Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение ребенка функциональной речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод анализа вербального поведения как составляющая АВА предлагает много удивительных техник и стратегий, чтобы помочь детям приобрести разные виды навыков. Однако особо надо отметить философию, которая стоит за этим методом — методом обучения детей речи. Навык общения не является врожденным, он формируется у каждого человека под влиянием поощрения действиями других людей. Плач — это первое проявление языка общения ребенка. Младенцы быстро усваивают, что их крик приводит к той или иной форме ответа. В зависимости от продолжительности или интенсивности эти крики могут быть использованы как сигналы взрослому взять ребенка на руки, покачать или подбросить на руках. Когда определенные типы плача позволяют ребенку получить желаемые результаты, их частота и продолжительность увеличиваются в тот период времени, когда ребенок хочет получить именно этот результат еще раз. Не случайно большинство матерей умеют различать у своих детей плач от голода, усталости, мокрых пеленок, боли. Когда ребенок издает звуки (агукает, гулит и др.), мама и папа радуются, повторяют эти звуки и делают смешные лица. Звуки, которые произносит ребенок, вызывают улыбки и другие формы внимания со стороны родителей, увеличивая вероятность, что ребенок повторит их снова. В конце концов, из этих звуков формируются звукосочетания, пригодные для использования в качестве слов. Например, мама использует слово «бутылочка», давая ребенку его бутылочку. В какой-то момент ребенок начинает использовать слово «ба», которое является звуком, приближенным к звучанию слова «бутылочка». «Ба» переходит в «баба», превращаясь затем в «бутылочку», которое означает «Я хочу бутылочку». Ребенку стало известно, что если он продолжает производить конкретный звук, он сможет получить конкретный объект. Ребенок также узнает, что, повторяя определенные сочетания звуков, такие как «мама» и «папа», он получает внимание своих родителей. Однако многие дети с аутизмом постепенно перестают реагировать так, как делали это раньше в процессе ежедневного социального взаимодействия. Это не означает, что родители не сумели построить общение со своим ребенком надлежащим образом. Это также не означает, что родители не уделяли внимание своему ребенку. Большинство родителей детей с аутизмом — любящие и внимательные. В самом деле, эти родители настоящие подвижники в том, что касается помощи своему ребенку и его развитию. Но поскольку их дети предрасположены к проявлениям поведения, продиктованного расстройствами аутистического спектра, эти родители должны понимать, как учить своих детей непосредственно навыку общения. Большинство из нас, в том числе дети с другими нарушениями в развитии, учатся говорить без специального обучения. За последнюю сотню лет мы практически не имеем исследований на тему «как научить говорить»[10]. Существующие исследования сосредоточены в основном на изучении процесса обучения детей правильной артикуляции слов, а не коммуникативным навыкам. Следовательно, родители детей с аутизмом испытывают вину и разочарование из-за своей неспособности научить ребенка этому базовому навыку. Однако за последние двадцать-тридцать лет в этой области было проведено немало исследований, особенно в том, что касается развития метода УВ. Самый простой уровень языка предполагает понимание следующей концепции: «Если я что-то сделаю, я получаю что-то взамен; если я сделаю что-то другое, то получу иной результат». Данная концепция лежит в основе всех коммуникаций, и именно эту концепцию наша команда Клозре-АВА представляет детям, которым мы помогаем. Помните, мы говорили о том, что каждая форма общения имеет свою функцию? Если вы обратитесь к классификации типов вербального поведения Скиннера, вы увидите, что концепция «Делать что-то для того, чтобы получить что-то» будет классифицирована как навык выражения просьбы. Выражение просьбы — это способность запрашивать предмет, занятие или информацию, которые вы хотите получить. Концепция «Если я что-то сделаю, я что-то получу» попадает в эту категорию. Например, если я говорю: «Дайте, пожалуйста, мне воды», я наверняка получу воду. Если я указываю на жевательную резинку на столе и говорю: «Резинка», я, скорее всего, ее получу. Это очень простая идея, к пониманию которой, однако, многие дети с аутизмом не могут прийти самостоятельно. Важно не только разделить навык общения или выражения просьбы на этапы, чтобы научить ребенка просить, важно также разбить этот процесс на уровни и осваивать каждый из них поочередно. Можно выделить несколько подходов к выделению уровней приобретения навыка выражения просьбы (требования). Подход, с которым мы работали в Кпозре-АВА, включал следующие уровни требований: 1. Плач, чтобы получить желаемый объект. 2. Плач вблизи желаемого объекта. 3. Притягивание кого-либо за руку к желаемому объекту. 4. Указание на желаемый объект. 5. Использование альтернативной коммуникации (язык жестов), чтобы получить желаемый объект. 6. Использование неточно произнесенного слова или звука для получения объекта. 7. Использование в качестве просьбы правильно произнесенного слова. 8. Произнесение простого предложения. 9. Просьба в форме развернутого предложения, содержащего описание предмета. 10. Упоминание о желаемом предмете как способ Независимо от того, сколько лет вашему ребенку и насколько развита его речь, он будет находиться на одном из этих десяти уровней выражения своих потребностей. Многие дети способны только плакать или устраивать истерику, когда они хотят что-то получить. Другие сумели преодолеть часть уровней и способны указать на предмет или привести родителей к предмету, который они хотят получить. Независимо от того, какому уровню соответствуют навыки вашего ребенка, вы можете использовать доступные сегодня стратегии, позволяющие вам помочь вашему ребенку перейти с одного уровня на следующий. Обучение детей говорить начинается с самого первого шага — с представления простой концепции: «Если я что-то сделаю, я получу что-то; если я сделаю что-то другое, я получу что-нибудь другое». Если ваш ребенок способен копировать вашу речь, вы можете помочь ему произносить слова, а затем подкреплять использование этих слов различными предметами, которые он хотел бы получить. Это станет началом введения в концепцию «Сделать — значит получить». Однако если ваш ребенок не может повторять слова, вам следует предпринять подготовительный шаг и использовать его в качестве перехода к устной речи. Такой переход является своеобразным мостом и включает использование некоторых элементов вспомогательной системы коммуникаций (Аи§теп1а-11Уе Соттшпсайоп 8у$1ет). В большинстве случаев при работе с неговорящим ребенком лучшим мостом оказывается язык жестов. Язык жестов способствует общению благодаря обмену обоюдно понимаемыми движениями тела. Трудно, практически невозможно использовать полную физическую подсказку, чтобы заставить человека говорить. Таким образом, подкрепить речь неговорящего ребенка кажется невозможным. Здесь мы заходим в тупик, так как только то поведение, которое подкрепляется, имеет тенденцию учащаться в будущем. Но метод анализа вербального поведения использует мотивации и подкрепление таким образом, что помогает нам решить эту проблему. Если ребенок не говорит, необходимо создать сильную мотивацию для общения. Единственный способ создать сильную мотивацию заключается в использовании подкреплений. Язык жестов и знаков может быть хорошим переходным этапом к разговорной речи, так как реализуется в такой форме общения, которую легко подсказать и, следовательно, легко подкрепить. Поскольку вы можете физически помочь ребенку выполнить жест, а затем подкрепить его, пока ребенок не способен копировать ваши слова, то язык жестов оказывается лучшим способом показать ребенку важность общения. Начните с управления окружающей обстановкой, насыщая ее предметами, которые ваш ребенок, вероятно, хотел бы получить и для обладания которыми он, может быть, постарается выразить просьбу. Храните эти предметы вне пределов его досягаемости. Подождите, пока мотивация ребенка получить какой-то из предметов возрастет до такой степени, что он попытается достать этот предмет. В этот момент привлеките внимание ребенка и покажите какой-нибудь простой жест по вашему выбору, который он мог бы имитировать (повторить). Затем помогите ему воспроизвести нужный жест самостоятельно, используя полную физическую подсказку. Сразу же подкрепите успешное выполнение этого жеста, дав ребенку предмет, который он стремился получить. Если он потянется к другому предмету, снова покажите жест, а затем попросите ребенка повторить этот жест. По завершении подкрепите выполнение инструкции предметом, который он попросил. При достаточном количестве повторений эта процедура становится эффективной для каждого ребенка. Поскольку вы предполагаете использовать язык жестов только в качестве временного этапа на пути освоения разговорной речи, убедитесь, что выбранные вами жесты ассоциируются со звуковым обозначением предмета по крайней мере три раза в течение каждого обучающего блока: произносите то слово, которому вы хотите научить ребенка, первый раз, когда вы показываете ребенку жест; второй раз, когда вы физически помогаете ему сделать жест; и третий раз, когда вы даете ему подкрепление. Как только процедура станет привычной для ребенка, желание получить подкрепление будет мотивировать его помочь вам ускорить процесс использования жеста. Первый шаг со стороны ребенка к независимому использованию жестов — это его желание предложить вам свои руки, чтобы вы могли подсказать и помочь ему. В конце концов, вы сможете почувствовать, как он помогает вам сделать жест. Когда это произойдет, наступит время, чтобы начать использовать частичную физическую подсказку, чтобы ребенок учился работать самостоятельно. Помните, что использование частичной физической подсказки требуется для помощи в начале и середине процесса, однако вам следует позволить ребенку завершить работу над навыком самостоятельно. Некоторые дети начинают имитировать подсказку самостоятельно, то есть без помощи взрослых, уже после нескольких уроков. У других это может занять несколько месяцев. Независимо от того, сколько времени требуется ребенку, чтобы начать имитировать ваш жест самостоятельно, вам необходимо начать процесс обучения спонтанному (по собственной инициативе) использованию языка жестов. Спонтанное использование языка у детей с аутизмом часто задерживается. Путь от навыка выражения просьбы, показанного с вашей помощью, до навыка, показанного спонтанно, может быть очень долгим. Один из способов ускорить этот процесс — не задавать вопрос «Что ты хочешь?». Этот вопрос на самом деле является косвенной вербальной подсказкой; весьма вероятное возникновение у ребенка зависимости от этой подсказки может существенно задержать переход к спонтанному языку. Стоит воздержаться от вопроса и подождать, пока ваш ребенок с помощью взгляда, звука или попытки дотянуться до предмета продемонстрирует желание получить что-либо. И тогда сразу же начните обучение жесту, повторяя название предмета три раза. Приведем пример обучения языку неговорящего ребенка, который изучает язык жестов для формирования просьбы получить печенье.
Ребенок: тянется к печенью. Мама: пресекает действия ребенка и показывает жест «печенье», внятно произнося: «Печенье». Мама: использует полную физическую подсказку, чтобы помочь ребенку сделать жест «печенье», затем еще раз четко произносит: «Печенье». Мама: подкрепляет ребенка печеньем, произнося слово «печенье» в третий раз.
Помните, что задавать вопрос «Что ты хочешь?» нужно тогда, когда вы не знаете, что ребенок просит в данный момент. Если вам известно, что ребенок хочет, начните обучать выражению просьбы, произнося только название этого предмета. Когда ребенок готов перейти от проявления навыка с вашей подсказкой к спонтанному проявлению навыка, вы должны увеличить время между инструкцией и подсказкой. Ожидание увеличит мотивацию ребенка попытаться найти способы, чтобы скорее получить желанный предмет. Это, в свою очередь, приведет к тому, что он попытается «перескочить» к той части процесса, где будет в состоянии показать жест самостоятельно, без подсказки. Когда это произойдет, подкрепление должно быть очень интенсивным и радующим ребенка. Есть много способов сделать процесс обучения жестам легким для вашего ребенка, в то же время существует много способов его усложнения. Не пытайтесь пробовать применять эти способы самостоятельно без предварительного изучения или консультации квалифицированного специалиста. Первое правило при обучении языку жестов — обучать, следуя мотивации вашего ребенка. Выучите жесты для любимой еды и напитков, а также для игрушек или занятий, которые он любит, таких как батут, качели или видео. При обучении используйте предельно конкретные обозначения: «сок», «молоко», «вода», а не общие понятия, такие как «пить» и «не пить». Избегайте обучения жестам, обозначающим конкретных людей, остерегайтесь обучить ребенка таким жестам, как «больше», «хочу», «да», «нет», «еще», «пожалуйста», пока репертуар вашего ребенка не станет достаточно большим. Такие просьбы, как «больше» или «пить», не имеют определенного значения и мешают вашему намерению облегчить процесс общения. И уж точно ничего хорошего не будет в том, если ваш ребенок начнет ходить по дому, повторяя жест «больше, больше, больше», а вы не будете понимать, чего же он хочет. Если ребенок сначала выучит слова «да» и «нет», вам придется целый день предлагать ему предметы, выслушивая его согласие или отказ, к тому же у него не будет мотивации научиться правильно просить то, что он хочет получить. Другой жест, изучение которого мы предлагаем отложить на некоторое время, — это «туалет». Обучать этому жесту очень нелегко, разве только ребенок очень мотивирован в использовании туалета и вы согласны ждать, пока он сделает жест, прежде чем вы разрешите ему им воспользоваться. Всегда учите ребенка больше чем одному жесту, особенно в начале обучения. Иначе может случиться, что первый выученный жест станет универсальным знаком для понятия «я хочу». В Клозре-АВА мы всегда пытаемся обучать детей пяти разным жестам параллельно. Однако в зависимости от ребенка мы можем начать с трех или даже с десяти. Наконец, остерегайтесь «прокрутки» (8сгоШп§). Прокрутка — это процесс изображения, или прокручивания, ребенком всех жестов одного за другим в попытке быстрее получить подкрепление. Это распространенная проблема, но ее легко устранить. Будьте тверды, когда останавливаете ребенка, как только он начинает прокрутку, и помогите ему начать складывать нужный жест с самого начала. Дополнительное время, которое будет затрачено на повтор и отдалит получение подкрепления, мотивирует ребенка постараться сделать жест правильно с первого раза. Подкрепление должно предоставляться только за правильно выполненный жест без попыток «прокрутки». При обучении ребенка общению с помощью языка жестов важно помнить, что его жесты предназначены только для перехода к разговорной речи. Не позволяйте вашему желанию обучать стать случайной причиной ослабления естественных попыток ребенка использовать звуки. Как только вашему ребенку станет понятна концепция выражения просьбы, он может начать использовать звуки вместе с жестами или вместо них. Независимо от аккуратности выполнения жеста важно поощрять звуковые попытки сразу, как только они случаются, и делать это интенсивно. Это приведет к новым попыткам использовать звуки в будущем. Однако если вы не наблюдаете прогресса в использовании ребенком разных звуков в сочетании с разными жестами, необходимо продолжать обучение, как было показано выше. Обучение словесному подражанию тех детей, которые не пытаются повторять слова за взрослыми по естественному побуждению, становится отдельной важной частью обучения. В то самое время, когда вы учите ребенка выражать просьбу с помощью языка жестов, необходимо начать работу и над словесной имитацией. Научить ребенка подражать звукам вначале бывает очень трудно. Однако очень многие дети быстро достигают успеха в этой области, как только они понимают, чего вы от них хотите. Процедура обучения ребенка звуковой имитации (подражанию разговорной речи) предполагает его вовлечение в очень интересную и захватывающую игру. И в тот момент, когда ваш ребенок очень заинтересован в игре, прекратите общение и произнесите звук, который вы хотели бы от него услышать. На первых порах вы должны подкреплять любую попытку вокальной имитации. Для этого просто сразу же продолжите занимательную игру. После того как ребенок станет регулярно использовать этот первый звук, старайтесь подкреплять только звуки, близкие по звучанию к первоначальному образцу. Когда ребенок сможет издавать звук, похожий на ваш, начните использовать его в качестве инструкции и подкрепляйте теперь только правильную имитацию как ответ на вашу инструкцию. Вопрос, с каких именно звуков начинать обучение, до сих пор является предметом споров. Хороший логопед может подсказать вам, какие звуки ребенку будет легче воспроизводить в начале обучения. Не забывайте о главной цели любого учения АВА/УВ — ребенок должен чувствовать, что в большинстве случаев он достигает успеха. Если вы считаете, что вербальная имитация слишком сложна для него, начните со звуков, которые ребенок знает и часто повторяет. Ваша первоначальная цель заключается в том, чтобы ребенок повторял звук в ответ на вашу просьбу. Хотя в ваши занятия должны быть включены и вербальная имитация, и умение выражать просьбу, обучать им надо раздельно. Обучая имитации, вы можете использовать любые комбинации звуков, тогда как при обучении навыку просить о чем-либо вы должны использовать только названия предметов, которые ребенок должен знать, чтобы выразить просьбу. Другими словами, обучайте умению выражать просьбу в естественной обстановке, когда ребенок действительно хочет получить предмет, который просит. Имитации же можно обучать с помощью метода интенсивного обучения на основе других мотиваций для побуждения ответа. После того как ребенок будет в состоянии произнести достаточное количество различных звуков и может использовать язык жестов спонтанно и последовательно с целью попросить 15 или более различных предметов или видов деятельности, вы можете начать работу над навыком выражения просьбы с частичным использованием слов или звуков (уровень 6 в методике обучения выражению просьбы). Обучение ребенка стихийно просить о чем-либо предполагает, что вы должны сделать паузу, перед тем как дадите подсказку. И наоборот, обучение ребенка использованию звуков, чтобы попросить что-либо, предполагает, что вы выдержите паузу, прежде чем дадите ребенку подкрепление. Как только вы чувствуете, что ребенок ожидает от вас подкрепления, после того как он стихийным жестом попросит о чем-то, вы можете сделать паузу, давая ему возможность добавить к жесту некоторый звук, и потом подкрепить поведение. Это легко можно сделать, удерживая подкрепление на виду у ребенка, произнося его название и помогая ребенку повторить. Поскольку вы работаете над вербальной имитацией отдельно, вашему ребенку потребуется время, чтобы понять, чего вы добиваетесь, и попытаться повторить звук. В начале обучения вы можете выбрать любой звук и подкреплять его воспроизведение ребенком. Со временем вы будете моделировать звуки, более четкие по звучанию и более сложные для произнесения. Звук будет даваться ребенку все лучше, если вы продолжите осторожно отдалять подкрепление, пока ребенок не произнесет близкий по звучанию звук. Как только ваш ребенок сможет приблизительно повторить единичное слово, чтобы попросить свою любимую вещь, необходимость использовать язык жестов отпадет, и ваш ребенок должен будет отказаться от использования жестов. Однако эти жесты-знаки часто выступают в качестве помощников для ребенка, когда он не может вовремя вспомнить нужные слова. Как только ребенок попросит вещь, используя слова и вербальную имитацию, эти новообретен-ные навыки можно применять для обучения другим функциям языка, таким как обозначение предметов, умение отвечать на вопросы, распознавать предметы по признакам, функциям и виду, то есть интравер-бальной функции языка. Обучение вербальной имитации, которая обычно используется с методом перехода, будет рассмотрено в главе 13. Эффективность АВА/УВ заключается в том, что программа использует естественно возникающую мотивацию ребенка сначала для того, чтобы побудить его что-либо получить или что-либо сделать, а затем для того, чтобы обучить все более сложным способам выражения потребностей в предметах или видах деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.009 с.) |