ТОП 10:

Честь, порядочность и совесть



Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек.

«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть её владельцу... Сейчас это стало как бы в порядке вещей. Распространилось новое явление –

«интеллектуальное» воровство, вроде бы вполне извинительное, оправдываемое тягой к культуре.

Иногда говорят, что «зачитать» книгу – это признак интеллигентности. Подумайте только: бесчестный поступок – и интеллигентность! Мы разучились отличать чёрное от белого. Когда-нибудь случайно вспомнится вам незначительный эпизод, когда поступились совестью в будто бы безобидном и ничтожном, – и вы почувствуете укор совести. И вы поймёте, что если кто и пострадал от вашего поступка, то в первую очередь вы сами.

А ведь в жизни могут быть и тяжёлые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва – это героический поступок. Но на него нужно идти...

Тревоги совести... Они подсказывают, учат, они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека.

(174 слова) (По Д. Лихачёву)

 

Задание.Дополните текст рассуждением о роли совести в формировании нравственной личности.


Как воспитывает книга?

Воспринимать книгу как набор жизненных рекомендаций, как рецепт – довольно распространённый читательский недуг. Особенно восприимчивы к нему в юности. Каждый из нас знает ребят, подражающих тому или иному литературному герою.

Но отражённый свет бесплоден. Воспитательное воздействие литературы заключается не в заимствовании. Если вам нравится литературный герой, то это вовсе не означает, что следует буквально копировать все его поступки.

Быть кем-то нельзя. Нужно уметь быть самим собою. Кстати, это гораздо труднее, чем подражать кому-то. Помочь человеку найти себя, стать личностью и призвана художественная литература...

Сюжетная проза обладает одним важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Даже тех, которые в целом вызывают симпатию. Даже преимущественно на ошибках симпатичных героев. Их принимаешь ближе к сердцу...

Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живём его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя книги остаётся внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни.

(177 слов) (По В. Краковскому)

 

Задание.Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли книги в жизни подростка.


Любите читать!

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей.

Друзья эти – книги. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми.

Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания?

Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.

Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы. Сначала учение, потом чтение. Это – закон. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим.

Учитесь у героев любить свою землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.

(174 слова) (По К. Паустовскому)

 

Задание.Дополните текст рассуждением о том, чему может научить хорошая книга.


Кладовая несгораемых слов

Было это давным-давно, я в то время не писателем был, а служил агрономом в имении графа Бобринского. Однажды на молотьбе услыхал я разговор и для памяти на спичечной коробочке записал услышанные выразительные народные слова. С этого разу я стал такие слова записывать на чём-нибудь и дома вносить в особую тетрадку.

Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая. И не раз я очень многим рисковал, чтобы спасти свои тетрадки.

Однажды случился пожар, и я увидел его на охоте, вёрст за пять от села. Пока я прибежал, всё село было в огне; смотрю на свой каменный дом: ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится. Вбежал я в дом, бросился к тетрадкам, схватил их и чувствую, что секунды больше оставаться нельзя, наклониться нельзя вон к тому чемодану, где лежат деньги и бельё, нельзя шубу вытащить из сундука. Так с одними тетрадками и вылетел. Всё дочиста у меня сгорело, но волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не сгорели.

Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из ещё большей беды, чем пожар.

 

(189 слов) (По М. Пришвину)

 

Задание.Дополните текст рассуждением о том, почему автор назвал свои записи «кладовой несгораемых слов».







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.006 с.)