Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение микросоциальных условий развития ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом. Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции. Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие: · структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная); · материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.); · краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей); · психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами; · речевая среда.[5] Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.
Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27]. Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми. Таким образом, основные задачи данного этапа обследования: · изучение условий семейного воспитания; · изучение потребности общения с близким взрослым; · изучение естественной языковой среды; · исследование эмоционального реагирования ребенка. Методы изучения: · анкетирование родителей (приложение 1.1); · анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11); · наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.); · наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1); · наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.). Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка. Условия воспитания ребенка Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М
Ключ к заполнению таблицы
Чтение детской литературы дома: - читают каждый день – +2; - читают несколько раз в неделю – +1; - читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла. Стимуляция речевого развития взрослыми: - оречевление совместных действий – +1; - учат имитировать речевые звуки в игровой форме - +1 - просят повторить, сказать – +1. Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4. Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю - +7, максимально возможное количество отрицательных баллов - - 7.
Таблица 2.1.1. О бщение родителей с ребенком (M1)
Ключ к заполнению таблицы Общение родителей с ребенком утром при расставании: - помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1. - раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2; - оставляют ребенка и сразу уходят - -1; Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком. Общение с ребенком при встрече вечером: - помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2; - интересуются у педагога, как прошел день – +2; - быстро одевают и забирают - -2; - не испытывают интереса - -1. Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком. По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное - -6.
Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)
Ключ к заполнению таблицы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.008 с.) |