Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Wonder what will become of poor me

Поиск

 

Пример 7.1: Довольно Гнездиться Здесь (Екатерина Болдырева)(АБ АБ БВ В)

По запахам, по следам, (I)

еще незатоптанным серым дождем (IV)

| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза

мы что-нибудь где-то там (I)

хоть в кое-то веки найдем (IV)

| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза

ты ведь жив, не прими за стрём, (V)

ты ведь бог, не сочти за лесть, (IV)

| 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза

довольно гнездиться здесь! (I)

.............. (V)

| 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза

В восьмистишии существует значительно больше свободы в рифмовке.

Можно использовать:

АБ АБ АВ АВ,

АБ АБ ВГ ВГ,

АА ББ ВГ ВГ,

АА ББ ВВ ГГ,

и множество других комбинаций. Не стоит забывать, что правильная фразировка в блюзе важнее чем обязательная приверженность

к той или иной схеме рифмовки.

 

Итак, 16-тактная блюзовая, как правило, состоит из 4-х фраз, каждая из них

(как и в 12-ти тактовой строфе) может содержать в себе одну или несколько строк.

 

------

 

IV. Блюзовые элементы и их развитие

 

Как в трехфразовом, так и четырехфразовом блюзе, между фразами должны напрашиваться вздох,

пауза, передышка. Четверостишие, где первые две строки образуют одну фразу, а 3-я и 4-ая

строка - другую, скорее всего блюзовой строфой не является, или, во всяком случае, без музыки на

блюзовую строфу не похоже. Аналогично, и в восьмистишии, и в шестистрочной строфе должно

прослеживаться четкое разделение между фразами.

 

 

По своей форме блюз развивался и трансформировался каждую декаду. Единственное, что оставалось

неизменным вплоть до 60-ых годов, - это количество тактов в строфе (12 или 16) и характерный

аккорд четвертой ступени на второй (в 16-титактной строфе часто на третьей) фразе блюза. При

этом, другие элементы традиционного "архаического" блюза двадцатых готов вольно

обыгрывались, нарушались, обогащались как гармонически, так и мелодически.

 

 

Я неоднократно подчеркивал, что одна из важнейших музыкальных особенностей традиционного

блюза - аккорд четвертой ступени, приходящийся обычно на начало второй фразы блюзовой

строфы (в 16-титактном блюзе - иногда на начало 3-ей фразы).

Казалось бы, зачем поэту знать такие детали, если на бумаге нельзя отразить блюзовые

гармонии? На самом деле, именно этим фактом в какой-то мере объясняется наличие трех (или

четырех фраз) в любой блюзовой строфе. Дело в том, что переход на аккорд четвертой ступени во

второй фразе был очень свежим, "желанным", и выразительным музыкальным приемом для

блюзистов начала века. Исполнители не уставали получать удовольствие, приходя к 4-ой ступени

на той или другой фразе, в этом была одна из ключевых особенностей блюзовой гармонии. Однако,

закончить строфу на аккорде четвертой ступени блюзисты не могли - ступень-то неустойчивая,

и ставить на ней точку - музыкально неестественно. Именно поэтому музыкантам требовалась

еще одна, а порой две, фразы, чтобы убедительно обеспечить возвращение на первую

устойчивую ступень.

 

-----------------

 

В 60-70-х годах появилась традиция играть блюз на один

аккорд, который держался через все три (или четыре) фразы, - и лишь ритм, музыкальное

оформление, фразировка и текст, показывали, что исполняемое произведение есть блюз.

 

V. Ритм-н-Блюз и Рок-н-Ролл

 

Упомяну пару слов о стилях, произошедших из блюза: Ритм-н-Блюз, Рок-н-Ролл и Буги-Вуги

Все эти направления основаны на блюзе, и при схожей гармонии и фразировке отличаются от блюза

более быстрыми темпами, подбором инструментов и некоторыми другими мелодическими и

ритмическими нюансами.

 

Буги-Вуги игралось негритянскими пианистами в 30-ые годы и чуть позже Биг

Бэндами (джазовыми оркестрами). Основан этот стиль на фортепианной игре.

 

Ритм-и-Блюз - был популярен в 50-60-ые годы, включал в себя вокал и джазовую ритм-секцию

(piano, bass, drums, плюс, зачастую, духовые инструменты)

 

Ранний Рок-н-Ролл - почти то же самое, что и Ритм-и-Блюз, только в Рок-н-Ролле преобладают

гитары.

 

Разница в текстах между Ритм-и-Блюзом (Рок-н-Роллом) и обычным блюзом в том, что, как правило,

в Ритм-и-Блюзе/Рок-н-Ролле - тематика более жизнерадостная, чем в меланхоличном блюзе, и

исполняются эти тексты быстрее. Все остальные правила остаются в силе.

 

Показательны в этом плане тексты Науменко:

 

Пример 9: Мажорный рок-н-ролл (ААББ) (Полностью созвучно с примером 5 или 6.)

 

Я посмотрел на часы, было 9.36,

Ты сказала: "Я устала, я хочу присесть!"

Я сказал: "Нет-нет! Смотри - танцуют все кругом!"

Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном.

 

Кстати эту же строфу можно переписать как:

 

Я посмотрел на часы,

Было девять тридцать шесть,

 

Ты сказала: "Я устала,

я хочу присесть!"

 

Я сказал: "Нет-нет!

Смотри - танцуют все кругом!"

 

Мы прыгали, вертелись и кружились так,

Что пол ходил ходуном.

 

Получившася рифмовка АБ ВБ ГД ЕД (вариация рифмовки ААББ) тоже характерная для

четырехфразовой блюзовой строфы.

 

Пример 10: Я люблю буги-вуги (схоже с примерами 3 и 4, только рифмовка АА ББ ВВ)

 

Субботний вечер, и вот опять

Я собираюсь пойти потанцевать,

 

Я надеваю штиблеты, и галстук-шнурок,

Я запираю свою дверь на тяжелый замок.

 

На улице стоит ужасная жара,

Но я буду танцевать буги-вуги до утра.

 

Приведенные "рок-н-роллы" - прекрасный пример блюзовой строфы.

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

VI. Общие правила строения блюзовой строфы

 

Исходя из всего вышенаписаного, можно сформулировать следующие три общих правила строения

блюзовой строфы:

 

Классическая блюзовая строфа состоит из трёх или четырех смысловых фраз. На каждую фразу

Могут приходится несколько строчек,- таким образом в трехфразовой строфе часто

Употребляются 3-х и 6-тистишия, в четырехфразовой - четверостишия и восьмистишия.

 

Рифмы.

В трехфразовых блюзовых строф часто используются следующие рифмовки:

 

Трехстишья: ААА или реже АБА и ААБ

Шестистишья: АБ АБ ВБ или АБ ВБ ГБ или АА ББ ВВ или АБ АБ ВВ с вариантами.

 

В четырехфразовых блюзов еще больше свободы для рифмовки::

 

Четырехстишия: ААББ или ААБА или АААА, (!!!) но не АБАБ

Восьмистишия: АА ББ ВВ ГГ или АБ АБ ВГ ВГ или многочисленные комбинации этих двух

Рифмовок.

 

В конце блюзовых фраз, и особенно в конце строф, не рекоммендуется использовать женские

Рифмы-окончания, так как они не соответствуют блюзовым музыкальным окончаниям.

 

Кроме этих трёх правил, чтобы подчеркнуть "блюзовость" текста возможно использовать

следующие приемы:

 

1. Первая и вторая фраза блюзовой строфы могут быть одинаковыми или почти одинаковыми

2. Каждая фраза блюзовой строфы может быть построена по принципу вопрос-ответ, где вопросы

могут быть разными, а ответ одинаковый или наоборот. (Пример 2)

3. Допускаются и даже рекоммендуются ритмические нарушения внутри каждой фразы (на вкус

автора), - слишком гладкий и прилизанный ритм часто выбивает из блюзового настроения.

4. Хотя и не существует четких правил размера в блюзе, традиционный блюз часто основан на

трехдольных размерах (при этом, размер часто нарушается паузами и цезурами),

а Ритм-и-Блюз (Рок-н-Ролл), на двухдольных (речь идет о поэтических, а не музыкальных размерах).

5. Блюз может создавать, как печальное настроение, так и веселое,- ранние блюзы чаще всего - грустные,

а блюзы 50-60-х годов (и позже) нередко бывают жизнерадостными и шутливыми.

 

VII. Примеры неблюзовых и околоблюзовых текстов:

 

Рассмотрим два текста из литературного поединка на сайте http://leolan.com/gusary/buh/

где по условию жанр был определен как "блюзовый":

Текст 1.

Одинокостоящий француз,

Неотрывно глядящий на море..

Белой чайкой кружит в небе блюз -

Квинтэссенция черного горя..

 

Не спеши африканцев искать

За спиной купоросного галла -

Может в блюзе себя изливать

И родившийся вне Сенегала..

 

Черных мыслей довольно вполне,

И вина черноплодной рябины,

Черных пятен морей на Луне....

Да и просто, тоски без причины.

 

Мокро, ветрено... Мертвый сезон.

Даже мух нет в кафе "Общепита"...

И играет блюз не саксофон:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.60 (0.008 с.)