапа.

Отсюда был сделан фундаментальный для всего проекта вывод: главная цель проекта поставлена неверно; следует не бороться за улучшение имеющегося интерфейса, а отказаться от него и разрабатывать новый, специально приспособленный именно для навигационного компьютера автомобиля. Закачик с этим согласился, и нами была предложена целая гамма оригинальных решений, по одному из которых был заказан дополнительный верификационный проект, также успешно выпоненный.

· Второй этап

При постановке и решении задач по совершенствованию системы следует следить за балансом уровней развития ее элементов.

· Конец второго - начало третьего этапа

Следует более глубоко анализировать ядро системы. Иногда удается разрешить противоречия, ограничивающие его эффективность, без коренной смены принципа действия. Таким образом можно продлить второй этап развития или даже вернуть систему с третьего этапа на второй.

Так, например, произошло в свое время с боевым луком (Рисунок 148):

Рисунок 148 Стрелок из лука

Его развитие по главным параметрам "дальнобойность" и "пробивная сила" уперлось в ограниченность человеческих возможностей - средний лучник просто не мог стрелять из лука с усилием на тетиве более 50 кг; сам же принцип действия, заключающийся в метании стрелы с помощью механической энергии, запасенной в упругоизогнутом стержне, себя далеко не исчерпал.

Физическое противоречие: Лук должен быть тугим, чтобы эффективно стрелять, и он не должен быть тугим, чтобы лучник мог его натянуть.

Противоречие было разрешено с изобретением арбалета, в который, согласно Закону повышения полноты частей системы, между источником энергии (человеком) и рабочим органом (луком) была введена трансмиссия (ворот), преобразующая относительно небольшое усилие, доступное человеку, в значительное усилие, необходимое для натяжения очень тугого лука (Рисунок 149). В итоге арбалет спокойно развивал усилие на тетиве порядка 500 кг, а стрелять из него мог любой мальчишка. При этом принцип действия остался без изменений.

Рисунок 149 Арбалет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.007 с.)