Семь ступеней формирования учебного контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семь ступеней формирования учебного контроля



 

• Ступень 1. ваш ребенок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.

Любая вещь, с которой ваш ребенок любит играть, 'способна служить для ребенка потенциальным под­креплением при проявлении желательного поведения. Ваш контроль над этими предметами имеет важное значение на раннем этапе формирования учебного контроля. Это не значит, что ребенок будет полностью лишен этих привлекательных объектов. Наоборот, У него должна быть возможность получить их, если он станет следовать простым инструкциям и вести себя хорошо.

Именно вы создаете обстановку, окружающую вашего ребенка. Вы выбираете, что ему купить, что надеть, на чем спать и что есть. Как родитель, вы от­ветственны за решение приобрести что-либо, когда он нуждается в этом, и удалить то, в чем у него нет необходимости. Это происходит независимо от того, используете ли вы это обстоятельство при обучении ребенка.

Первая ступень формирования учебного контро­ля — это принятие решения о том, какие из окружаю­щих предметов ваш ребенок может использовать и что он должен сделать для того, чтобы вы предоставили ему эту возможность или лишили его этой возможно­сти. Чтобы ограничить доступ к подкреплению (вещи или игрушке), положите привлекательные для ребенка предметы в такое место, откуда они будут ему видны, но в то же время окажутся недоступны для него. Убе­дитесь, что ребенок знает, где теперь находятся эти предметы. Для маленьких детей можно использовать прозрачный контейнер, для детей постарше подойдет шкафчик или ящик с замочком. Постарайтесь не уби­рать предмет, когда ребенок с ним играет, даже если это означает, что вам надо дождаться, пока ребенок уснет или покинет комнату.

Контроль над подкреплениями очень важен уже в самом начале работы с ребенком. Как только вы ви­дите, что ребенок теряет интерес к подкреплению, вы должны его сразу убрать. Если вы заметите, что ре­бенок пытается получить какой-либо предмет, играет с ним, держит в руке или рассматривает что-то, что вы не считали привлекательным для ребенка и к чему не планировали ограничить доступ, запишите это и, как только он закончит играть, уберите предмет в недоступное для ребенка место. В этом случае вы сможете использовать этот предмет позже как воз­можное подкрепление.

Если у вашего ребенка есть любимые занятия, по­думайте, как вы могли бы контролировать их. Батуты можно повесить на стену, шторы могут быть задер­нуты, качели могут быть подвешены и не доступны, когда не используются. Как только вы получили пол­ный контроль над доступом ребенка к излюбленным предметам и занятиям, вы можете начать использо­вать эти предметы по собственному усмотрению, основывая свое решение на инструкциях следующих ступеней.

 

• Ступень 2. Докажите ребенку, что с вами инте­ресно. Каждый эпизод общения должен привносить новый опыт в жизнь ребенка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребенок следовал вашим указа­ниям по своему желанию и хотел проводить с вами как можно больше времени.

' Лучшие программы АВА/УВ отводят процессу отождествления/ассоциации обучающего с удоволь­ствием от занятий и подкреплением приблизительно 75% времени, предназначенного для общения с ре­бенком. Этот процесс должен основываться на моти­вации ребенка и включать язык невербального обще­ния и повествовательную речь.

Повествовательная речь сообщает ребенку о ва­ших мыслях и чувствах, не требуя от него никакой реакции. Называйте предметы, с которыми играет ребенок, его действия, свои и его чувства: «Это мяч. Он большой и красный. Мы играем в мяч. Мне нра­вится играть с тобой!» Вам необходимо учить ребен­ка повествовательной речи, моделируя ее в процессе вашего общения. Вы должны уметь делиться мысля-ии, идеями, используя смешные ситуации, не боясь токазаться глупым и не требуя ничего взамен.

Чтобы сформировать в сознании ребенка связь иежду вами и подкреплением, следуйте интересам вашего ребенка и дайте ему возможность играть с лю-5ым предметом, игрушкой так долго, как только вы можете находиться с ним. Сделайте игровое время ре-Зенка привлекательным для него потому, что вы часть этого времени. Если ребенок хочет слушать музыку, вы должны быть тем, кто даст возможность ее послу­шать. В процессе прослушивания вы можете держать его на руках, прыгать и танцевать с ним. Если ребенок захочет уйти, начнет играть с другой игрушкой или перестанет слушаться, вы можете выключить музыку. Но как только он вернется в комнату или перестанет капризничать, сразу же снова включите музыку.

Помните, на начальной стадии обучения и уста­новления учебного контроля важно продемонстриро­вать ребенку, что вы включите музыку, как только он вернется в комнату или прекратит вести себя плохо. Другая прекрасная возможность для отождествления себя с подкреплением — когда ребенок раскачивает­ся на качелях. Вы можете сделать это занятие более интересным, играя с ребенком, пытаясь поймать его или пощекотать во время раскачивания. Попробуйте раскачать его сильнее или закрутить на качелях. При­творитесь, что уклоняетесь от качелей в последнюю секунду. Понаблюдайте, что заставляет его улыбаться, и это поможет вам сделать простое занятие в вашей компании более привлекательным, чем без вас.

Связывайте свое присутствие с наиболее сильны­ми подкреплениями. Записывайте все предметы и за­нятия, которые интересны ребенку, и подумайте, как сделать их более привлекательными. Постарайтесь, чтобы он получал все больше удовольствия от занятий с вами — такого удовольствия, которое он не мог бы получить, играя в одиночестве. Постарайтесь, чтобы эти занятия ему не надоедали. Это иногда намного труднее, чем кажется. Если вы не умеете играть с ре­бенком, вы должны учиться этому. Это просто необхо­димо, чтобы стать хорошим учителем.

 

• Ступень 3. Покажите ребенку, что вам можно доверять. Всегда говорите то, что думаете, и имейте в виду то, что говорите. Если вы даете ребенку ин­струкцию сделать что-либо, не давайте ему подкреп­ления, пока он ее не выполнит. Эта ступень разреша­ет вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость.

Общаясь с ребенком, вы должны использовать командный язык (1трегаПуе Ьап§иа§е) только в тече­ние 25 % от всего времени общения и только когда вы не вовлечены в процесс увлекательных занятий с ре­бенком. Командный язык — это форма обращения к ребенку, когда вы ожидаете от него какой-то реакции (слова, жеста, действия). Прежде чем что-либо потре­бовать, вы должны понять, что именно хотите услы­шать в ответ, чего именно вы ждете от ребенка.

Поощрять следует только приемлемый, с вашей точки зрения, отклик на ваши инструкции. Во вре­мя учебного процесса не подкрепляйте ребенка за попытки уклониться от обучения. Когда вы предь, являете распоряжение или инструкцию (их называю} также дискриминативными стимулами), вы должны ожидать от ребенка выполнение этих распоряжений или инструкций. Дискриминативный (определенный) стимул (018спгшпапуе 8т.птш1ш, 8°) — это сигнал означающий, что подкрепление доступно. Когда вы используете подкрепление в образовательных целях, ваши инструкции являются указателями, которые дают сигнал ребенку, что определенный тип поведения при­ведет к положительному результату, другие же — нет. Вы не должны предоставлять ребенку подкрепление, пока он не ответит на ваш сигнал правильно.

Если вы не поощряете моменты, когда ребенок игнорирует ваши инструкции, рано или поздно он выберет обучение (последует инструкциям), так как вы подкрепляете такой выбор. И чем последователь­нее вы будете, тем чаще ребенок станет выбирать, обучение.

Выраженные командным языком требования ребе­нок должен слышать от вас в течение всего дня в раз­ных ситуациях. Иногда вы можете обучать ребенка в тот момент, когда он хочет посмотреть телевизор — в этом случае вы включите телевизор, только если ребенок выполнит инструкцию, и через некоторое время незаметно выключите, чтобы дать следующую инструкцию. А когда он хочет прыгать на батуте, вы можете учить его на полу, используя доступ к батуту как подкрепление. Если ребенок хочет есть чипсы, вы можете обучать его чему-либо на кухне, подкрепляя его хорошее поведение любимыми чипсами. Место, где будет проходить обучение, не имеет значения. Соб­ственно, вы должны намеренно стремиться обучать ребенка в любой ситуации и в разное время дня. Са­мое важное, чтобы он участвовал в процессе обуче­ния по собственному желанию и чтобы у вас было много возможностей обучать его разным навыкам в течение дня.

Вид подкрепления, который вы используете в ра­боте над навыком, должен зависеть от текущей моти­вации ребенка — от того, что он хочет получить или чем он хотел бы заняться в данный момент.

Помните, дать подкрепление — это не значит про­сто дать что-то, что ребенок любит, после того как он выполнит ваше указание. Скорее, это создание обсто­ятельств, которые повысят вероятность выбора ребен­ком подобного поведения в будущем. Внимательно контролируя окружающую ребенка обстановку (сту­пень 1) и создавая приятную игровую атмосферу, вы станете самым сильным постоянным подкреплением (ступень 2) для вашего ребенка. При этом вы будете продолжать использовать другие любимые предме­ты в качестве подкрепления, открывая доступ к ним только тогда, когда работа хорошо выполнена.

Имейте в виду: предметы и занятия, которые вли­яют на текущее поведение вашего ребенка, часто бу­дут не теми, которые вы планировали использовать. Подкрепление работает только тогда, когда напрямую влияет на повышение вероятности повторения пове­дения в будущем. Не зацикливайтесь на предлагае­мых примерах или еде, чтобы подкреплять поведение своего ребенка в определенных учебных ситуациях.

Выбор подкрепления должен быть сделан на основе наблюдения за тем, что ваш ребенок предпочитает в данный момент. Попробуйте не рассматривать под­крепление как конкретный предмет. Представьте его как свободные потоки привлекательных предметов и позитивного опыта, движущиеся навстречу друг другу между вами и ребенком.

Чтобы говорить то, что вы подразумеваете, и под­разумевать то, что вы говорите, вы должны очень тща­тельно подбирать слова. Если вы задаете ребенку во­прос, он должен иметь возможность на него ответить. Помните, вы должны уважать решение ребенка, даже если это идет вразрез с идеями вашего преподавания. Это означает, что вам надо продумать возможные от­веты до того, как вы зададите вопрос. Например, вы спросили ребенка, хотел бы он работать с вами или нет, и получили отрицательный ответ. Ответ ребенка не является неправильным. На самом деле вы дали ему возможность выбора: работать или не работать. Он выбрал не работать. Вы должны понять, что это было ваше решение — поставить вопрос таким об­разом вместо того, чтобы дать четкую инструкцию, и что именно это и создало проблему. Вы можете из­бежать излишней запутанности, используя более точ­ные инструкции.

Говорите то, что имеете в виду, и имейте в виду то, что говорите. Если вы хотите, чтобы ребенок сде­лал точно то, что вы просите, используйте прямые ин­струкции. Когда вы говорите: «Сядь», «Иди ко мне» или «Сделай так», вы должны всегда дожидаться со­ответствующей реакции от вашего ребенка. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы дае­те ему конкретную инструкцию «Сядь», вы не долж­ны давать ему мяч, пока он не выполнит инструкцию. Если он не садится, придержите мяч и другие формы подкрепления до тех пор, пока он не выполнит инструк­цию. И наоборот, если вы спросите, хочет ли ребенок подойти и присесть, вы должны уважать его решение не подходить, и тогда мяч и другие предметы под­крепления должны оставаться доступными для него.

Помните, что первая ступень требует комплексно­го ограничения подкреплений. Если у вас в руках мяч, которым хочет поиграть ваш ребенок, и рядом боль­ше нет ничего из того, что ему хотелось бы иметь, он в конце концов самостоятельно решит сесть только ради того, чтобы получить доступ к мячу.

Постарайтесь найти пути, чтобы предложить боль­ше подкреплений, когда ребенок показывает навык без вашей помощи, и меньше, когда вы помогаете ему дать правильный ответ. Например, в ситуации, когда вы попросили ребенка сесть и ему требуется какое-то время на то, чтобы подойти к вам и выполнить ин­струкцию с вашей помощью, вы можете попросить его выполнить еще что-то быстро до того, как дадите ему мяч. Однако если он немедленно подходит к вам и садится без вашей помощи, вы можете поднять его на руки, пощекотать, поиграть и, конечно же, дать мяч.

Необходимость подсказки или повторения ин­струкции могут указывать либо на то, что ценность общения с вами недостаточно велика, либо на то, что вы каким-то образом провоцируете его попыткууклониться от выполнения задания. Возможно также, что ребенок никогда и не был заинтересован в таком подкреплении (например, в мяче). Может случиться, что причиной игнорирования ребенком ваших слов стал факт быстрого повторения вами инструкций. Чтобы избежать необходимости чрезмерных подска­зок, вам надо постараться определить и закрепить мотивацию ребенка (его желание делать что-либо) до того, как озвучите инструкцию. Если же вы получи­те отрицательный ответ, придется пересмотреть свои слова и действия. Эту тему мы обсудим в главе 6.

 

• Ступень 4. Покажите ребенку, что только следуя вашим инструкциям, он сумеет получить то, что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремление участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.

Когда вы установите контроль над предметами, или событиями, которые подкрепляют поведение, вы можете начать использовать их в процессе обучения и поддержания приемлемого поведения. Эффективно следовать этому поможет принцип Премака (Ргетаск'к Ргикпрю)[7]. В нашем случае этот принцип означает, что ребенок должен следовать указанию или вести себя хорошо до того, как вы разрешите ему получить то, что он хочет. Принцип Премака еще известен как

«правило бабушки»: «Прежде чем получить десерт, ты должен съесть свой ужин».

Чтобы ребенок научился следовать этому прави­лу, вы должны каждый раз инструктировать ребенка до того, как дадите ему что-либо, что он очень хочет от вас получить. Ваши распоряжения должны звучать так: «Сначала выброси это в мусор» или «Садись, и я тебе это достану». Чем больше возможностей вы используете для подкрепления поведения ребенка чем-то, что ему нравится, и в случае, когда он выпол­нил ваши указания или продемонстрировал хорошее поведение, тем быстрее он научится понимать, что следовать правилам — это лучший способ получить желаемое.

Не поддавайтесь искушению спрашивать ребен­ка, что он хочет, до того, как вы объясните ему тре­бования, необходимые для выполнения задания. Даже если вы считаете приемлемым для себя попросить ребенка сделать что-то прежде, чем выполнить его просьбы, старайтесь избегать шаблона «если... то...». Такой прием — быстрый путь к тому, чтобы получить от ребенка то, что вам надо, но впоследствии он мо­жет привести к проблемам и ограничениям.

Всегда лучше сделать ребенку сюрприз, давая ему предмет или предлагая занятие, которое, по вашему мнению, он хотел бы получить, уже после того, как предпочтет приемлемое поведение нежелательному. Использование заявления «если... то...» не помога­ет ребенку сделать правильный выбор. Наоборот, оно провоцирует его начать пререкания с вами. Он может решить участвовать в общении с вами только после того, как оценит, стоит ли награда того, чтобы следо­вать вашим указаниям. Заявления «если... то...» осла­бляют ваш контроль над процессом общения и пере­дают его ребенку.

Меньше всего вы хотели бы, чтобы ваш ребенок начал оценивать, сколько усилий он должен прило­жить для того, чтобы получить обещанную вами на­граду. На практике разница может выглядеть неулови­мой, однако она чрезвычайно важна. Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал приемлемые типы поведения потому, что они всегда в его собственных интересах. Это относится ко всем людям и работает в том случае, когда подкрепление проявленного поведения разно­образно и непредсказуемо.

Чтобы быстро пройти первые ступени раннего этапа овладения учебным контролем, предоставьте ребенку в течение дня сотни возможностей выбирать приемлемые типы поведения, основанные на ваших инструкциях, немедленно подкрепляя каждый пра­вильный выбор поведения. Как только вы получите контроль над видами подкрепления поведения ваше­го ребенка, вам будет легче предоставить ему воз­можность следовать вашим инструкциям. Поскольку у вас есть контроль над его любимыми предметами и занятиями, ребенок должен прийти к вам, чтобы по­лучить то, что он хочет. И когда он придет, вам оста­нется лишь попросить его вначале что-либо сделать. Это может быть просто просьба возвратить игрушку, с которой он только что играл, дотронуться до соб­ственного носа, выключить телевизор или повторить просьбу, используя более приемлемые слова.

Начните с простых задач. Будьте осторожны, да-ваЯ указания, для выполнения которых у вас нет под­сказки. Невербальным способом, таким как мотор­ная имитация (воспроизведение с помощью жестов), можно сопроводить инструкции, которые требуют вербального ответа. Используйте подсказки с учетом уровня развития навыков вашего ребенка и его жела­ния участвовать в общении с вами. Если ваш ребенок отказывается участвовать или не может говорить, вы не можете помочь ему захотеть сделать это. Вам оста­ется только ждать или уступить.

Напомню, что выполнение инструкций должно быть в радость ребенку. Чтобы добиться этого, ин­струкции учебного контроля должны заканчиваться игрой и общением: можно пощекотать ребенка, по­хвалить, «ударить по рукам». Способы подкрепления поведения, включая похвалу, описаны в главе 7.

 

• Ступень 5. Используйте метод подкрепления. На ранних этапах овладения учебным контролем ис­пользуйте подкрепление каждый раз, как только полу­чаете положительную реакцию на ваши инструкции. Постепенно перейдите к возрастающему перемен­ному соотношению подкрепления (УапаЫе КаПо ог* КеттЪгсетепт.).

Постоянное подкрепление для усиления поведе­ния важно потому, что ваш ребенок должен понять, что в результате определенного поведения он получит то, что хочет. Поведение людей предсказуемо, когда речь идет о вознаграждении. Другими словами, мы все выбираем те типы поведения, которые в итоге приведут нас к возможности получить желаемое под. крепление. Даже если это всего лишь чувство гордо, сти за наши достижения, такая награда будет лежать в основе того, что мы делаем.

Понимание того, что правильный выбор пове­дения ведет к хорошему вознаграждению, появится только в том случае, если каждый правильный выбор завершится положительным результатом. Поскольку большинство этих решений основаны на выполнении инструкций, которые вы даете ребенку, он увидит, что следование инструкциям есть необходимое условие получения награды. Связь между четкой инструкци­ей и правильным выбором типа поведения, ведущим к эффективному вознаграждению, не останется неза­меченной для ребенка, который знает, как получить то, что он хочет.

Ребенок учится понимать, что это в его инте­ресах — слушать ваши распоряжения и правильно, на них реагировать, и поэтому он будет стараться сде­лать то, что вы хотите от него получить. В конечном счете он начнет сам приходить к вам за возможностью учиться, потому что он знает — это первый шаг к его любимым вещам.

Осознание важности присутствия других людей — первый шаг к выходу из рамок аутизма. Но такое осо­знание придет только в том случае, если вы постоян­но делаете все для того, чтобы ваш ребенок, следуя вашими указаниям, сумел быстро получить награду. Это означает, что вы должны постараться не оставить ни единого случая более-менее хорошего ответа ва­шего ребенка без подкрепления. Всегда можно как-то

ооШРить ребенка: пощекотать, покрутить в воздухе или просто крепко обнять. Подкрепляя желательное поведение всякий раз, вы заявляете, что в подобных сйтуациях вы хотите снова видеть именно такое по­ведение. Как только ваш ребенок поймет это, он также осознает, что отсутствие подкрепления означает, что вы не хотите видеть это поведение впредь.

Если вы овладели учебным контролем, вы може­те медленно начать процесс уменьшения количества подкреплений за определенное количество правиль­ных ответов. Соотношение «ответ-подкрепление» — это количество приемлемых ответов ребенка, необхо­димое для получения им одного подкрепления.

Чтобы увеличить соотношение ответ-подкрепле­ние (то есть создать режим более редкого подкрепле­ния), вам надо перейти от подкрепления каждого от­дельного ответа (1:1) к подкреплению каждого вто­рого, третьего и даже четвертого ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции. В ко­нечном счете, вы можете ждать дольше. Когда ребе­нок проявляет желание принимать участие в учебном процессе, переходите от соотношения один к одному (одно подкрепление на каждый ответ) к переменно­му соотношению (УапаЫе Капо, УК) — два к одному или три к одному. Это означает, что в среднем вы будете поощрять два или три положительных отве­та ребенка каким-либо материальным предметом. Дальше вы можете перейти к подкреплению в сред­нем каждых пяти положительных ответов. И нако­нец, перейдете к соотношению десять к одному или больше.

Причина, по которой мы используем переменное соотношение подкреплений, в том, что, по данные научных исследований, использование переменно­го (непредсказуемого) соотношения подкреплений более эффективно для побуждения к постоянным и правильным ответам, чем использование постоян­ного и предсказуемого графика предоставления под­крепления.

 

• Ступень 6. Покажите, что вы знаете приоритеты вашего ребенка так же хорошо, как и свои собствен­ные.

Определите и запишите каждый предмет или за­нятие, которые могут быть использованы как под­крепление для вашего ребенка. Затем понаблюдайте, что именно он предпочитает в разных ситуациях. Эти предпочтения могут постоянно меняться, так что вам надо постараться подмечать, что ему действительно* хотелось бы получить больше всего в то время, ког­да вы с ним занимаетесь. Составьте список предпо­читаемых предметов-подкреплений и поделитесь им со всеми взрослыми, кто так или иначе взаимодей­ствует с вашим ребенком. Выделите в этом списке первичные (еда), вторичные материальные (несъедоб­ные) и вторичные социальные (общение и занятия) подкрепления. Приложите максимум усилий, чтобы найти как можно больше разнообразных подкрепле­ний и заполнить этот список. Ваш ребенок должен иметь возможность работать за широкий спектр под­креплений. Каждый день вы должны пытаться найти и добавить одно или два новых подкрепления.

Лучший путь найти новое подкрепление (предмет иЛи занятие) для ребенка — это выяснить, что в на­стоящее время работает как подкрепление, и разо­браться, какие именно свойства этих подкреплений привлекают вашего ребенка больше всего. Выясняйте, какие новые предметы или занятия со сходными каче­ствами позволят вам пополнить список подкреплений вашего ребенка. Привычки, ритуалы и самостимули­рующее поведение — хорошая почва для расширения спектра подкреплений. Например, ребенку, который любит кружиться, может понравиться раскачиваться на качелях, подталкиваемых родителями, вращаться в рабочем кресле, подпрыгивать на большом гимна­стическом мяче или сидеть на одеяле, на котором вы протащите его по комнате. Дети, которые любят от­крывать и закрывать двери или выстраивать предметы в ряд, могут просто играть игрушками, которые позво­ляют совершать эти действия. Дети, которые любят уличные фонари, могут играть с фонарями и мигаю­щими игрушками, фонариками и зеркалами.

Не существует единственного правильного спосо­ба найти подкрепления для вашего ребенка. Лучший подход — постоянно пробовать новые игрушки, пред­меты, занятия до тех пор, пока нужные способы под­крепления не будут найдены.

Чередуйте использование определенных поощре­ний, чтобы предотвратить потерю интереса к любо­му из них. Очень хорошо, если вы оставите наиболее привлекательные предметы и занятия для исполь­зования в работе над более трудными или важными навыками, такими как развитие речи или приучение к туалету. Постарайтесь использовать социальные подкрепления вместе с материальными. Понимание как управлять тем, что хочет ваш ребенок,— одна из важнейших составляющих для развития способно­стей ребенка в принятии самостоятельных решений. Дифференциальное подкрепление (01Йегептла1 Яещ-гогсетеп!) — это процесс использования разного ко­личества подкреплений для различных типов и уров­ней проявления поведения.

Зная, что ваш ребенок предпочитает, вы будете в состоянии решать, что именно дать ему за удовлет­ворительный ответ, какое из подкреплений использо­вать как награду за хороший ответ и какой тип под­крепления он заслуживает за замечательный ответ. Использование разнообразных подкреплений для раз­ных типов ответа вашего ребенка поможет вам сфор­мировать тот тип ответа, который вы хотите получить от него в будущем.

Вы не должны забывать и о своих приоритетах. Чему вы хотите научить вашего ребенка? Обычно при работе с ребенком в голове приходится удерживать сра­зу несколько целей. И тогда, возможно, разовое прояв­ление поведения или выбора поведения окажется под­ходящим в одном случае, но неприемлемым в другом. Вам придется определиться с приоритетами. Если ваша цель — играть вместе с вашим ребенком, вы можете ответить на его поведение иначе, чем если вы плани­руете поработать над приобретением какого-то навы­ка. Поэтому важно знать, какую цель вы преследуете в данный момент времени и правильно сделать вы­бор подкрепления, основанный на этих приоритетах.

Овладение учебным контролем при работе с ва­шим ребенком — задача очень важная. Это то, что по­может вам переключить его внимание с внутреннего мира на окружающий мир.

Эта глава познакомила вас с шестью из семи важ­ных ступеней, необходимых для установления и под­держания учебного контроля (без использования процедуры гашения нежелательного поведения). Эти шесть ступеней позволят вам начать формирование желания ребенка выбирать приемлемое для вас по­ведение. Следующая глава рассматривает седьмую ступень учебного контроля — уменьшение проявле­ния проблемного поведения.

 

Глава 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.03 с.)