Раздаточный материал по психосоматике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздаточный материал по психосоматике.



Раздаточный материал по психосоматике.

Составитель: Байков Ю.Н., Коваленко А.В.

Первая сессия

Содержание:

1. Эволюционная модель. Три мира существования человека.

2. Группы соматических расстройств в медицине. Что стоит за телесным симптомом? Представления различных школ и направлений о формировании симптома.

3. Модель формирования телесного симптома.

4. Базовые принципы психосоматики.

5. Виды боли. Уровни возникновения симптома. Эшелоны защиты.

6. Опросник самоисследования симптома.

7. Большая тройка: внешняя среда, тело и время.

8. Домашняя работа. Упражнения по самонаблюдению симптома.

Эволюционная модель

           
   
   
 
 
 

 

 


осознанность (состояния духа)

 

интеллект и речь (нормы)

 

инстинкт (гены)

На эволюционном этапе развития человечества мы перестали приспосабливаться к среде, люди стали приспосабливать среду под себя. Наши древние предки перестали ждать тысячи или лет, чтобы передать своим потомкам закодированную в геноме информацию, например, о том, что не надо заходить в пещеру, там могут быть медведи, тигры и т.п. хищники. Они просто стали передавать эту информацию с помощью речи, сначала устной, а потом и письменной. Особенно ценились носители этой информации, как правило, старики, то есть те, кто больше жил и помнил важную для племени информацию, например, о местах, полных дичи.

Второй прорыв связан с развитием коры головных полушарий, в особенности лобных долей и как следствие с развитием интеллекта. Мы остановимся подробнее на одной из удивительных особенностей мышления - воображении. Благодаря воображению, т.е. представлению того чего пока не существует, человек смог увидеть образ желаемого результата «у себя в голове» и потом строить планы по его реализации. Благодаря этому, человек смог преодолеть внешнюю среду, одел одежду, построил жилища, начал вести оседлый образ жизни.

Благодаря социальным нормам, он смог подняться с животного уровня на уровень человека, появилась культура. Появились социальные потребности, ценности, смыслы, к которым стали стремиться люди. Культурный человек это тот, кто стал ограничивать свои животные потребности ради более высоких потребностей и состояний. Появилась любовь к ребенку, к другому человеку, к своему народу.

То, что когда-то спасло, сделало человека человеком - теперь его убивает. Это приверженность нормам и правилам, это страх быть ненужным, отверженным, это вечное стремление кому то, что-то доказать или «заработать баллы» т.п. Причем делается это все на автомате, порой даже без осознания, зачем это мне.

Есть и другой вариант, полная уверенность, что это нужно, правильно, но игнорируя потребности тела. Жизнь в постоянном стрессе, не правильный сон, питание, отсутствие физических нагрузок не может не сказаться на здоровье. В сложном информационном и социальном мире ум порой только все усугубляет и уж точно, совсем не помогает в решении проблем личной жизни. Более того становится еще одной психологической защитой - рационализацией. Мы еще больше зависит от оценок других людей, надеемся найти спасение в успехе, зарабатывании денег и т.п.

Духовный уровень – это выход за пределы человеческих норм, трансценденция. На наш взгляд это уровень человеческого существования, когда человек опирается не на нормы и правила социума, а на знания и состояния соединенности с чем-то большим - «божественным». Главным признаком этого уровня является осознанность, как способность находиться в здесь-и-сейчас. Находясь на социальном уровне невозможно решить проблему «человек и социум». Опираясь на духовный уровень, мы можем решить эту проблему, также как опираясь на социальный уровень, мы можем решить проблему животного уровня.

Для этого курса нам достаточно понимание эволюционной модели развития человека. Мы больше чем мир животный и социальный. Только с духовного уровня мы способны осознать и изменить социальные отношения, а значит перестать болеть.

Эшелоны защиты.

Преодолеть внешнюю среду.

Мозг устроен так, что отражает все известные нам элементы внешней среды. Любая информация, полученная нами в течение жизни в форме знаний и эмоциональных переживаний, сохраняется в мозге в виде синаптических связей. Вся совокупность «воспоминаний» о людях и вещах, с которыми мы имели дело в течение жизни в различных точках времени и пространства – это внешняя среда. И мозг в значительной степени соответствует внешней среде. Мы начинаем думай (и действовать) в соответствии с внешней средой. А когда под воздействием среды у нас появляются определенные мысли, они активируют привычные нейронные связи, в которых отражен предыдущий опыт, уже заложенный в мозге.

Постоянно возвращаясь к привычным мыслям и чувствам, мы воспроизводим одну и ту же реальность. Можно сказать разум контролируется внешней средой. Нейрофизиология определяет разум как «мозг в действии», то, постоянно напоминая себе о том кто, по-настоящему, мы есть по отношению к внешнему миру, мы не даем разуму выйти на новый уровень. Наша идентичность определяется внешними факторами. Мы привязываемся к ней, боимся потерять ее, потому что боимся потерять себя. Мы наблюдаем свою реальность с помощью разума, находящегося на одном с ней уровне. И под его воздействием из бесчисленных волн квантовых вероятностей материализуются лишь те события, что отражают наш уровень мышления. Мы снова и снова создаем одно и то же.

.Чтобы изменить свою жизнь, мы должны перестроить образ мыслей и действий, начать чувствовать по-новому. Необходимо изменить состояние бытия. Превзойти внешнюю среду и в мыслях и в действиях. Мыслить за пределами внешней реальности возможно. Великие были настолько убеждены в реальности замышленного будущего, что начинали жить так, словно их мечта уже исполняется. Пример, Ганди.

Процесс приобретения любого навыка состоит из четырех этапов: усвоение информации (появление нейронных связей), практическая отработка (появляются телесные ощущения), фокусировка внимания и повторение (изменение мозга). При этом неважно, как именно приобретается навык: на практике или на уровне мыслей.

Тело.

Тело – это фабрика по производству белка. Большинство клеток организма занято изготовлением белков, а само производство идет с помощью генов. Мы проявляем определенные гены в процессе изготовления определенных белков. Гены подвержены изменениям в той же степени, что и мозг. Гены активируются и дезактивируются попеременно – их активность изменчива и подвержена различным влияниям. Так, есть гены, реагирующие на получаемый опыт в процессе роста, выздоровления или обучения; а есть гены, реагирующие на поведенческое состояние, и активизируются в периоды стресса, эмоционального возбуждения и во время сна.

Эпигенетика утверждает, что даже без изменения кода ДНК наши клетки могут создавать тысячи различных вариаций одного и того же гена – для этого ее нужно активировать по-новому, передав новую команду. То есть, мы можем дать генам сигнал переписать наше будущее. Некоторые гены обладают жесткой структурой, тогда как другие пластичны. Почему у нас все время «включены» одни и те же гены? Потому что привычные состояния гнева, тревоги, недоверия посылают одни и те же сигналы, которые включают одинаковые генетические кнопки.

Если большую часть жизни мы думаем и чувствуем одно и то же и запоминаем привычные состояния бытия, то в организме создается химический фон, который все время активизирует одни и те же гены. А это значит, мы производим одинаковые белки. Но тело не может бесконечно выполнять повторяющиеся требования и начинает потихоньку разрушаться. Гены начинают изнашиваться и производят менее качественные белки.

Мы не можем изменить тело, пока не перестанем изо дня в день испытывать привычные чувства. Гены эволюционируют под воздействием окружающей среды, а если среда одинаковая?

Мы можем подать телу эмоциональный сигнал и повлиять на цепочку генетический событий еще до того, как событие, соответствующее этой эмоции, станет реальность. Мы способны вызвать эмоцию мыслью. Тело может поверить в подлинность события. А в результате мы дадим генам команду синтезировать новые белки, которые подготовят тело к будущей реальности. Проявление генов могут меняться внезапно и очень резко. Если мы начнем думать по-новому и погружаться в эмоциональный опыт события, мы можем изменить свое тело на генетическом уровне.

Время.

Нам все необычайно сложно погружаться в настоящее. Попытки что-то изменить вызывают у нас реакцию похожую на наркотическую ломку. Мы попадаем в зависимость от привычного химического состояния бытия. При любой зависимости тело берет на себя функцию разума. Воспоминание о событии берет на себя функцию события и тело начинает думать, что переживает его вновь. В результате тело начинает брать на себя функцию бессознательного ума и берет верх над сознанием. Путь как тело берет на себя способность мыслить ниже.

Мысль чувство мысль (о событии)

Другой вариант, связанный с воспоминаниями. Мысль превращается в воспоминание, которое рефлекторно вызывает эмоции, связанные с событием. Затем вы думаете об этом событии и мысль сращивается с воспоминанием и эмоцией и вы «заучиваете» саму эмоцию.

Автономная нервная система поддерживает множество ментальных и физиологических процессов (чихание, дыхание, давления, температуры и т.п.). Заученная эмоция попадает под ее действие. Даже если сознание живет в настоящем, подсознательный разум живет в прошлом и посредством ассоциаций (условных рефлексов) запускает автоматические программы прошлого Я.

Тело застряло в прошлом. Постоянно переживаемые эмоции приводят к настроению, оно в свою очередь к темпераметру, оно к характеру.

Настроение – это химическое состояние, которое является проявлением затяжной эмоциональной реакции.

Темперамент – тенденцию выражать привычные эмоции через определенные модели поведения.

Когда мысль становится событием, возникает эмоция. Когда эмоция возникает до наступления события, тело и (бессознательное) реагирует так, словно событие уже стало реальностью. Тело не распознает разницы между событием и мыслеобразом. Таким образом, мы живем в предсказуемом прошлом, а не в возможном будущем.

Это можно использовать и жить так, словно уже наступило желаемое будущее. Вместо того, чтобы постоянно думать о будущих травмах, основанных на прошлом, не лучше ли думать о желанных событиях, которых еще пока нет в вашем эмоциональном опыте.


ОПРОСНИК САМОИССЛЕДОВАНИЯ СИМПТОМА:

Это время?

(Пр.: Первый раз головные боли начались 6 лет назад.Уволился с работы, долго не мог найти новую, у мамы начались проблемы со здоровьем, мама переехала к нам домой.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздаточный материал по психосоматике.

Составитель: Байков Ю.Н., Коваленко А.В.

Первая сессия

Содержание:

1. Эволюционная модель. Три мира существования человека.

2. Группы соматических расстройств в медицине. Что стоит за телесным симптомом? Представления различных школ и направлений о формировании симптома.

3. Модель формирования телесного симптома.

4. Базовые принципы психосоматики.

5. Виды боли. Уровни возникновения симптома. Эшелоны защиты.

6. Опросник самоисследования симптома.

7. Большая тройка: внешняя среда, тело и время.

8. Домашняя работа. Упражнения по самонаблюдению симптома.

Эволюционная модель

           
   
   
 
 
 

 

 


осознанность (состояния духа)

 

интеллект и речь (нормы)

 

инстинкт (гены)

На эволюционном этапе развития человечества мы перестали приспосабливаться к среде, люди стали приспосабливать среду под себя. Наши древние предки перестали ждать тысячи или лет, чтобы передать своим потомкам закодированную в геноме информацию, например, о том, что не надо заходить в пещеру, там могут быть медведи, тигры и т.п. хищники. Они просто стали передавать эту информацию с помощью речи, сначала устной, а потом и письменной. Особенно ценились носители этой информации, как правило, старики, то есть те, кто больше жил и помнил важную для племени информацию, например, о местах, полных дичи.

Второй прорыв связан с развитием коры головных полушарий, в особенности лобных долей и как следствие с развитием интеллекта. Мы остановимся подробнее на одной из удивительных особенностей мышления - воображении. Благодаря воображению, т.е. представлению того чего пока не существует, человек смог увидеть образ желаемого результата «у себя в голове» и потом строить планы по его реализации. Благодаря этому, человек смог преодолеть внешнюю среду, одел одежду, построил жилища, начал вести оседлый образ жизни.

Благодаря социальным нормам, он смог подняться с животного уровня на уровень человека, появилась культура. Появились социальные потребности, ценности, смыслы, к которым стали стремиться люди. Культурный человек это тот, кто стал ограничивать свои животные потребности ради более высоких потребностей и состояний. Появилась любовь к ребенку, к другому человеку, к своему народу.

То, что когда-то спасло, сделало человека человеком - теперь его убивает. Это приверженность нормам и правилам, это страх быть ненужным, отверженным, это вечное стремление кому то, что-то доказать или «заработать баллы» т.п. Причем делается это все на автомате, порой даже без осознания, зачем это мне.

Есть и другой вариант, полная уверенность, что это нужно, правильно, но игнорируя потребности тела. Жизнь в постоянном стрессе, не правильный сон, питание, отсутствие физических нагрузок не может не сказаться на здоровье. В сложном информационном и социальном мире ум порой только все усугубляет и уж точно, совсем не помогает в решении проблем личной жизни. Более того становится еще одной психологической защитой - рационализацией. Мы еще больше зависит от оценок других людей, надеемся найти спасение в успехе, зарабатывании денег и т.п.

Духовный уровень – это выход за пределы человеческих норм, трансценденция. На наш взгляд это уровень человеческого существования, когда человек опирается не на нормы и правила социума, а на знания и состояния соединенности с чем-то большим - «божественным». Главным признаком этого уровня является осознанность, как способность находиться в здесь-и-сейчас. Находясь на социальном уровне невозможно решить проблему «человек и социум». Опираясь на духовный уровень, мы можем решить эту проблему, также как опираясь на социальный уровень, мы можем решить проблему животного уровня.

Для этого курса нам достаточно понимание эволюционной модели развития человека. Мы больше чем мир животный и социальный. Только с духовного уровня мы способны осознать и изменить социальные отношения, а значит перестать болеть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-28; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.034 с.)