Что стоит за телесным симптомом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что стоит за телесным симптомом.



( ВЗГЛЯДЫ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ)

Телесный симптом – это любое телесное недомогание, неблагополучие, боль и т.п.

В глобальном смысле телесный симптом (болезнь) указывает на то, что человек что-то не решил в отношениях с социумом. Школы и направления отличаются лишь акцентами в интерпретации причин возникновения симптома.

Ниже приведен анализ школ, с точки зрения функции телесного симптома, которую он несет для человека.

1. САМОНАКАЗАНИЕ (АУТОАГРЕССИЯ) – В симптоме в той или иной степень присутствует наказание человеком самого себя за неудовлетворение какой-то своей потребности или же нарушения своих норм, правил, убеждений. Пр.: Женщина, которая изменила своему мужу, начинает страдать мочеполовыми инфекциями, поскольку испытывает угрызения совести, считает себя недостойной, а его хорошим.

2. КОНФЛИКТ ПОТРЕБНОСТЕЙ – Симптом «заставляет» человека слышать и реализовывать свои потребности. Пр.: Только заболев гриппом, лежа в постели, человек вдруг осознал, как сильно он устал, как не хочется идти на работу, как давно не было отпуска и т.д. При этом болезнь решает внутренний конфликт между желанием восстановить силы в постели и необходимостью заниматься работой.

Конверсионная модель З. Фрейда. Под конверсией Фрейд понимает смещение психического конфликта в соматику, попытка разрешить его через различные симптомы в области тела. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательном. Пр.: Истерическая глухота. У человека резко пропадает слух при отсутствии каких-либо повреждений органа слуха. В таком символическом виде на уровне тела отражается его внутренний конфликт «нежелание слышать» что-либо от близких, с одной стороны и потребность находится рядом с другой.

3. ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ – тело «жертвует» собой, чтобы душе было хорошо, изолируя душу человека из травмирующей ситуации. Пр.: Человек испытывает страх перед социумом, страх оценки, осуждения, на этом фоне возникает кожная болезнь, из за которой человек не выходит из дома. Другим примером может быть «медвежья болезнь» студента, которая начинается незадолго до экзамена и неким образом изолирует его от пугающей ситуации.

Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлихта: 1. Человек сначала пытается разрешить социальные конфликт при помощи обычных средств социального взаимодействия 2. Когда эти средства не срабатывают начинаются «первая линия обороны»: невротические симптомы (депрессия, фобии) 3. Когда «первая линия обороны не срабатывает, наступает соматизация (переход на уровень тела).

4. СИМПТОМ КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ – Болезнь отражает внутренние (душевные) процессы. Пр.: В душе человек испытывает вину, занимается самобичеванием и при этом часто падает на улице, ломает руки, ноги. Или не приняв сложившуюся жизненную ситуацию, человек «рвет на себе волосы» от бессилия, что отражается в физическом выпадении волос. Такой подход зачастую использует современные авторы (В.Синельников, Луиза Хей, Лиз Бурбо) Пр. Симптомы, связанные с желудком говорят, о том, что человек не переваривает кого-то или что-то в жизни и т.п.

5. ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА – Болезнь обрастает бонусами и плюсами, через некоторое время после 1-ого появления. Пр.: Человек, длительно пребывающий на больничной койке, не замечает, как бессознательно мешает себе выздоравливать, поскольку: 1) Родственники стали уделять больше внимание 2) Самый сложный задачи на работе теперь поручают коллегам 3) Многие домашние обязанности взяли на себя близкие и т.д.

6. ВОЗВРАТ К СЕБЕ, ЛЮБОВЬ К СЕБЕ. – Болея, человек начинает проявлять много внимания к своему телу – анализы, осмотры, поглаживания, прикосновения, внимание к телу.

Теория Кохута – «Психосоматический симптом как результат нарушения самоуважения». По мнению автора, пациент в первую очередь нуждается в определенных реакциях со стороны других людей для поддержания самоуважения. Психосоматический симптом может появиться в результате замещения любви родителей, когда он имеет возможность получить внимание медицинского персонала, проходя многочисленные обследования и лечения.

7. ДЕТСКОСТЬ, СЛАБОСТЬ – Практически любая болезнь возвращает человека в инфантильное зависимое состояние, когда все «вокруг бегают» и заботятся о человеке.

Теория Шура - «Психосоматический симптом как результат ресоматизации». В процессе развития мы проходим этап десоматизации т.е. детские, примитивные, животные реакции сворачиваются, а взрослые, социальные, развиваются, однако сильные травмы и неблагопритные события могут физиологически возвращать нас в детство (ресоматизация), тогда мы начинаем реагировать на стресс своим организмом, как когда-то в детстве.

8. БИОЛОГИЕЧСКАЯ УЯЗВИМОСТЬ – В соответствии с теорией Ф. Александера внутренние конфликты, стрессы, в первую очередь проявляются через природно ослабленный орган. «Где тонко, там и рвется»

9. «ХАРАКТЕР БОЛЕЗНИ» -Можно заметить нечто общее в поведении людей, страдающих одной и той же болезнью. Пр.: К инсультам больше всего склонны люди категоричные, упрямые, эмоционально-сдержанные, «негибкие». Иначе говоря, «у каждой болезни свой характер». Ф. Данбар (Концепция о персональном профиле личности) описала профили личности, способствующие развитию диабета, ревматоидного артрита, гипертонии и т.д.

10. БОЛЕЗНЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ. Ярким примером могут служить частые простуды у ребенка, во время которых у постоянно ссорящихся родителей возникает перемирие. Представление системной семейной терапии, о том что симптом отражает нарушения в отношениях семейной системы.

Базовые постулаты психосоматики:

1. Здоровье – это норма. Чтобы болеть, надо прикладывать усилия. Чтобы перестать болеть, необходимо что-то перестать делать, например, перестать напрягаться – отпустить. Или наоборот, напрячься и, наконец-то, что-то сделать во вне.

2. Человек целостен. Важно рассматривать его здоровье в контексте жизненных событий, отношений с миром, с другими, с собой и т.п.

3. Человек может влиять на свое здоровье и брать за это ответственность (но не вину). В противовес крайним представлениям «я сам виноват», «я ничего не могу сделать», «я всем управляю» и т.п. Более полезно «так получилось, но я могу что-то изменить».

4. Тело – это последний эшелон защиты. Боль – это сигнал, проводник, письмо от причины. Болезнь не тупик, а поиск выхода, поиск решения.

5. Ресурс всегда есть. Каждому даются задачи, которые он сможет решить. «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам».

6. Важно научиться слышать себя: свое тело, чувства, ум. Быть более осознанным.

Состояние человека – это процесс. Меняется все. Сегодня я болею, завтра могу выздороветь. Важно не фиксироваться на диагнозах, не идентифицироваться с ними. По типу «я язвенник», «я сердечник». Как говорим, так и живем. Лучше «я испытываю боль в желудке». Важен позитивный взгляд на жизнь.

Виды боли:

· воспаление – это конфликт, борьба идей, мыслей, чувств, отношений;

· нагноение – что-то прошло внутрь, но нет сил выгнать (например, чужая мысль);

· опухоль – стало больше (например, киста, лицо). Проблема стала занимать слишком много внимания;

· спазмы – стремление удержать старую ситуацию, вцепиться;

· судорога – два противоположных движения одновременно;

· тик – проявление судороги;

· зуд – нетерпение, что-то вот-вот выйдет наружу, еще чуть-чуть и докопаюсь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.009 с.)