Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Ваш ребенок и внешний мир
Вы уже организовали и запустили программу изменения поведения ребенка, и она хорошо работает. Ребенок еще далек от идеала (вот уж новость: он никогда не будет идеалом!), но самые тяжелые проблемы, которые вдохновили вас на введение программы, решены. Пришло время спросить себя: «Можно ли еще улучшить поведение ребенка? Сделать так, чтобы он хорошо вел себя во всех ситуациях?» Если ответ «да», то вы продолжаете программу, ищете и устраняете «неисправности», когда это необходимо, пока не сможете уверенно ответить «нет». Если же вы считаете, что поведение ребенка больше нельзя улучшить, значит, пришло время для следующего – и, надеюсь, последнего – вопроса: «Уверен ли я, что ребенок всегда и везде будет вести себя, как нужно?» Здесь нужно выделить три отдельных задачи: 1) сделать так, чтобы ребенок проявлял желательное поведение (о чем говорилось в предыдущих главах); 2) сделать так, чтобы ребенок продолжал демонстрировать желательное поведение по завершении программы (по‑научному это называется «поддержание в рабочем состоянии»); 3) сделать так, чтобы желательное поведение проявлялось, по необходимости, в иных ситуациях («перенос», или «трансфер»). Самым важным, естественно, является первый пункт. Сначала вы организуете эффективную программу исправления поведения, и на этом этапе вас не волнует вопрос поддержания навыков, которые приобрел ребенок, или их использование в других условиях. Когда программа заработает, придет время для следующих пунктов. Поддержание и перенос – понятия, которые частично перекрываются, поэтому мы рассмотрим их в этой главе вместе. Тем не менее это все еще две отдельные задачи, и нам нужно подумать над ними в индивидуальном порядке.
Хорошее поведение навсегда
Начнем с вопросов, которые могли у вас возникнуть. Родители задают их, когда завершают начальный – самый важный – этап: добиваются от ребенка желательных действий. Они спрашивают: «Пока я вознаграждаю ребенка, он ведет себя как нужно. А если вознаграждение перестанет поступать?» Действительно, если вы начинаете программу, приучаете ребенка к тому или иному поведению, но через короткое время (несколько дней, неделя) прекращаете воспитательные действия, поведение вернется к прежнему состоянию. Вы потеряете то, чего достигли; эффект будет временным. Я не могу назвать вам обязательный срок действия программы, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей применения программы и ее участников; но думаю, что критический период составляет месяц‑два. Таким образом, если вы будете продолжать программу немного дольше, чем неделю, и все это время посвятите подкрепляемой тренировке, то желательное поведение сохранится надолго. Исследовав стадию «поддержания», я заметил, что желательное поведение сохраняется в течение года‑двух после прекращения программы.
Удивляться тут нечему. Каждый день мы убеждаемся, что закрепленное желательное поведение входит в привычку и поддерживается без особых усилий с чьей‑либо стороны. Когда поведение демонстрируется постоянно, это становится рутиной, хорошо запоминается и не зависит от периодического вознаграждения. Это касается и детей, и подростков, и взрослых (конечно, бывают исключения). Во многих ситуациях наше поведение на работе, в спортзале, в семье, в обществе (стандартная улыбка и приветствие: «Привет, как дела?») почти не зависит от немедленного вознаграждения (результата). Именно это и называется «привычкой», и она очень важна. Многие и многие результаты исследований говорят о том, что со временем поведение перестает зависеть от предшественников и результатов, которые помогали развивать его. И это верно для программы, о которой я вам рассказал. Когда вашей дочери не 3 года, а 23, вы не будете награждать ее стикером и показывать большой палец, когда она воспользуется ложкой во время завтрака и не станет хватать хлопья руками. Вы уже приучили ее к этому, и теперь желательное поведение (вместе с другими видами) не вознаграждается, но прекрасно сохраняется без особых усилий. Иначе говоря, вам может не потребоваться делать что‑то особенное для поддержания и переноса желательного поведения. Однако нередко случается так, что поведение не сохраняется и не поддерживается. Вы очень хотите, чтобы ребенок читал, учился чему‑то новому, занимался на музыкальном инструменте, но он прекращает занятия, как только вы ослабеваете контроль (больше не предоставляете предшественники и результаты). Даже те ребята, которые хорошо понимают и любят математику, не занимаются, если над ними не висят задания и экзамены. Самые одаренные музыканты, любящие свой инструмент, часто прекращают занятия, если родители больше не напоминают об уроках и не вознаграждают их. В повседневной жизни одни привычки сохраняются, другие – нет. (Например, в судебной практике до сих пор не найден недорогой и эффективный способ поощрения социально приемлемого поведения бывших преступников.)
Но когда речь заходит о детях, мы не должны просто надеяться на лучшее. Этого недостаточно ни для родителей, ни для ученых. Благодаря исследованиям, проведенным в последние 25 лет, были созданы специальные техники поддержания желательного поведения после прекращения программы и демонстрации его в разных ситуациях.
Поведение, которое выработалось у ребенка в результате подкрепляемой тренировки, часто охраняется надолго.
Основной способ изменить поведение ребенка – правильно выполнять программу воспитания. Для этого не требуются специальные стратегии, выходящие за рамки простого применения методов, о которых мы говорили, – принципов временной линии и последовательного их применения в течение нескольких недель. Поведение, которое выработалось у ребенка в результате подкрепляемой тренировки, часто сохраняется надолго. По моему опыту обычно происходит так. Мы организуем программу, родители ее выполняют, и затем мы корректируем какие‑то элементы, чтобы в целом стратегия работала. Такая программа продолжается несколько недель. Поведение исправляется, становится стабильным, и программа постепенно прекращается. Когда проблемное поведение заменяется позитивным противоположным, нет нужды снова прибегать к программе воспитания, если только проблема не возникает снова. Так должно быть. Но если вы недостаточно добросовестно выполняли программу и поведение изменилось незначительно, потом будет гораздо сложнее поддерживать желательное поведение, которое в конце концов ребенок научится демонстрировать. Иначе говоря, в начале работы вы должны «вдавить педаль в пол» и держать скорость один‑два круга: правильно и последовательно выполнять программу 2–3 недели, месяц – сколько нужно. Продолжая аналогию, вы можете убрать ногу с газа на середине круга и по инерции достичь финишной линии (об этом чуть ниже). Правильное выполнение программы частично зависит от того, насколько часто вы хвалите ребенка одновременно с назначением очков и вознаграждением, потому что похвала и внимание – столь же сильные результаты, как призы и очки, и даже сильнее. Сделайте ставку на похвалу, и желательное поведение ребенка сохранится на долгий срок, даже после того как сама программа будет прекращена. Кроме того, ребенок продолжает хорошо вести себя после отмены программы еще и потому, что поведение родителей тоже изменилось. Учатся не только дети; часто родители, изучившие принцип временной линии, начинают вести себя иначе. Они приобретают некоторые положительные «привычки», приемы воспитания. В частности, родители прекращают усугублять проблемы и больше не отдают команды, словно сержант на плацу; они не ворчат, не придираются, не критикуют бесконечно и, естественно, отказываются от рукоприкладства. Родители учатся четко формулировать желательное поведение, которое они хотят увидеть, а также похвалу; их подсказки конкретны, а поощрение позитивных противоположностей постоянно и последовательно. Можно даже сказать, что улучшение поведения ребенка «оздоравливает» обстановку вокруг него, что значит более спокойную домашнюю атмосферу, в которой родители поддерживают хорошее поведение похвалой и вниманием. И родители, и ребенок могут не осознавать этого, но их взаимное влияние помогает и дальше проявлять желательное поведение. Исследования подтверждают, что применение программы воспитания оздоровляет обстановку в семье даже в тех ситуациях, которые не были предметом воздействия принципов временной линии, и делает взаимоотношения членов семьи более доброжелательными.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.005 с.) |