Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У меня украла девушку эта ночь.

Поиск

У меня украла девушку эта ночь.

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

Потом берет аккорд на четыре ступени выше (четвертая ступень (IV)) и продолжает:

 

(IV) (I)

Да, у меня украла девушку эта ночь.

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

 

И, наконец, в последней третьей фразе, используя аккорды на пятой(V) и/или четвертой(IV),

cтупенях, заканчивает (там же где и начал, на первой ступени):

 

(V) (IV) (I) (V)

И чёртово утро не может ничем помочь...

| 9 | 10 | 11 | 12 ||- третья фраза (V/IV и I)

 

Даже если музыкальный язык для Вас - темный лес, о вышеприведенной строфе важно запомнить

следующее:

 

1. В подобной строфе существуют три раздельные, ярко выраженные смысловые фразы (часто вторая

фраза повторяет первую). Это связанно еще и с тем, что после каждой фразы часто

оставляется место для музыкальной импровизации.

2. Рифмовка в такой строфе обычно бывает:

AAA -

или реже

АБА или ААБ или даже АБВ (последняя выглядит верлибром на бумаге и слишком

зависима от музыки).

 

3. В блюзе, как правило, отдаётся предпочтение мужским окончаниям фраз. Женские рифмы

редко употребляются во фразовых окончаниях и почти полностью исключаются в конце строф - это

связано с особенностями, как джазовой/блюзовой музыки, так и традиций английского языка.

Немаловажно с музыкальной точки зрения и следующее: вторая фраза (пятый такт) начинается

с аккорда на IV-ой ступени (наряду с применением специальных блюзовых тонов, гамм, ладов

и ритмических рисунков - в литературе они, увы, неупотребимы).

 

Блюзовые трехстишия оставались популярными, как в 20-е, так и в 60-ые годы.

 

Пример 1.1. Everyday I Have The Blues (B.B. King) (ААА)

 

(I)

Everyday, everyday I have the blues

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV) (I)

Ooh everyday, everyday I have the blues

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

(V) (IV) (I) (V)

When you see me worryin' baby, yeah it's you I hate to lose

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)

 

Приведенные выше тексты -примеры несложной блюзовой строфы. Как будет в дальнейшем показано,

существуют значительно более разнообразные и интересные виды блюзовых рифмовок.

------------------

Представим cебе, что блюз исполняют два человека, и каждая из трех фраз

будет иметь вопрос и ответ (утверждение1 и утверждение2). В остальном, строение

точно такое же, как описано выше:

 

Пример 2: Экспромтный 12-тактный блюз (АБ АБ АБ)

(I)

- Никому не нужен...

- У тебя украла девушку эта ночь.

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV) (I)

- Да, Никому не нужен...

- У тебя украла девушку злая ночь.

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

(V) (IV) (I) (V)

- А утром, утром только хуже, -

- Чёртово утро не сможет тебе помочь...

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)

 

Исполнитель блюза нередко ведет диалог с другими инструментами, или просто рассказывает

историю в подобной фразировке:

 

Пример 3: Beisse Smith Graveyard Dream Blues, 1923 год

(I)

-Blues on my mind,

blues all around my head (пианино, гитара или труба отвечают)

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

 

(IV) (I)

Blues on my mind,

and blues all around my head (пианино, гитара или труба отвечают)

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

 

(V) (IV) (I) (V)

I dreamed last night

that the man that I love was dead (пианино, гитара или труба отвечают)

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)

 

Пример 4.1: Николай Голиков, Блюз (2001) (АБ АБ АБ)

(I)

Всю ночь ты орёшь свое горло,

Соседи звонят ноль три.

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV) (I)

Ты в кровь дерёшь свое горло,

Мои соседи звонят ноль три.

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

(V) (IV) (I) (V)

Я хотел сказать тебе хоть пол-слова,

Но моё горло в крови.

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)

 

Пример 4.2: Киров Блюз(Екатерина Болдырева)(АБ АБ АБ)

(I)

А еще у меня есть кумир, милый,

У меня есть большой кумир

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV) (I)

Он играет блюз как черные, милый,

И я сразу люблю весь мир.

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

(V) (IV) (I) (V)

Он крутой музыкант и парняга нехилый,

С потрясающим именем - Кир.

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)

 

Из вышеприведенных примеров видно, что двенадцатитактная блюзовая строфа может состоять не

только из трех строчек. На каждую фразу может приходится и две строки, и больше.

 

Кроме уже упомянутой рифмовки блюзовой строфы: АБ АБ АБ (или упрощенной ААА)

возможны и:

АА ББ ВВ

АБ АБ ВБ

АА БА ВА

и многие другие разновидности.

 

Используются строфы и с незарифмованными строками (АБ ВГ ДЕ), но

неподкрепленные музыкой, обычно такие тексты на бумаге читаются как верлибр.

 

-------------------------------------------------

 

III. Шестнадцатитактная блюзовая строфа

 

 

Если хорошо разобраться в строении традиционного 12-тактного (трехфразового) блюза,

то не составляет никакого труда понять и 16-титактный блюз (трех- или четырехфразовый).

 

Музыкальное различие между 12- и 16- тактовыми блюзами такое:

 

12-титактный блюз:

 

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

 

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)

 

| 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза(V/IV и I)

16-титактный блюз

 

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

 

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)

 

| 9 | 10 | 11 | 12 | - третья фраза (I)

 

| 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза(V/IV)

 

или

 

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

 

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (I)

 

| 9 | 10 | 11 | 12 | - третья фраза (IV)

 

| 13 | 14 | 15 | 16 || - четвертая фраза(V/IV и I)

 

Даже в 1920-30-ые года существовало много вариаций на подобные гармонические "сетки",- позднее

же, с годами, в музыкальной форме блюза допускалось еще большие степени свободы.

 

Существуют и трехфразовые 16-тактные блюзы: так же три фразы,

но либо первая, либо третья фраза - в два раза длиннее остальных:

 

Пример 5.1: Экспромтный 16-тактный трехфразовый блюз)

 

У меня украла девушку эта ночь,

Да, у меня украла девушку злая ночь

3. Жить без нее не в мочь, (4.) и утро не сможет ничем помочь...

 

В данном примере, хорошо видно, как длинная третья фраза невольно разбивается на две. Именно таким

образом, в 16-титактном блюзе и образуются вместо трех - четыре фразы.

Пример 5.2: Экспромтный 16-тактный четырехфразовый блюз

(I)

У меня украла девушку эта ночь,

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV)

Да, у меня украла девушку злая ночь

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)

(I)

Жить без нее - никак... нельзя... не в мочь, -

| 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза (I)

(V) (IV)

И чёртово утро не может ничем помочь. (I) (V)

| 13 | 14 | 15 | 16 || 4-ая фраза (V/IV и I)

 

Очень рекоммендую еще раз прочесть один за другим три примера: 1.0, 5.1 и 5.2. По ним

наглядно видны связь и трансформация 12-ти и 16-титактных блюзов.

 

А вот 16-тактный четырехфразовый блюз из классики:

 

Пример 6: You've Got To Give Me Some (Blues), 1929

(I)

Said mister Jones to old butcher Pete,

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

(IV)

I want a piece of your good old meat

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)

(I)

You gotta give me some, oh give me some

| 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза (I)

(V) (IV) (I) (V)

I crave your round steak, you gotta give me some

| 13 | 14 | 15 | 16 || 4-ая фраза (V/IV и I)

 

Рифмовка для блюзового четверостишия может быть:

АААА

ААББ

ААБА,

но почти никогда - АБАБ.

 

Схема АБАБ в блюзе обычно не употребляется (если и употребляется то как часть одной фразы).

Причины для этого следующие:

Четырыхфразовое ААББ - это вариации на трехфразовое АА(Б), где (Б) - длинная третья фраза,

или (А)ББ где (А) - длинная первая фраза.

Четырехфразовое ААБА - это вариации на трехфразовое АА(А), где (А) - длинная третья

фраза. Однако, АБАБ по рифмовке можно представить лишь как (А)(А) - всего две фразы.

Как следствие, такое строение не отвечает сути блюзовой строфы. Единственным исключением,

являются примеры, когда на каждую фразу приходится не по 1-2, а по 4 строки. В этом случае

действительно рифмовка может быть АБАБ ВГВГ ДЕДЕ, и мы получим трехфразовый блюз,

состоящий из 12-ти строк.

С более сложной рифмовкой 16-титактные четырехфразовые блюзы бывают такие:

 

Пример 7.0: Worried Life Blues 1928 (АА ББ ВБ ВБ)

 

I lived a life but nothing I've gained

Each day I'm full of sorrow and pain

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза

No one seems enough for poor me

To give me a word of sympathy

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза

Oh me, oh my

Wonder what will the end be

| 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза

Oh me, oh my

Wonder what will become of poor me

| 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза

 

(АБ АБ АВ АВ)

I'm sittin' and thinkin' of the days gone by

They fills my heart with pain

I'm too weak to stand and too strong to lie

But I'm forgettin' it all in vain

Oh me, oh my

Wonder what will the end be

Oh me, oh my

Я посмотрел на часы, было 9.36,

Ты сказала: "Я устала, я хочу присесть!"

Я сказал: "Нет-нет! Смотри - танцуют все кругом!"

Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном.

 

Кстати эту же строфу можно переписать как:

 

Я посмотрел на часы,

Было девять тридцать шесть,

 

Ты сказала: "Я устала,

я хочу присесть!"

 

Я сказал: "Нет-нет!

Смотри - танцуют все кругом!"

 

Мы прыгали, вертелись и кружились так,

Что пол ходил ходуном.

 

Получившася рифмовка АБ ВБ ГД ЕД (вариация рифмовки ААББ) тоже характерная для

четырехфразовой блюзовой строфы.

 

Пример 10: Я люблю буги-вуги (схоже с примерами 3 и 4, только рифмовка АА ББ ВВ)

 

Субботний вечер, и вот опять

Я собираюсь пойти потанцевать,

 

Я надеваю штиблеты, и галстук-шнурок,

Я запираю свою дверь на тяжелый замок.

 

На улице стоит ужасная жара,

Но я буду танцевать буги-вуги до утра.

 

Приведенные "рок-н-роллы" - прекрасный пример блюзовой строфы.

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Классическая блюзовая строфа состоит из трёх или четырех смысловых фраз. На каждую фразу

Рифмы.

В трехфразовых блюзовых строф часто используются следующие рифмовки:

 

Рифмовок.

 

Одинокостоящий француз,

Не спеши африканцев искать

Может в блюзе себя изливать

И родившийся вне Сенегала..

 

И вина черноплодной рябины,

Черных пятен морей на Луне....

И грустен только мой блюз.

Она не понимает,

Что этим убивает

меня!

 

Этот текст, обладающий всеми свойствами трехфразового двенадцатитактного блюза (АА АА АА),

примечателен тем, что в нём используются женские рифмы, однако, из-за выбранной рифмовки

АА АА АА(B)- одинаковая рифма, повторяющаяся в строфе 6 раз, создаёт монотонный ритмический

рисунок, не портящий блюзового/рок-н-ролльного настроения.

 

Пример 12: Шанхай Блюз (Машина Времени), 12-тактный трехфразовый блюз (АА БББ ВВ)

Давным-давно

Когда нам было все-равно

С кем жить,

Что пить,

Как быть

И время пролетало hi-fi -

Мы пели блюз Шанхай.

Тут есть некоторые отхождения от традиционного блюза, как по гармониям, так и по строению фраз.

Но блюзовые элементы - на лицо. Фразы четко разделены если не по смыслу, то рифмами,

нет женских окончаний, и (музыкальный элемент)на вторую фразу (пятый такт) приходится аккорд

на четвертовй ступени.

 

При всем желании, я не нашел примера блюзовой строфы с рифмовкой АБАБ. Повторюсь,

такая рифмовка очень неестествеенна для блюза, так как строфа с подобным строением тяготеет

к двум фразам, а не трем или четырем. Прежде чем пытаться писать блюзы с такой рифмовкой,

имеет смысл хорошенько освоить традиционные формы блюзовых строф.

 

IX. Заключение

 

Напоследок подчеркну то, с чего, может быть, стоило начать:

 

Теория не имеет никакой цены без практики. Человеку, никогда не видевшему зеленый цвет,

невозможно словами объяснить, что это. Аналогичным образом, если поэт никогда не слышал блюза,

и смутно представляет, как этот блюз звучит и каковы его музыкальные характеристики, то ему

будет чрезвычайно трудно писать блюзовые стихи.

 

Не следует забывать и о другой стороне медали: не всякий, пусть даже прекрасно звучащий блюз,

хорошо читается на странице. Чтобы блюз не только пелся, но и смотрелся на бумаге, автор должен

использовать красивые рифмы и слог и быть очень аккуратным с

характерными для блюза, но, увы, опасными ритмическими сбоями.

 

Главная же цель у поэта, пишущего "блюзовый стих", - это любыми выразительными средствами

добиться, чтобы читатель кроме содержания, формы и качества текста почувствовал в

стихотворении музыку блюза.

 

 

У меня украла девушку эта ночь.

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)

Потом берет аккорд на четыре ступени выше (четвертая ступень (IV)) и продолжает:

 

(IV) (I)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.60 (0.007 с.)