Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Где живут запорожския козаки.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Около Днепра или Бористена, ибо река Днепр, не впадая в Понт Евуинский, сперва сочиняет разныя острова, и на которых они прежде жили. Потом они имеют нарочитую часть Украины, где Бреславль, Киев, Батурин и Полтава стоят. Прежде сего были запорожския козаки под ведением короля польскаго, которому велми добрыя службы против турок чинили, за что они ничего не просили, кроме что на каждого человека по червонному и по теплой шубе в год. Но пред неколими леты зело их озлобили поляки. Понеже им в досаду построили крепость Кудак, от чего они, взбунтовався, от короны польской отпали. И вступили большая часть в российскую, а некоторая часть в турецкую стороны, королевству польскому к невозвратному убытку. Где живут донския козаки? Оныя гораздо дале на право около реки Таная живут. Ибо река Танай называется ныне Дон, от чего и народ сей имянуется. И сии в грабежах запороским ни в чём не уступят. А стоят больше с стороны московской, которая суть их ближния соседи». Но разводить руками над этими сведениями о казаках нам не стоит, потому что в этой географии и о Париже говорится что: «улицы его зело грязны и от разбоя небезопасны». Лев Толстой о терских казаках
«...В этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками. Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами, на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцам, казаки усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев, но удержали и там, во всей прежней чистоте, русский язык и старую веру. Предание, еще до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня к своему лицу стариков и дарил им землю по сю сторону реки, увещевая жить в дружбе. Этот христианский народец считает себя на высокой степени развития и признает человеком одного только казака. ...Еще до сих пор казачьи роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности и войне составляет главные черты казачьего характера. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка. Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила, и тогда он «гуляет». Вино у казаков у всех своё.
Красота гребенской казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки, но платки завязывают по-русски... ...Ты бы посмотрел, как в старину гуляли! Бабы выйдут, бывало, грудь всю золотыми в два ряда обвешают. На голове кокошники золотые носили. Как пройдет, так фр! фр! шум подымается. Каждая баба как княгиня была. А казаки бочки выкатят на двор, засядут, всю ночь до рассвета пьют. А то схватятся рука с рукой, пойдут по станице лавой. Другой раз три дня гуляют. Батюшка, бывало, придет, еще я помню, красный, без шапки, всё растеряет, придет и ляжет. Матушка уже знает, бывало: свежей икры и вина принесет ему опохмелиться, а сама бежит по станице шапку его искать... Так двое суток спит... Вот, какие люди были! А нынче что?..». («Казаки»). Казачья песня
Кажется, нет ни одного крупного русского писателя, который бы прошел мимо казачества. Гоголь, Пушкин, Толстой, Лермонтов черпали в казачестве темы для всем известных, ставших бессмертными произведений. Они полюбили вольнолюбивый народ, и вполне заслуженно могут быть зачислены в друзья казачества. Максима Горького к идейным друзьям казачества причислить никак нельзя, однако и он, несмотря на свою неизменную предвзятость и «отталкивание» от всего, что ему казалось не «народным», не мог устоять перед очарованием самого лучшего проявления подлинной народности - казачьей песни. Приводимые ниже строки, взятые из его рассказа «В людях», служат тому доказательством. Вот что писал М. Горький о казачьей песне: «...Казаки казались иными, чем солдаты, не потому, что они ловко ездили на лошадях и были красивее одеты, - они иначе говорили, пели другие песни и прекрасно плясали. Бывало, по вечерам, вычистив лошадей, они соберутся в кружок около конюшен, и маленький рыжий казак, встряхнув вихрами, высоким голосом запоет, как медная труба; тихонько, напряженно вытягиваясь, заведет печальную песню про Тихий Дон, синий Дунай. Глаза у него закрыты, как закрывает их зорянка-птица, которая часто поет до того, что падает с ветки на землю мертвой, ворот рубахи казака расстегнут, видны ключицы, точно медные удила, и весь человек этот - литой, медный. Качаясь на тонких ногах точно земля под ним волнуется, разводя руками, слепой и звонкий, он как будто перестал быть человеком, стал трибою горниста, свирелью пастуха. Иногда мне казалось, что он опрокинется, упадет спиною на землю и умрет, как зорянка, потому что истратил на песню всю свою душу, всю ее силу.
Спрятав руки в карманы и за широкие спины, вокруг него венком стоят товарищи, строго смотрят на его медное лицо, следят за рукою, тихо плавающей в воздухе, и поют важно, спокойно, как в церкви на клиросе. Все они - бородатые и безбородые - были в эту минуту похожи на иконы: такие же грозные и отдаленные от людей. Песня длинна, как большая дорога, она такая же ровная, широкая и мудрая, когда слушаешь ее, то забываешь день на земле или ночь, мальчишка я или уже старик. Забываешь всё! Замрут голоса певцов, - слышно, как вздыхают кони, тоскуя по приволью степей, как тихо и неустранимо двигается с поля осенняя ночь, и сердце растет и хочет разорваться от полноты каких-то необычайных чувств и от великой, немой любви к людям, к земле. Маленький, медный казак казался мне не человеком, а чем-то более значительным, сказочным существом, лучше и выше всех людей. Я не мог говорить с ним. Когда он спрашивал меня о чем-нибудь, я счастливо улыбался и молчал смущенно. Я готов был ходить за ним молча и покорно, как собака, только бы чаще видеть его, слышать, как он поёт...». Старинные казачьи песни
Кстати, о казачьих песнях. В них, в этих песнях, вся казачья история, география, быт, миропонимание и лирика. Мы будем давать в будущем, насколько позволит место в журнале, образцы старинной песенной сокровищницы казачества.
Как Яик-то наш, всё Яикушка, Он бежит, бежит наш быстрёхонек, Выпадал он в море синее, А на синем море часты островы, А на островах казаки живут, Казаки, братцы, народ вольный все.
Там дуван они все дуванили, Пуховой шляпой добры молодцы. Как на пай клали по пятисот рублей, Как на кон клали красну девицу; Доставалася красна-девица добру-молодцу, Добру-молодцу, разудалому.
Возговорил-то он громким голосом: «На бою ли моя голова наипервая, На дуване ли - так последняя». Как выхватывал добрый молодец саблю острую, Он и снять хочет красной девице буйну голову.
Как возговорит красна-девица добру-молодцу: «Не губи меня, красну-девицу. Во ушах у меня серьги во пятьсот рублей, На руках перстни - в целу тысячу, А сама-то я к тебе так пришла».
Одна из древнейших казачьих песен, уральского (яицкого) происхождения, сложившаяся еще в те времена, когда женщина считалась обузой для казака, которому полагалось быть холостым, ни с кем и ни с чем не связанным, подлинно вольным. г. Париж (Франция). «Общеказачий журнал» (США),
октябрь 1950 года.
Основные Законы Всевеликого Войска Донского
Такое «громкое», как многим казалось и еще продолжает казаться, название войска было принято, по повторному предложению Донского атамана генерала П.Н. Краснова, Большим Войсковым Кругом, собравшимся с 15 августа по 20 сент. 1918 года[5] в Новочеркасске. Исторически это название неголословно. Со времени существования казачества на Дону все казачьи «городки» (станицы) не только «тянули», но и беспрекословно подчинялись главному городку - столице Войска, которая и почиталась «Главным Войском»**. Здесь и собирался тот войсковой круг, который как бы олицетворял «всё Великое Войско». Это не был почетный и пышный титул, посягающий на «всевеличие», а просто обозначение всей войсковой громады. Формула обращения к кругу была с давних времен строго установленной, а именно: «Атаманы-молодцы, и всё великое Войско». «...Интересно отметить, что эта древняя формула была повторена и в грамоте круга к избранному Донским Атаманом 18 июня 1917 г. генералу A.M. Каледину. Нам кажется, нелишним напомнить и весь текст этой грамоты: «Грамота от Первого Войскового Круга всего Великого Войска Донского избранному вольными голосами Войсковому Атаману, нашему природному казаку, генералу и георгиевскому кавалеру Алексею Максимовичу Каледину. По праву древней обыкновенности избрания Войсковых Атаманов, нарушенному волею Царя Петра I в лето 1709-е и ныне восстановленному, избрали мы тебя нашим Войсковым Атаманом. Подтверждая сею грамотою нашу волю, вручаем тебе знаки атаманской власти и поручаем управление Великим Войском Донским в полном единении с членами Войскового Правительства, избранного также вольными голосами Войскового Круга. Руководством к законному управлению в Войске нашем должны служить тебе, наш. Атаман, постановления, утвержденные Войсковым Кругом в соответствии с общегосударственными законами»***. Известна трагическая судьба первого выборного на Дону атамана A.M. Каледина, покончившего с собой 29-го января 1918 г.; полонение всего Дона и его казачества большевиками, кроме юго-восточной окраины Сальского округа (калмыцких степей), где с оружием в руках защищал казачью честь и достоинство двухтысячный отряд походного атамана генерала П.Х. Попова, являвшийся по существу, да и по своему составу, продолжателем героической партизанщины полковника Чернецова. Весенние восстания станиц, сначала разрозненно, потом стихийно - «сполохом», возвращение из Задонья отряда генерала Попова, та «казачья весна», восемнадцатого года, которая, наверное, останется самой незабываемой для ее участников, освободили столицу войска - Новочеркасск, на заре 23 апреля, на первый день Пасхи. «Христос Воскресе!», - встретил город своих избавителей. Первым ворвался в него Черкасский полк из южного (бывшего Заплавского) отряда полковника С.В. Денисова.
Уже через пять дней после этого в Новочеркасске собирается «Круг Спасения Дона», заседавший с 28-го апреля по 5 мая. К этому времени восставшими казаками были очищены часть 2-го Донского, почти весь 1-й Донской и большей частью Черкасский и Верхне-Донской округа. Весь Таганрогский и части Ростовского и Донецкого округов были заняты подошедшими с запада немцами. В руках большевиков оставались Сальский, Усть-Медведицкий, Хоперский и части вышеуказанных округов. Невозможность прибытия на Круг делегатов из всех округов Войска и, как показывает само название Круга - «Спасения Дона», естественно, направляет всю его работу на мероприятия военного характера: восстанавливаются прежняя форма одежды в армии, прежние выборные власти в станицах, мобилизуется 5 призывов казачества и немедленно принимаются в казаки все участники защиты Дона от большевиков[6]. 3 мая, 107 голосами против 13 при 10 воздержавшихся, на пост временного атамана избирается генерал П.Н. Краснов, которому вручается вся полнота власти до собрания Большого Войскового Круга и защита Дона. К началу июля казачьи силы определялись уже в 50000 бойцов при 92 орудиях и 272 пулеметах против 63000 бойцов, 108 орудий и 372 пулеметов противника. В августе 1918 года вся территории войска Донского была очищена от большевиков, кроме 5 станиц восточной части Сальского округа. При таком положении Донское правительство нашло возможным распустить по домам старшие возрасты и созвать выборный Большой Войсковой Круг к 15 августа в Новочеркасске, Круг не только утвердил генерала П.Н. Краснова в должности Донского Атамана, но и произвел его (после блестящего смотра выкованной в течение только 3-х месяцев постоянной армии**) из генерала-майора прямо в генерала-от-кавалерии. Большой Войсковой Круг, заседавший в течение 35 дней, уже имел возможность не только разрешить вопросы местного характера, поставленные событиями, но и осветить идеи Государственности Дона в своих основных законах, принятых Кругом 15-го сентября 1918 года.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО***
(Нижеприводимый текст взят из сборника «Донская летопись» №1, 1923 г., издание Донской Исторической Комиссии)
ЧАСТЬ ОБЩАЯ Раздел I. - Глава I.
1. Всевеликое Войско Донское есть самостоятельное государство, основанное на началах народоправства. 2. Верховная и законодательная власть в пределах Войска Донского принадлежит Войсковому Кругу. 3. Высшая исполнительная власть во Всевеликом Войске Донском принадлежит Донскому Атаману.
4. Судебная власть во Всевеликом Войске Донском принадлежит Судебным Установлениям и лицам, осуществляющим ее именем закона.
ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ Раздел II. - Глава II. Войсковой Круг 5. Войсковой Круг состоит из членов, избираемых на три года на основании Положения о выборах. 6. Войсковой Круг созывается Донским Атаманом ежегодно на две очередные сессии, время созыва определяется самим Кругом. 7. В чрезвычайных же случаях Войсковой Круг созывается Донским Атаманом по собственному его почину или по заявлению одной четверти всего числа членов Войскового Круга. 8. Продолжительность сессии определяется самим Кругом. ГлаваIII.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.035 с.) |