ТОП 10:

Результаты комплексного анализа социально-экономического развития и макроэкономических пропорций региона



Общие сведения о Республике Коми[1]

таблица 1

Дата образования Республики Коми 22 августа 1921 года
Столица Численность населения, человек (на 1 января 2018 г.) город Сыктывкар (260822)
Муниципальное устройство (на 1 января 2018 г.): муниципальные образования, всего городские округа муниципальные районы городские поселения сельские поселения  
Площадь, тыс. кв. км 416,8 (2,4% площади России)
Протяженность (с юго-запада на северо-восток), км
Месторасположение крайний северо-восток Европейской части России
Расстояние от столицы до Москвы, км
Федеральный округ Северо-Западный федеральный округ
Регионы – «соседи»: север, северо-запад запад восток   юго-восток юг юго-запад   Ненецкий автономный округ Архангельская область Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа Свердловская область Пермский край Кировская область
Климат на большей части территории – умеренно-континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным летом
Численность постоянного населения, человек (на 1 января 2018 г.)  
в том числе городское (сельское) 656821 (184052)
Плотность населения, человек на 1 кв. км 2,0
Численность населения коми национальности, в % к общей численности населения  

 

Республика Коми обладает значительным природно-ресурсным потенциалом и служит топливно-энергетической базой для целого ряда территорий Российской Федерации. Потенциал Коми представлен нефтью и газом одной из крупнейших в России Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, коксующимися и энергетическими углями второго по запасам в стране Печорского угольного бассейна, который является крупной, обеспеченной на длительную перспективу, сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики, в перспективе – добыче метана; горючими сланцами Вычегодского и Тимано-Печорского сланценосных бассейнов. Рудные полезные ископаемые: черные, цветные и благородные металлы, марганцевые, хромовые и титановые – сосредоточены в основном на Полярном Урале, Среднем и Южном Тимане. На Тимане сконцентрировано около трети российских запасов бокситовых руд. Ярегское месторождение титановых руд – крупнейшее в России, здесь располагается половина стратегических запасов титана страны. Уникальную Ярегскую тяжелую нефть используют для производства битумов, резиновых изделий, изготовления лаков и краски. В разведанных месторождениях сосредоточено около 3% общероссийских запасов нефти, 4,5% угля, 13% барита, 30% бокситов, около 50% титана, около 80% кварцево-жильного сырья. Ведутся поисково-оценочные работы на Верхнепижемском лицензионном участке с выявленными ресурсами по титану.

Богата Коми запасами торфа, древесины и гидроэнергетическими ресурсами бассейнов рек Печора и Вычегда.

Республику Коми называют «легкими Европейского Севера». Почти 80% территории региона занято лесами. Общая площадь лесов составляет 36,3 млн. га, из них покрытая лесом – 28,7 млн. га, или 3,2% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Для лесоэксплуатации выделено более 3/4 лесного фонда с запасами 3,1 млрд. куб. м. Преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса.

Доля валового регионального продукта Республики Коми (ВРП) в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2016 году составила 0,8%, в совокупном объеме ВРПСеверо-Западного федерального округа – 7,0%.

Почти половину ВРП обеспечивает промышленность, представленная более 30 отраслями. В структуре промышленности в 2017 году на добычу полезных ископаемых приходилось 57,5%, на обрабатывающие производства – 32,4%, на обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 9,0%, на водоснабжение; водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 1,0%.

Основной объем промышленного производства обеспечивается топливно-энергетическим и лесопромышленным комплексами. В структуре ТЭК наибольший удельный вес приходится на нефтедобывающую и угольную промышленность, в структуре лесопромышленного комплекса – на целлюлозно-бумажное производство. В 2016 году по уровню добычи нефти Республика Коми находилась на 11 месте среди основных нефтедобывающих регионов России с долей 2,8% от объема добычи нефти в стране; по объему добытого природного газа – на 8 месте среди основных газодобывающих регионов с долей 0,6% от общего объема добычи по России. По добыче угля Республика Коми входит в состав шести субъектов (Красноярский и Забайкальский края, Республики Хакасия, Коми и Саха (Якутия) и Иркутская область) с совокупной долей 30% извлеченного сырья по Российской Федерации. Весома доля республики в общероссийском объеме по бумаге и картону – 2 и 3 места среди субъектов Российской Федерации соответственно. Республика входит также в число лидеров среди основных деревообрабатывающих регионов страны по производству фанеры (2 место), выпуску древесностружечных плит (10 место), древесноволокнистых плит (9 место), продольно распиленных лесоматериалов (9 место).

В целом наиболее важными для экономики Республики Коми отраслями являются:

таблица 2

Отрасли перспективной эффективной экономической специализации[2], имеющие существенный вклад в социально-экономическое развитие Отрасли неэффективной специализации, но критически важные для экономики  
лесоводство и лесозаготовки (лесозаготовки) добыча полезных ископаемых, в том числе предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели производство бумаги и бумажных изделий производство кокса и нефтепродуктов производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки производство прочих готовых изделий производство текстильных изделий производство химических веществ и химических продуктов производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования производство компьютеров, электронных и оптических изделий производство электрического оборудования растениеводство и животноводство, и предоставление соответствующих услуг в этих областях производство пищевых продуктов

 

Республика Коми является крупным экспортером. По итогам 2017 года в товарной структуре экспорта преобладали важнейшие виды энергоносителей (сырая нефть, нефтепродукты, пропан, каменный уголь), товары лесного комплекса (лесоматериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, клееная фанера, бумага и картон, изделия из них). Основными внешнеторговыми партнерами республики являлись Нидерланды, Германия, Финляндия, Китай, Италия, Латвия, Турция, Украина, Узбекистан, Казахстан.

На долю Республики Коми в 2017 году приходилось 0,8% инвестиций в основной капитал от общероссийского объема и 6,9% от объема инвестиций по Северо-Западному федеральному округу. По объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в 2017 году Республика Коми заняла 3 место в Северо-Западном федеральном округе и 11 место среди субъектов Российской Федерации.

Перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение, включает 34 организации ведущих отраслей экономики (представлен в приложении 1).

Взаимоотношения между системообразующими организациями и Правительством Республики Коми основаны на соглашениях о сотрудничестве, условиями которых предусматриваются взаимные права и обязанности сторон, выполнение производственных и финансовых показателей, обязательств социального характера, вопросы благотворительности.

В рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации[3] по итогам 2017 года Республика Коми находится на 25 месте (по итогам 2016 года – на 32 месте, по итогам 2015 года – на 26 месте).

В рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни[4] за 2017 год Республика Коми занимает 65 место (за 2016 год – 59 место, за 2015 год – 60 место).

По индексу человеческого развития (ранее – индекс развития человеческого потенциала) за 2015 год Республика Коми занимает 13 позицию в рейтинге регионов Российской Федерации с показателем 0,880 (высокий уровень развития).

3. Результаты оценки основных показателей и тенденций развития[5], инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Оценка достижения ранее поставленных целей

Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта Республики Коми (далее – ВРП) в 2006–2016[6] годы составили 100,8%, несмотря на то, что на протяжении трех лет (2013–2015 годы) в регионе наблюдалось сокращение объемов производства ВРП, вызванное ухудшением общемировой экономической и политической ситуации.

В 2016 году объем произведенного ВРП составил 546,9 млрд. рублей с ростом на 8,9% к уровню 2006 года. Наибольшую долю в структуре ВРП, как и в 2006 году, занимала добыча полезных ископаемых (35,0%). При этом за 2006–2016 годы доля обрабатывающих производств выросла с 10,0% в 2006 году до 11,7% в 2016 году.

Среднегодовые темпы роста ВРП на душу населения в 2006–2016 годы составили 102,1%. В течение 2011–2016 годов среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми была на ведущей позиции по объему ВРП на душу населения.

 

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2006–2017 годы составили 101,4%. Более высокими были среднегодовые индексы производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» – 103,1%. Несмотря на рост доли обрабатывающих отраслей, сохраняется ресурсно-сырьевая модель экономики.

 

В структуре сельскохозяйственного производства две трети занимает животноводство, которое включает производство мяса, молока и яиц, одна треть приходится на растениеводство, специализирующееся на выращивании картофеля и овощей. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 2006–2017 годы составили 101,2%.

Выросли объемы жилищного строительства. Среднегодовые темпы роста ввода жилья в 2006–2017 годы составили 105,1%.

В 2017 году в промышленности было занято 22,1% от общей численности занятых в организациях экономики республики, в организациях транспорта – 10,9%, строительства – 4,8%, сельского хозяйства и лесного хозяйства – 2,7%, в социальной сфере (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, организация отдыха и развлечений, культура и спорт) – 25,3%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в Республике Коми увеличилась с 14,1 тыс. рублей в 2006 году до 45,7 тыс. рублей в 2017 году. Среднегодовые темпы роста среднемесячной реальной начисленной заработной платы в 2006–2017 годы составили 103,2%.

Снизился уровень регистрируемой безработицы в целом по республике – к концу 2017 года он составил 1,6% к численности рабочей силы при 3,0% на начало 2006 года.

 

Доля населения в трудоспособном возрасте сократилась с 67,5% в 2006 году до 56,8% в 2017 году. Существенно увеличилась демографическая нагрузка на трудоспособное население. Доля населения старше трудоспособного возраста выросла с 14,8% до 22,4%. Доля мужчин в общей численности населения сократилась с 47,5% в 2006 году до 47,2% в 2017 году, а доля сельского населения уменьшилась с 24,2% до 22,0%.

Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения с 64,0 лет в 2006 году до 71,1 лет в 2017 году.

В этот период отмечены рост рождаемости (с 11,4 человек на 1000 человек населения по итогам 2006 года до 11,5 по итогам 2017 года), снижение смертности населения (с 14,2 до 11,8) и естественной убыли населения (с -2,8 до -0,3). Разница между продолжительностью жизни женщин и мужчин сократилась с 13,3 до 12,4 лет, а между городским и сельским населением увеличилась с 4,4 до 4,7 лет.

 

Вместе с тем, численность населения Республики Коми снизилась с 963,0 тыс. человек на начало 2006 года до 840,9 тыс. человек на начало 2018 года вследствие миграционного оттока населения. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,370 в 2006 году до 1,779 в 2017 году.

В инвестиционной сфере в 2006–2017 годы складывалась позитивная тенденция со среднегодовым темпом роста объема инвестиций в основной капитал 107,8%. Рост объемов инвестиций был связан с инвестированием средств в проекты модернизации оборудования, развития новых производств, сферы транспорта и связи (главным образом, в трубопроводный транспорт).

 

В целом оценки международных и отечественных рейтинговых агентств подтверждают относительную стабильность в экономическом развитии Республики Коми.

таблица 3

Рейтинговое агентство Рейтинги Республики Коми по итогам 2017 года
Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» Долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», прогноз «Позитивный». Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне «B». Рейтинг находящихся в обращении на внутреннем рынке приоритетных необеспеченных облигаций на уровне «ВВ-».
Международное рейтинговое агентство «Moody’s Investors Service» Международный валютный кредитный рейтинг на уровне «B1», прогноз «Стабильный»
Российское рейтинговое агентство АКРА Кредитный рейтинг BBB(RU), прогноз «Стабильный»

 

С 2015 года в Республике Коми внедряется Стандарт развития конкуренции, направленный на совершенствование конкурентной среды и снижение административных барьеров на бизнес. В целом конкурентная среда в республике оценивается как благоприятная. Большинством хозяйствующих субъектов (67,7% респондентов) уровень конкуренции в 2017 году оценивался как достаточный. Кроме того, в течение двух лет подряд значительные положительные тенденции выявлены в области административных барьеров: анализ мнения респондентов Республики Коми относительно указанного параметра рынков региона выявил снижение уровня барьеров.

В процесс государственного управления внедряются современные методы стратегического и проектного управления, осуществляется их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных образованиях в Республике Коми.

Главные цели Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года[7] в основном достигнуты: социально-экономическая ситуация в республике оценивается как стабильная, внедряются новые подходы в государственном управлении, эффективно реализуются меры, направленные на обеспечение безопасности населения и объектов на территории Республики Коми.

4. Результаты анализа развития и типологизации муниципальных образований

В составе муниципальных образований в Республике Коми 6 городских округов, 14 муниципальных районов, 14 городских поселений и 147 сельских поселений.

Градообразующую основу муниципалитетов преимущественно составляют отрасли, формирующие региональную специализацию: топливно-энергетический, лесопромышленный, агропромышленный комплексы, а также туристско-рекреационный сектор.

В социально-экономическом развитии муниципальных образований в Республике Коми имеются существенные различия, обусловленные территориальными и природно-климатическими особенностями, ресурсными возможностями и специализацией экономической деятельности, транспортной доступностью.

Проведенная работа по типологизации муниципальных образований в Республике Коми позволила выявить состояние и перспективы их социально-экономического развития, отраслевую специализацию и текущую проблематику территорий, перспективные для развития сферы деятельности и возможные «точки роста»[8].

 

 

Типы муниципальных образований в Республике Коми

Городские округа и муниципальные районы 1. Сыктывкар 2. Воркута 3. Вуктыл 4. Инта 5. Печора 6. Сосногорск 7. Усинск 8. Ухта 9. Ижемский 10. Княжпогостский 11. Койгородский 12. Корткеросский 13. Прилузский 14. Сыктывдинский 15. Сысольский 16. Троицко-Печорский 17. Удорский 18. Усть-Вымский 19. Усть-Куломский 20. Усть-Цилемский

- крупные индустриальные городские округа и муниципальные районы

- городские округа и муниципальные районы с преобладанием городского населения, хорошим транспортным положением, сравнительно развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством

- угольный городской округ Воркута, сельские и в основном удаленные муниципальные районы, специализирующиеся на сельском и лесном хозяйстве, с ограничениями транспортной доступности

Названия монопрофильных муниципальных образований выделены темно-красным цветом.

 

Интегральная оценка муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми[9] выявила три основные группы муниципалитетов:

- крупные индустриальные городские округа и муниципальные районы с диверсифицированным и перерабатывающим производством – Сыктывкар, Ухта, Сыктывдинский – и с монопрофильным нефтедобывающим производством – Усинск;

- монопрофильные топливные городские округа – Вуктыл (газодобыча), Инта (угледобыча) и муниципальные районы с преобладанием городского населения, хорошим транспортным положением, сравнительно развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством;

- угольный городской округ Воркута, сельские и в основном удаленные муниципальные районы, специализирующиеся на сельском хозяйстве и первичной переработке сельхозпродукции, лесозаготовке и лесопилении, с ограничениями транспортной доступности.

 

 

Интегральная оценка муниципалитетов

Показатели за 2006–2016 гг.: динамика населения, производство с учётом доли обрабатывающей промышленности, финансовые ресурсы, занятость и доходы, комфортность среды.

Интегрирование: авторская методика рейтинговой оценки. Данные по г. Сыктывкару на диаграмме не отражены в связи с относительно большим значением показателя.

 

4 муниципальных образования республики включены в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)[10]: Воркута, Инта, Емва и Жешарт. В зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения, Воркута, Инта и Жешарт отнесены к категории 2 «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения», Емва – к категории 1 «Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций».

На территории МО ГП «Емва» в 2017 году создана территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) «Емва»[11], где установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Первоочередное внимание в Республике Коми в настоящее время уделяется вопросу создания ТОСЭР в МО ГО «Инта». Ведётся активная работа с потенциальными резидентами ТОСЭР, планирующими реализацию новых инвестиционных проектов в моногороде. Создание ТОСЭР напрямую связано со снижением уровня социальной напряжённости, в том числе за счёт снижения уровня безработицы путём создания дополнительных рабочих мест, развитием и диверсификацией экономики моногорода за счёт привлечения дополнительных инвестиций.

Вопрос создания территории опережающего социально-экономического развития рассматривается и в отношении МО ГО «Воркута».

В настоящее время в Республике Коми выделяются 4 наиболее перспективных центра экономического роста и 6 территорий (зон) приоритетного развития, развитие которых будет стимулировать как подъем экономики муниципальных образований, так и социально-экономическое развитие Республики Коми в целом.

К наиболее перспективным центрам экономического роста Республики Коми относятся городские округа Сыктывкар и Ухта, также сюда включаются Усинск и Печора.

Сыктывкар является столицей Республики Коми, ее главным политическим и административно-управленческим, научно-образовательным и культурным центром. Численность населения Сыктывкара с подчиненной ему территорией составляет 31% населения республики (260,8 тыс. человек по данным на 01.01.2018). Стратегией пространственного развития Российской Федерации город Сыктывкар включен в состав перспективных крупных центров экономического роста субъектов Российской Федерации.

Ухта также обладает высоким градообразующим потенциалом. Это крупнейший транспортно-распределительный узел, основной центр ресурсного освоения. Центричное положение Ухты на территории республики и многофункциональные связи с соседними территориями определяют его роль как регионального подцентра.

Сыктывкар и Ухта обладают наиболее высокими производственными, трудовыми и научно-образовательными ресурсами, концентрируют плотные межрайонные связи и выступают центрами Сыктывкаро-Сыктывдинской и Ухто-Сосногорской агломераций с разнообразной промышленностью и развитым социальным сервисом.

Усинск является одним из индустриальных центров республики со специализацией на добыче нефти и газа. Спецификой Усинска является выполнение функции «базового города – вахты».

Печора включена в данную группу с учётом имеющегося ресурсного потенциала и перспективы транспортно-логистического развития.

Данные муниципальные образования имеют на своей территории наибольшее число хозяйствующих субъектов (50%, 14%, 7% и 4% соответственно от общего количества юридических лиц в Республике Коми по состоянию на 01.01.2018), формируют наиболее высокий вклад муниципальной экономики в экономику региона (оборот организаций[12] в данных муниципальных образованиях за 2017 год составил соответственно 17,4%, 35,3%, 23,2% и 6,9% от общереспубликанского оборота), характеризуются достаточно стабильной численностью населения (темп роста (снижения) численности населения за 2017 год составил по Сыктывкару 100,1%, по Ухте и Усинску – 99,0%, по Печоре – 98,0%) и имеют невысокие показатели зарегистрированной безработицы (нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию в 2017 году составила по Сыктывкару 0,5, по Ухте – 0,3, по Усинску – 1,0, по Печоре – 1,6%).

В числе территорий (зон) приоритетного развития Республики Коми:

1. Сыктывкарская зона приоритетного развития (многофункциональная).

В Сыктывкарскую зону приоритетного развития входят Сыктывкар и муниципальные образования, имеющие тесные социально-экономические связи с Сыктывкаром: Сыктывдинский район (агропромышленный комплекс, культура, туризм, спорт); Прилузский, Удорский, Сысольский, Койгородский районы (лесопромышленный комплекс); Корткеросский район (агропромышленный комплекс), Усть-Вымский район (железнодорожный транспортный узел (г. Микунь)).

Перспективные направления развития – административно-управленческое, наука, образование, культура, здравоохранение, финансово-банковское, торгово-сервисное, лесопереработка, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, энергетика, туризм, продвижение территории как регионального инновационного центра, ориентированного на биотехнологии, межрегионального и регионального транспортного центра. Планируется строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь) «Проект Белкомур», строительство (реконструкция) магистральной автомобильной дороги «Вятка» Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров – Сыктывкар, реализация проекта «Северо-Восток - Полярный Урал», предусматривающего строительство новой автомобильной дороги федерального значения по направлению Сыктывкар – Воркута – Салехард с выходом к Нарьян-Мару (завершение строительства автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар), строительство (реконструкция) международного аэропорта федерального значения «Соколовка» в г. Сыктывкаре.

2. Ухтинско-Сосногорская зона приоритетного развития (нефтегазовой и горнорудной промышленности, развития инновационных технологий).

В Ухтинско-Сосногорскую зону приоритетного развития входят населённые пункты МО ГО «Ухта» и МО МР «Сосногорск».

Перспективные направления развития – нефтегазовый кластер, горнодобывающая промышленность, наука, образование, строительство, инновации, культура, здравоохранение, спорт, транспорт. Развитию транспортной системы будет способствовать строительство железной дороги Сосногорск – Индига (Ненецкий автономный округ).

3. Усинская зона приоритетного развития (нефтяной и газовой промышленности).

Перспективы развития территории (с входящими в её состав населёнными пунктами) определены ее ресурсным и инфраструктурным потенциалом: освоением нефтяных и рудных месторождений, завершением строительства автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, реконструкцией аэропорта «Усинск».

4. Воркутинская зона приоритетного развития (арктическая промышленная).

Воркута – крупнейший центр добычи угля Печорского угольного бассейна. Перспективы развития Воркутинской зоны определяются её высоким ресурсным потенциалом для развития угольной и горнодобывающей промышленности (при условии соблюдения экологических и природоохранных ограничений), формирования научно-исследовательской базы изучения и освоения природных ресурсов, а также транспортно-распределительного узла. Важнейшим аспектом является отнесение территория МО ГО «Воркута» к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации[13], что определяет перспективу создания Воркутинской опорной зоны развития Арктики и её развития как части геостратегической территории Российской Федерации[14].

Удаленность Воркуты от водных и сухопутных границ России позволяет развивать защищенную транспортную инфраструктуру и формировать транспортно-логистический узел. Продление железнодорожной ветки Северной железной дороги «Карскомур» от Воркуты до порта «Арктур» на берегу Карского моря в местечке Усть-Кара дополнит развитие Северного широтного хода и позволит увеличить грузопоток Северного морского пути. В рамках реализации проекта «Северо-Восток - Полярный Урал» предусматривается строительство новой автомобильной дороги федерального значения по направлению Сыктывкар – Воркута – Салехард с выходом к Нарьян-Мару.

5. Верхне-Печорская зона приоритетного развития (лесопромышленная).

Территория Верхне-Печорской зоны включает в себя населенные пункты МО МР «Троицко-Печорский» и МО МР «Усть-Куломский».

Перспективы развития территории, в первую очередь, связаны с основной специализацией этих муниципальных образований – заготовкой и глубокой (полной) переработкой древесины, в том числе развитием биоэнергетики. Наряду с лесопромышленным комплексом, перспективными отраслями являются производство строительных материалов, развитие сельскохозяйственного производства (производство мяса, цельномолочной продукции), промышленное освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие туризма.

6. Усть-Цилемско – Ижемская зона приоритетного развития (агропромышленная, туристская).

Перспективы развития Усть-Цилемско – Ижемской зоны основаны как на развитии основных видов экономической специализации входящих в неё муниципальных районов «Усть-Цилемский» (животноводство, производство пищевых продуктов) и «Ижемский» (сельское хозяйство), так и на высоком потенциале их культурного и природного наследия (уникальные природные комплексы, экологически благоприятные и живописные ландшафты, сохранение национальных и культурных традиций создают предпосылки для развития экологического, культурно-познавательного, спортивного туризма, организации охоты и рыболовства непромыслового характера).

Уменьшение отставания экономически менее развитых муниципалитетов и дальнейшее развитие «муниципалитетов-локомотивов» может быть осуществлено посредством максимальной реализации их потенциала, комплексного устойчивого развития сельских территорий республики. Среди наиболее перспективных направлений – продолжение курса на создание предприятий по переработке древесины в муниципальных центрах лесных районов, сельскохозяйственного сырья – в местах производства сельхозпродукции.

Также рассматривается перспективная возможность создания и развития кооперационных связей муниципальных образований с последующей кластеризацией по профилирующим видам экономической деятельности и с учётом имеющихся ресурсов.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.017 с.)