Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование в сфере экологии
Конституция РФ, обязывая каждого охранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), одновременно гарантируют ему право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; допускается частная собственность на землю и иные природные ресурсы (ст. 9). Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, природопользования относятся к совместному ведению России и ее субъектов (ст. 72). Согласно ст. 76 Конституции РФ издаваемые субъектами РФ правовые акты, регулирующие различные отношения в сфере экологии, не должны противоречить соответствующему федеральному законодательству, что не препятствует им в случае отсутствия на федеральном уровне определенного законодательного акта регулировать общественные отношения самостоятельно. Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), в котором закреплены: принципы и объекты охраны окружающей среды; компетенция России, ее субъектов, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов в области охраны природы и использования ее ресурсов; права и обязанности граждан и общественных организаций. Следует также выделить Федеральные законы от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К законодательным актам отраслевого характера относятся: Водный кодекс, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; федеральные законы от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Водным кодексом установлено, что регулирование отношений, связанных с определением права собственности на подземные водные объекты, предоставлением и прекращением права пользования водными объектами, с использованием подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должно осуществляться в соответствии с законодательством о недрах (ст. 8-10, 43, 59 Закона РФ "О недрах"). Водным кодексом не предусмотрено ограничение оборота водных объектов, предоставленных в пользование на основании договора водопользования (ст. 9), ограничение перехода права пользования такими водными объектами (ст. 19), в связи с чем серьезным образом могут нарушаться права граждан на доступ к водным объектам. Кроме того, замена разрешительного порядка предоставления права пользования водными объектами на договорные отношения приводит к снижению эффективности государственного регулирования. Статьей 11 Водного кодекса разрешено использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод и при этом не предусмотрена платность за загрязнение. Вообще отсутствует норма, регулирующая рациональное использование и охрану водных объектов от загрязнения, истощения и деградации. В свою очередь, ЛК определено, что гражданско-правовые отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регламентируются гражданским законодательством, а также ЗК, если иное не установлено ЛК и другими федеральными законами. ЛК вместо разрешительного введен заявительный порядок осуществления лесопользования (лесная декларация). Нормативные правовые акты Президента РФ в основном содержат концептуальные положения о направлениях государственной политики в рассматриваемой сфере. Речь идет об указах от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
Положения федеральных законов конкретизируются в постановлениях Правительства РФ, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. В качестве примеров можно привести постановление Правительства РФ от 02.02.2010 N 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания". Начиная с 2008 г. в экологическом законодательстве наметилась неоднозначно оцениваемая тенденция акцентирования внимания в подзаконном нормотворчестве на акты министерств и федеральных служб (например, в водной, лесной и ряде других сфер). Значительная роль в правовом регулировании экологических отношений отведена актам субъектов РФ и муниципальных образований. Региональное законодательство развивается с разной степенью интенсивности, однако вопросы, подлежащие регулированию в силу требований федеральных законов, субъектами РФ, как правило, решаются своевременно. Муниципальное нормотворчество напрямую вытекает из компетенции, определенной федеральным и региональным законодательством.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.092 с.) |