Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Wonder what will become of poor me↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пример 7.1: Довольно Гнездиться Здесь (Екатерина Болдырева)(АБ АБ БВ В) По запахам, по следам, (I) еще незатоптанным серым дождем (IV) | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза мы что-нибудь где-то там (I) хоть в кое-то веки найдем (IV) | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза ты ведь жив, не прими за стрём, (V) ты ведь бог, не сочти за лесть, (IV) | 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза довольно гнездиться здесь! (I) .............. (V) | 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза В восьмистишии существует значительно больше свободы в рифмовке. Можно использовать: АБ АБ АВ АВ, АБ АБ ВГ ВГ, АА ББ ВГ ВГ, АА ББ ВВ ГГ, и множество других комбинаций. Не стоит забывать, что правильная фразировка в блюзе важнее чем обязательная приверженность к той или иной схеме рифмовки.
Итак, 16-тактная блюзовая, как правило, состоит из 4-х фраз, каждая из них (как и в 12-ти тактовой строфе) может содержать в себе одну или несколько строк.
------
IV. Блюзовые элементы и их развитие
Как в трехфразовом, так и четырехфразовом блюзе, между фразами должны напрашиваться вздох, пауза, передышка. Четверостишие, где первые две строки образуют одну фразу, а 3-я и 4-ая строка - другую, скорее всего блюзовой строфой не является, или, во всяком случае, без музыки на блюзовую строфу не похоже. Аналогично, и в восьмистишии, и в шестистрочной строфе должно прослеживаться четкое разделение между фразами.
По своей форме блюз развивался и трансформировался каждую декаду. Единственное, что оставалось неизменным вплоть до 60-ых годов, - это количество тактов в строфе (12 или 16) и характерный аккорд четвертой ступени на второй (в 16-титактной строфе часто на третьей) фразе блюза. При этом, другие элементы традиционного "архаического" блюза двадцатых готов вольно обыгрывались, нарушались, обогащались как гармонически, так и мелодически.
Я неоднократно подчеркивал, что одна из важнейших музыкальных особенностей традиционного блюза - аккорд четвертой ступени, приходящийся обычно на начало второй фразы блюзовой строфы (в 16-титактном блюзе - иногда на начало 3-ей фразы). Казалось бы, зачем поэту знать такие детали, если на бумаге нельзя отразить блюзовые гармонии? На самом деле, именно этим фактом в какой-то мере объясняется наличие трех (или четырех фраз) в любой блюзовой строфе. Дело в том, что переход на аккорд четвертой ступени во второй фразе был очень свежим, "желанным", и выразительным музыкальным приемом для блюзистов начала века. Исполнители не уставали получать удовольствие, приходя к 4-ой ступени на той или другой фразе, в этом была одна из ключевых особенностей блюзовой гармонии. Однако, закончить строфу на аккорде четвертой ступени блюзисты не могли - ступень-то неустойчивая, и ставить на ней точку - музыкально неестественно. Именно поэтому музыкантам требовалась еще одна, а порой две, фразы, чтобы убедительно обеспечить возвращение на первую устойчивую ступень.
-----------------
В 60-70-х годах появилась традиция играть блюз на один аккорд, который держался через все три (или четыре) фразы, - и лишь ритм, музыкальное оформление, фразировка и текст, показывали, что исполняемое произведение есть блюз.
V. Ритм-н-Блюз и Рок-н-Ролл
Упомяну пару слов о стилях, произошедших из блюза: Ритм-н-Блюз, Рок-н-Ролл и Буги-Вуги Все эти направления основаны на блюзе, и при схожей гармонии и фразировке отличаются от блюза более быстрыми темпами, подбором инструментов и некоторыми другими мелодическими и ритмическими нюансами.
Буги-Вуги игралось негритянскими пианистами в 30-ые годы и чуть позже Биг Бэндами (джазовыми оркестрами). Основан этот стиль на фортепианной игре.
Ритм-и-Блюз - был популярен в 50-60-ые годы, включал в себя вокал и джазовую ритм-секцию (piano, bass, drums, плюс, зачастую, духовые инструменты)
Ранний Рок-н-Ролл - почти то же самое, что и Ритм-и-Блюз, только в Рок-н-Ролле преобладают гитары.
Разница в текстах между Ритм-и-Блюзом (Рок-н-Роллом) и обычным блюзом в том, что, как правило, в Ритм-и-Блюзе/Рок-н-Ролле - тематика более жизнерадостная, чем в меланхоличном блюзе, и исполняются эти тексты быстрее. Все остальные правила остаются в силе.
Показательны в этом плане тексты Науменко:
Пример 9: Мажорный рок-н-ролл (ААББ) (Полностью созвучно с примером 5 или 6.)
Я посмотрел на часы, было 9.36, Ты сказала: "Я устала, я хочу присесть!" Я сказал: "Нет-нет! Смотри - танцуют все кругом!" Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном.
Кстати эту же строфу можно переписать как:
Я посмотрел на часы, Было девять тридцать шесть,
Ты сказала: "Я устала, я хочу присесть!"
Я сказал: "Нет-нет! Смотри - танцуют все кругом!"
Мы прыгали, вертелись и кружились так, Что пол ходил ходуном.
Получившася рифмовка АБ ВБ ГД ЕД (вариация рифмовки ААББ) тоже характерная для четырехфразовой блюзовой строфы.
Пример 10: Я люблю буги-вуги (схоже с примерами 3 и 4, только рифмовка АА ББ ВВ)
Субботний вечер, и вот опять Я собираюсь пойти потанцевать,
Я надеваю штиблеты, и галстук-шнурок, Я запираю свою дверь на тяжелый замок.
На улице стоит ужасная жара, Но я буду танцевать буги-вуги до утра.
Приведенные "рок-н-роллы" - прекрасный пример блюзовой строфы. -------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Общие правила строения блюзовой строфы
Исходя из всего вышенаписаного, можно сформулировать следующие три общих правила строения блюзовой строфы:
Классическая блюзовая строфа состоит из трёх или четырех смысловых фраз. На каждую фразу Могут приходится несколько строчек,- таким образом в трехфразовой строфе часто Употребляются 3-х и 6-тистишия, в четырехфразовой - четверостишия и восьмистишия.
Рифмы. В трехфразовых блюзовых строф часто используются следующие рифмовки:
Трехстишья: ААА или реже АБА и ААБ Шестистишья: АБ АБ ВБ или АБ ВБ ГБ или АА ББ ВВ или АБ АБ ВВ с вариантами.
В четырехфразовых блюзов еще больше свободы для рифмовки::
Четырехстишия: ААББ или ААБА или АААА, (!!!) но не АБАБ Восьмистишия: АА ББ ВВ ГГ или АБ АБ ВГ ВГ или многочисленные комбинации этих двух Рифмовок.
В конце блюзовых фраз, и особенно в конце строф, не рекоммендуется использовать женские Рифмы-окончания, так как они не соответствуют блюзовым музыкальным окончаниям.
Кроме этих трёх правил, чтобы подчеркнуть "блюзовость" текста возможно использовать следующие приемы:
1. Первая и вторая фраза блюзовой строфы могут быть одинаковыми или почти одинаковыми 2. Каждая фраза блюзовой строфы может быть построена по принципу вопрос-ответ, где вопросы могут быть разными, а ответ одинаковый или наоборот. (Пример 2) 3. Допускаются и даже рекоммендуются ритмические нарушения внутри каждой фразы (на вкус автора), - слишком гладкий и прилизанный ритм часто выбивает из блюзового настроения. 4. Хотя и не существует четких правил размера в блюзе, традиционный блюз часто основан на трехдольных размерах (при этом, размер часто нарушается паузами и цезурами), а Ритм-и-Блюз (Рок-н-Ролл), на двухдольных (речь идет о поэтических, а не музыкальных размерах). 5. Блюз может создавать, как печальное настроение, так и веселое,- ранние блюзы чаще всего - грустные, а блюзы 50-60-х годов (и позже) нередко бывают жизнерадостными и шутливыми.
VII. Примеры неблюзовых и околоблюзовых текстов:
Рассмотрим два текста из литературного поединка на сайте http://leolan.com/gusary/buh/ где по условию жанр был определен как "блюзовый": Текст 1. Одинокостоящий француз, Неотрывно глядящий на море.. Белой чайкой кружит в небе блюз - Квинтэссенция черного горя..
Не спеши африканцев искать За спиной купоросного галла - Может в блюзе себя изливать И родившийся вне Сенегала..
Черных мыслей довольно вполне, И вина черноплодной рябины, Черных пятен морей на Луне.... Да и просто, тоски без причины.
Мокро, ветрено... Мертвый сезон. Даже мух нет в кафе "Общепита"... И играет блюз не саксофон:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.60 (0.008 с.) |