Самая драгоценная награда – дружба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самая драгоценная награда – дружба



Каждый человек неповторим на земле. Каждый человек имеет свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды – родителей, школы, общества и друзей, ибо дружба, настоящая дружба, – награда человеку драгоценная.

Порой она бывает крепче и вернее родственных связей. С особой силой она влияет на человеческие отношения при крайних, бедственных обстоятельствах: с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни, и я стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.

Каждую свою книгу, да и строку каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было, и есть, и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул.

(168 слов) (По В. Астафьеву)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о роли дружбы в жизни человека.


Познание красоты

Я представил себе, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звёздными ночами, студёным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека – и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаянья.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблём, колыбелью человека в мировом пространстве, и вмиг утратилась, исчезла бы её красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в нём, в его сознании, и быть оценённой им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать себя, как это может сделать утончённый разум.

Красота в красоте и для красоты бессмысленна, мертва.

Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

(175 слов) (По Ю. Бондареву)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о значении красоты в жизни человека.


Семья – частица народа

Каждая семья – частица народа. Именно в семье передаётся из поколения в поколение всё самое лучшее, что выработано за многие века исторической жизни каждого народа: трудовые навыки, семейные традиции, секреты старинных ремёсел и промыслов, рецепты приготовления повседневной еды и праздничных кушаний, обычаи гостеприимства и взаимной помощи, бесценные сокровища пословиц, сказок, загадок, песен, преданий...

С глубокой древности взаимную связь всех членов семьи принято представлять в образе родословного дерева. Корни его глубоко врастают в землю – это те далёкие предки, имена которых, бывает, уже угасли, растворились в толще веков. Ствол древа – родоначальники семьи, те, от кого произошли раскидистые ветви детей, внуков, правнуков, праправнуков с их жёнами, детьми, невестками...

Каждый человек в семье занимает своё, только ему принадлежащее место. И если не появится человек – то нет целой ветви на стволе родословного древа.

Не случайно в культуре многих народов мира есть пословицы о родословном древе. От доброго дерева и отрасль добра. Всяк живущий себе пару находит, всяк свой корень имеет. Очаг свой разожги, ребёнка роди, скотину расти – корнем человека будь.

Да, человек – и корень своего дерева, и ветвь его, и плод.

(178 слов) (Из журнала)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли семьи в жизни человека.


Слово тоже поступок

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Все фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.

С помощью языка ребёнок постигает мир. Первый и самый важный предмет в школе – это родная речь. И как бы ни были важны другие науки, которыми овладевает человек на протяжении всей своей жизни, главным его достоянием остаётся великий и могучий, полный разума и свободы язык. Ибо только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества. Только благодаря языку, благодаря лучшим произведениям словесности каждый из нас познает себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям. Богатства языка и языковой культуры неисчерпаемы. Поэтому и нет предельной точки в овладении языком. Язык требует к себе активного отношения. Языку надо учиться. Каждый день. Всю жизнь.

(172 слова) (По Л. Толстому)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о том, почему языку нужно учиться всю жизнь.


Берегите наш язык…

Огромное количество неологизмов, слов иностранного происхождения изменили наш язык. Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер – этот список можно продолжать бесконечно. Но появление новых слов оправдано многими причинами.

Во-первых, человечество развивается и уверенными шагами идёт к новым открытиям в науке, технике, медицине.

Во-вторых, в наш век люди всё больше стремятся к мировому сотрудничеству, взаимному обмену культурными и материальными ценностями.

В-третьих, путь демократического развития большинства стран даёт современному человеку свободу передвижений, общения, выбора места жительства. Эти и многие другие причины порождают появление новых слов, заимствование их из других языков.

Современный человек, «общаясь» с компьютером, в повседневной жизни предпочитает точные выражения, короткие фразы, конкретные формулировки. Именно поэтому многим людям уже непонятны некоторые пословицы, поговорки, постоянные эпитеты. В разговоре молодых людей редко можно услышать фразеологизмы, яркие сравнения; уходят из употребления слова, обозначающие нравственные категории. Но, наверное, нет людей, которые бы остались равнодушными к стихам Пушкина и Лермонтова, к великолепным рассказам Чехова, произведениям Гоголя.

Современники должны помнить, что только человеку дана речь. От того, каким языком он будет пользоваться, зависит и его внутреннее богатство, и благополучие. Поэтому необходимо бережно хранить лучшие языковые традиции, разумно пополняя их новыми словами.

(177 слов) (По Л. Гриценко)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о поднятой автором проблеме сохранения языковых традиций.


Постскриптум

Среди постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня раздражавший. «Ха! Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался.

Много лет спустя в Ессентуках слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты оркестра с молоденькой дирижершей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное произведение было написано. Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения слушатели начали покидать зал. Покидали с возмущениями, выкриками, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши, у оркестрантов, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве... Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(190 слов) (По В. Астафьеву)

 

Задание. Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой автором данного текста.


Какие знания нужны человеку

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, устройством компьютера и натюрмортами? Допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевится ещё сильнее или, наоборот, охладеет.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, – он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни – в её непредсказуемости. Может быть, придётся строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни?!

Вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный. Не задавать его – значит проявить неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно.

И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарований, сожалений о напрасно затраченных усилиях или о неиспользованном времени.

(182 слова) (По È. Милославскому)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли знаний в жизни человека.


Святыня

Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».

И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.

Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.

(176 слов) (По М.А. Осоргину)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о том, чем лично для вас является святыня, описанная автором.


Пусть у вас будет время!

С годами человек всё-таки возвращается мыслями к дружбе. Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество неотступно славит дружбу.

Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! И как мало я нашёл для них утешений, как мало молчаливого сочувствия, как мало времени! Что меня отдаляло от них, что отвлекало от их боли, какие неотложные дела брали верх? А разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа? Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью. От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. Пусть у вас будет время!

Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время всегда, а не только в выходной день. В календаре дружбы все дни красные. Пусть у вас будет время для озабоченных и печальных людей, которые встревожены и которые в беде. Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением.

(185 слов) (По И. Пановой)

 

Задание. Выскажите свое согласие (несогласие) с мнением автора о том, что «в календаре дружбы все дни красные».


Журавли

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовичок. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей. «Счастливо, друзья!» – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Птицы прощались с Россией, с ее болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий свежестью.

Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

(187 слов)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о том, что такое шедевр.


Родословное дерево

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами? Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории.

Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу.

Древнерусские художественные сокровища для нас — живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны — все это родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством. Слегка переиначивая слова летописца, я могу сказать, что любить свое прошлое — значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков.

(187 слов) (По Е.И. Осетрову)

 

Задание. Согласны ли вы с мнением автора о том, «что любить свое прошлое — значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков»?


Природа – зеркало человека

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

Природа – это материал для хозяйства человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.

Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала ее, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется – у них тоже не так просто капли сливаются.

И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.

Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале. (185 слов) (По М. Пришвину)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли природы в жизни человека.


Текст №26

Что такое характер?

Один человек отличается от другого не только внешним, но и внутренним обликом, своим, присущим только ему, характером. Но попытаемся установить, что же такое характер вообще.

Характер – это внешнее проявление внутренней, духовной, нравственной сущности человека, составляющей его особую, его неповторимую, индивидуальную черту.

И философы, и психологи едины в том, что характер не есть явление биологическое, он не передается по наследству. И он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Характер – это явление социальное, возникает и развивается он в определенных житейских условиях. Характер складывается и шлифуется под влиянием семьи и школы, того круга людей, той среды, в которой живет человек.

От каждого из нас во многом зависит то, какие черты характера мы хотим развить в себе, а от каких навсегда избавиться. Каждому из нас, конечно, хочется обладать характером сильным, цельным, мужественным и принципиальным, каждому хочется обладать той душевной широтой и благородством, которые наиболее импонируют окружающим нас людям.

Но совершенствование и развитие характера нуждается в каждодневной тренировке, и тогда можно даже самый плохой, давно уже сложившийся характер изменить к лучшему, даже самый слабый характер сделать сильным и стойким. Один древний мудрец сказал: «Мы делаемся тем, что делаем из себя сами».

(188 слов)

 

Задание. Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора: характер человека зависит от него самого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 2413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.037 с.)