Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вы уже выполнили самую сложную часть работы
Желая сохранить или перенести результаты программы воспитания, помните, что самая сложная часть – собственно программа: проявление у ребенка желательного поведения, его поощрение, закрепление и выработка привычки в определенной ситуации. Исследования показывают, что возвращаться к программе не потребуется. Хотя ничего нельзя гарантировать на 100 %, как правило, если вы работаете дома над желательным поведением в течение трех недель, затем можно приступать к воспитанию в условиях школы, два‑три дня в неделю. Возьмите за основу программу воспитания дома, но не дублируйте ее. Когда в начале 1970‑х появились, а в 1980‑е усовершенствовались методики изменения поведения, с первыми успехами появились и первые возражения. Обычно противники этих методик говорили примерно так: «Да, вы можете изменять то или иное поведение, но только в одной определенной ситуации. Исправленное поведение не будет проявляться в реальной жизни». Однако новые подходы позволили изменить поведение даже «неисправимых» людей (дети с нарушениями развития и мышления, взрослые с серьезными психиатрическими заболеваниями). Проблем в этой сфере (как и в любой другой) хватает, однако это не значит, что они неразрешимы. Всегда находятся скептики, которые говорят: «Да, вы нашли способ вылечить лейкемию у детей; а как же взрослые больные?» Проблема остается, но современные методики позволяют делать вещи, о которых ранее не могли и мечтать. Как я уже говорил, человеческий мозг настроен на негатив: мы скорее Иа‑Иа, а не Винни‑Пухи. Поэтому естественно, что люди обращают особое внимание на слабости и недостатки метода. Технологии изменения поведения – развивающаяся область. Критики были справедливы в том, что мы точно не знали, можно ли поддерживать исправленное поведение и перенести его в другие ситуации. Но теперь все сомнения в прошлом. То, что поведение и сохраняется, и переносится, – факт. Мы знаем, как это сделать. Проблема в том, что общественное мнение часто основано на неудачах в использовании методик 1970‑х, когда появилось огромное количество исследований в области поведения человека. Теперь многие специалисты по воспитанию уделяют большое внимание обучению родителей приемам, позволяющим сохранить хорошее поведение детей. Мне кажется, что я в некотором смысле вас разочаровываю, когда пишу о возможности поддержания и переноса исправленного поведения. Но это хорошая новость, даже если она противоречит вашим представлениям о поведении детей.
Глава 10. Стресс у родителей и беспорядок в домашнем хозяйстве
Представляя свой метод, я пытался сохранить баланс между идеалом и реальной жизнью. Я уже показал, как организовать программу и воспитывать детей в идеальных условиях. В значительной степени это касается начальных стадий программы, когда нужно приложить максимум усилий для ее выполнения: вы должны создать условия для проявления желательного поведения; отметить и поощрить его; выказывать энтузиазм там, где это необходимо; всегда сохранять спокойствие и т. д. Но мы все несовершенны, заняты, отягощены своими проблемами. Жизнь на грани нервного срыва не позволяет достичь идеала в применении программы. В реальной жизни этому мешает работа и другие обязанности родителей. Они могут заболеть, выйти из себя, развестись, они могут быть в конце концов заняты большую часть дня. Возьмите себя в руки. Пусть вас успокоит то, что для успеха программы достаточно временами быть в хорошем настроении, и не важно, сколько стрессоров давит на вас постоянно. Часто сама жизнь ставит препятствия на пути программы воспитания. Так давайте поговорим о стрессорах, которые давят на родителей, о влиянии стрессоров на процесс воспитания и о том, как с ними бороться.
Стресс у родителей
Функции человеческого организма и мозга в значительной степени зависят от того, как вы реагируете на окружающий мир. Под действием стресса нейромедиаторы головного мозга и гормоны запускают реакции, которые приводят к повышению частоты сердечных сокращений и кровяного давления, сокращению мышц и другим изменениям, подготавливая организм к отражению внешней атаки. Обычно это происходит очень быстро и так же быстро прекращается. Стресс не всегда является негативным воздействием, многие ситуации в жизни, волнующие и интересные события действуют подобным образом. Однако если эти мгновенные реакции слишком часто следуют одна за другой или источник стресса является постоянным, организм все время находится в состоянии повышенной бдительности. Это приводит к серьезным нарушениям – от частых простуд до тревожных расстройств и даже суицида.
Эти реакции вызываются самыми разными стрессорами. Одни события происходят в жизни редко, но вызывают сильную эмоциональную реакцию – развод, потеря работы и т. д. Другие стрессоры действуют постоянно: заболевание или психиатрическое расстройство. Между этими крайностями находятся эпизодические, повторяющиеся стрессоры: приступ депрессии, проблемы на работе. Стрессоры могут быть как негативными, так и позитивными, даже смешанными. Например, свадьба или рождение ребенка – это большая радость и вместе с тем многие заботы. Повседневные проблемы тоже являются стрессорами, которые поступают в малых дозах, но регулярно: школа, поведение, здоровье, составление и выполнение расписания занятий и т. д. Все эти мелкие стрессоры имеют склонность накапливаться и, хоть по отдельности не могут вывести организм из равновесия, вместе приводят к физическим и психологическим нарушениям. Все виды стресса – от мощного, но одноразового («Тройняшки??!!») до мелкого, но неприятного («Тысячный раз я должен чинить эту сетку на двери!») – это нормальная составляющая жизни, которая может влиять на воспитание детей. Стресс у родителей возникает из‑за самого состояния «родительства». Этот стресс «питается» вашими амбициями и ожиданиями, чувством ответственности за ребенка, а также реакцией ребенка на ваши воспитательные приемы. Нужно понимать, что само по себе событие – стрессор – только часть стресса. Важно, как человек воспринимает стресс (негативно, позитивно, нейтрально), как относится к нему и реагирует на него. Скажем, американские горки для одного человека – захватывающий аттракцион, для другого – ужас, а третьему просто неинтересно. Стресс зависит не только от его источников; его воздействие на вас зависит от вашей реакции. Яркий пример – утомительное и неприятное поведение ребенка. Это, безусловно, стресс для родителей, но его сила зависит от того, как родители воспринимают его. Как вы рассматриваете плохое поведение: как умышленные, манипуляторные действия? Или как часть нормального процесса развития личности? Если вы считаете, что ребенок намеренно раздражает вас, то он рискует быть избитым. Я встречал родителей, которые лупили младенцев за то, что «они слишком много плакали». Каждый раз выяснялось, что плач не выходил за рамки нормального: ребенок показывает, что он голоден, или мокрый, или у него режутся зубки. Плачущий ребенок, особенно ваш собственный, – универсальный источник стресса. Вопрос в том, что все по‑разному реагируют на плач. В наше время все больше людей заводят детей после того, как достигнут определенных карьерных успехов. Поэтому они воспринимают рождение ребенка и его первые годы как более сильный стресс. Многие родители хотят совместить семейную жизнь и карьеру, и ребенок должен «вписаться» в организованную жизнь. Раньше было наоборот: сначала рождался ребенок, а вокруг него выстраивалась жизнь родителей.
Плачущий ребенок, особенно ваш собственный, – универсальный источник стресса. Вопрос в том, что все по‑разному реагируют на плач.
В любой семье воспитание ребенка – дело, так сказать, нервозатратное: здоровье, благополучие и безопасность, школа, время после школы – все становится поводом для беспокойства. Стоит чаду чихнуть, и вы вызываете врача, няню же выбираете, словно главу ФСБ… Около 10 % новоиспеченных матерей и 4 % отцов‑новичков переживают серьезную депрессию после рождения ребенка. Кроме того, новорожденный может вызвать конфликт между супругами. Новорожденный изменяет весь домашний уклад, и трещинки грозят превратиться в настоящие провалы. Стресс у родителей многократно усиливается, если рождению ребенка сопутствуют медицинские проблемы (сложная беременность, недостаточный вес при рождении, физические и психические отклонения, инвалидность и другие заболевания). Это в свою очередь влияет на взаимоотношения родителей и ребенка. Например, в состоянии стресса родители с меньшей готовностью реагируют на нужды младенца, и он становится нервным и возбудимым. Все родители по‑разному реагируют на проблемы ребенка. Особенно остра реакция на «вынос сора из избы». Когда в семейные проблемы вовлекаются посторонние или поведение ребенка нарушает покой окружающих (непослушание, агрессия, гиперактивность), это вызывает дополнительный стресс. Напротив, на такие «внутренние» проблемы, как тревожные расстройства, депрессия и уход от конфликта, родители и учителя гораздо реже обращают внимание. Эти проблемы могут быть очень серьезными, однако они реже становятся источником стресса. И внутренние, и внешние проблемы могут быть мелкими или значительными, но особое внимание привлекают проблемы, которые выходят во внешний мир.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.) |