Квалификация (степень) выпускника — бакалавр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр



Пермский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "ФИЛОСОФИЯ"

для направлений подготовки:

Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр

 

Пермь

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Формирование у студентов системы основных философских представлений, знакомство их с философскими концепциями прошлого и настоящего, понимание связи философии со специальными дисциплинами; формирование у студентов методологических и мировоззренческих ориентиров, целостного мировоззрения, свободного от односторонности, ценностных гуманистических принципов, активной жизненной позиции; умение сопоставлять различные варианты решения философских проблем, вырабатывать свою собственную позицию и ее аргументировать.

Изучение дисциплины направлено на формирование дискурсивного и аналитического мышления, навыков использования философских знаний в своей будущей профессии, умения реализовывать свой интеллектуальный потенциал при решении профессиональных задач.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина относится к базовой части цикла ГСЭ

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Для освоения дисциплины Философия студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплины История.

Освоение дисциплины Философия является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Политология, Социология, Культурология.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.

Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (л)      
Практические занятия (п)      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Курсовая работа (при наличии)      
Контрольная работа (при наличии)      
Другие виды самостоятельной работы      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, бытие, сознание, материализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, агностицизм, диалектика, метафизика, догматизм, скептицизм, софистика, эклектика, гносеологические и социальные корни идеализма и религии.

 

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Содержание и формы мифологического мировоззрения. Содержание и формы религиозного мировоззрения. Философское мировоззрение.

Основной вопрос философии в историко – философском осмыслении. Монизм и дуализм. Материализм и идеализм. Гносеологические корни идеализма. Субъективный и объективный идеализм. Скептицизм и агностицизм.

Философия как наука. Зачатки научных знаний как предпосылки философии. Исторические формы философского мышления. Натурфилософия. Основные этапы развития философии. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, постклассическая философия. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Взаимодействие философии и науки. Основные функции философии. Философия как форма духовной культуры. Роль философии в процессе формирования профессиональной культуры.

Раздел 2. История философии

Тема 1. Философия Древнего мира

Основные понятия: космос, архэ, природа, эйдос, душа, диалектика, космоцентризм, субстанция, бытие.

Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.

Философия в Древней Индии. Выделение философии из религиозно-мифологической формы идеологии в самостоятельную область знаний. Традиционные древнеиндийские философские школы: буддизм, джайнизм, санкья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта, чарвака (или локаята)

Философия в Древнем Китае. Этико-политическое учение Конфуция. Материалистические идеи в даосизме.

Философия Античного общества. Космоцентризм. Наивно - материалистический характер первых древнегреческих философских учений. Проблема первоначала. Милетская школа: Фалес (624-547 гг. до н.э.). Соединение практической деятельности с теоретической. Вопрос о первовеществе. Вода как вещественное первоначало Фалеса; Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.). Его космология и космогония. «Беспредельное» первовещество; Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) и его гипотеза о «воздухе» как о вещественном первоначале.

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Наивный материализм Гераклита. Учение об огне как о вещественном первоначале. Диалектический характер изменения вещей: относительность всех свойств, переход всякого свойства в противоположное, борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о «логосе», отражение в нем первых представлений о необходимости природных процессов.

Элейская школа. Материалистический характер учения Перменида (II пол. VI. – нач. V вв. до н.э.). Учение истины и учение мнения. Метафизическая критика Парменидом учения Гераклита о диалектическом процессе. Отрицание небытия. Тезис о единстве мысли с мыслимым предметом. Отрицание мыслимости генезиса, изменения, движения и множества. Доказательства Зенона (сер. V в. до н.э.) в защиту учения Парменида.

Школа атомистов. Атомистический материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учение об атомах и пустоте.

Постановка философских категорий. Учение Сократа (469-399 гг. до н.э.) о методе и его составных элементах. Этика и теория познания в философии Сократа.

Философия Платона (427-347 гг. до н.э.). Сочинения. Учение о бестелесных видах (идеях). Бытие и небытие. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных видов и миром небытия. Учение Платона о знании. Теория «припоминания». Учение о государстве и о воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души.

Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Сочинения. Критика платоновской теории «идей». Учение о «форме» и «материи», «возможности» и «действительности». Учение об Уме-перводвигателе. Общественно-политические теории Аристотеля.

Тема 6. Русская философия

Основные понятия: община, соборность, космизм, ноосфера, биосфера, анархизм, социализм, метафизика, всеединство.

Основные направления русской философии XIX-XX вв. Типологические характеристики русской философии. Практико-нравственная ориентация русской философии. Философское учение славянофилов: И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), А.С. Хомякова (1804-1860 гг.), К.С. Аксакова (1817-1860 гг.), Ю.Ф. Самарина (1819-1876 гг.). Философское учение западников: Н.В. Станкевича (1813-1840 гг.), В.Г.Белинского (1811-1848гг.), А.И.Герцена (1812-1870), П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Историософия П.Я. Чаадаева. Идейная полемика 40-х гг. XIX в. О путях развития России. Анархизм М. Бакунина (1814-1876 гг.).

Русская религиозно-философская мысль конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.), С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), П.А.Флоренский (1882-1946 гг.) и др. Смысл философии всеединства. Идея «богочеловеческого процесса».

Философия русского космизма. Основные направления русского космизма: естественнонаучное - М.А.Умов, К.Э.Циолковский (1857-1935 гг.), В.И.Вернадский (-1945гг.), Н.Г. Холодный, А.А. Чижевский; религиозный - Н.Ф.Федоров (1828-1903 гг.). Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса. Задача «возвращения жизни в космос». Душа и космос.

Раздел 3. Философия Бытия

Тема 8. Диалектика

Основные понятия: диалектика, метафизика, связь, развитие, закон, принцип, категория.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Понятие связи и развития. Виды связей и их выражение в категориях. Универсальные связи и их выражение в категориях: единичное, особенное и общее, сущность и явление. Связи детерминации и их выражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма. Структурные связи и их выражение в категориях: часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. Относительность единства, абсолютность борьбы противоположностей. Роль противоречий в развитии. Основные типы противоречий. Диалектика современного мирового развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Понятие качества, свойства, количества, меры. Скачки. Многообразие форм скачка в природе и обществе.Сущность закона отрицания отрицания и формы его проявления. Диалектическое «отрицание». Преемственность в развитии. Цикличность и поступательность изменений.

Понятие развития. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

Семинарские занятия

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.206-224

Вопросы для обсуждения

1. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России.

2. А.И. Герцен. «Русский социализм».

3. А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, К. С. Аксаков о своеобразии исторических судеб России.

4. Анархизм М. А. Бакунина.

5. Русский космизм: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, учение о ноосфере.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.232-308.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и назначение человека. Проблема человека в философии.

2. Человек как единая целостность природного, социального, общечеловеческого и вселенского.

3. Человек в различных типах культуры.

4. Человек и человечество в современную эпоху. Перспективы человека.

5. Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция

6. и становление информационного общества.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 506-544.

Вопросы для обсуждения

1. Принцип системности в марксистской социологии. Материальное производство - основной системообразующий фактор. Структура производства.

2. Теория «идеальных типов» М. Вебера.

3. Модель социальной системы Т. Парсонса. Структурные и функциональные категории.

4. Утопии и антиутопии как социальные модели.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 380-400.

Формы и методы обучения

Аудиторной работы:

Традиционные формы и методы

· лекции;

· семинарские занятия.

Темы контрольных работ

Тема 1. Платон. Диалоги (СМ.: по работе Платона Диалог «Государство» - седьмая книга)

1) Рассуждая об искусстве обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) Платон указывает на пользу данного занятия. Раскройте, в чем состоит польза созерцания эйдосов, используя непосредственно источник.

2) В рассуждении о диалектическом методе Платон разделяет две области познания. Укажите на них и раскройте то, чему они соответствуют.

Тема 2. Сартр Ж-П. Проблема Метода (СМ.: по работе Ж-П Сартра «Проблема метода», любое издание).

Раскройте проблему субъективного и объективного в контексте прогрессивно-регрессивного метода Ж- П Сартра.

Тема 3. Фромм Э. Иметь или Быть? (См.: по работе Э. Фромма «Иметь или Быть?», любое издание)

Раскройте антрополого-психологическую трактовку того что есть бытие у Э. Фромма.

Тема 4. Фромм Э. Иметь или Быть? (См.: по работе Э. Фромма «Иметь или Быть?», любое издание)

Раскройте понятия: «новый человек» и «новое общество».

Тема 5. Маслоу А. Психология Бытия (См.: А. Маслоу «Психология Бытия», любое издание)

Раскройте роль творчества в процессе самоактуализации человека в концепции А. Маслоу.

Тема 6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа (См.: Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», любое издание)

Раскройте законы движения и развития культурно-исторических типов (Можно представить в виде схемы).

Тема 7. Хайдеггер М. Время и Бытие М. 1993. (См.: «Письмо о гуманизме»).

Раскройте экзистенциальное понимание бытийности человека.

Тема 8. Фромм Э. Психоаналих и этика М. Республика 1993. (См.: «Человек для самого себя»).

Раскройте проблему «продуктивной» и «непродуктивной» ориентации.

Тема 9. Фрейд З. Психоанализ и культура (См.: З. Фрейд «Психоанализ и культура», любое издание, раздел «Психология масс и анализ человеческого Я»).

Раскройте концепцию массового сознания З. Фрейда.

Тема 10. Фромм Э. Здоровое общество (См.: Э. Фромм «Здоровое общество», любое издание, глава V. Человек в капиталистическом обществе).

Проблема отчуждения в понимании Э. Фромма.

Тема 11. Маркузе Г. Одномерный человек (См.: Г. Маркузе «Одномерный человек, любое издание часть первая «Одномерное общество»).

Раскройте проблему потребностей в контексте отчуждения человека в современном обществе.

Тема 12. Адлер А. Наука жить Киев, 1997 (См.: Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека).

Раскройте соотношение общества и отдельного человека у А. Адлера.

Тема 13. Платон. Диалог «Государство» (См.: Платон. Собр. соч.: в 3 т. Т.3. М., 1971. С. 145-380.).

Раскройте причины образования государства и образ идеального государства.

Тема 14. Аристотель. Политика (См.: Аристотель. Соч.: в 4т. Т.4 М., 1983. С. 370-460.).

Как Аристотель определяет природу человека? Рассмотрите соотношение понятий гражданин и государство.

Тема 15. Сенека Л. А. О счастливой жизни (См.: Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 167-193).

Раскройте понятия: благо, счастье и мудрость.

Тема 16. Мор Т. Утопия (См.: Т. Мор «Утопия», любое издание).

Каковы предпосылки справедливости и равенства в «Утопии» Т. Мора? Какова роль труда в жизни общества? Какой вид труда и почему он считает наивысшим?

Тема 17. Бэкон Ф. Новый органон (См.: Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1978. С 11-36).

Раскройте аргументы против схоластики (критика идолов).

Тема 18. Гоббс Т. Левиафан, …. (См.: Гоббс Т. Избр. произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1964. С 150-200).

Как определяет Т. Гоббс естественное состояние, свободу и необходимость?

Приведите основные положения «общественного договора».

Тема 19. Локк Дж. Два трактата о правлении (См.: Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С 300-330).

Как определяет Т. Гоббс естественное состояние?

Приведите основные положения «общественного договора».

Тема 20. Кант И. Основоположения метафизики нравов (См.: Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. - М., 1994. С 225-246).

Раскройте природу категорического императива по И. Канту.

Тема 21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра (См.: Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990. С 80-157).

Что имел в виду Ницше, говоря: «Это мои звери!», «живое», «доброе».

Тема 22. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве (См.: Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1989. С 150-170).

Категория «богочеловечество» в обосновании В. Соловьева. В чем состояла миссия церкви?

Тема 23. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. (См.: Бердяев Н. А. Философия свободы… М., 1989. С 479-490).

Раскройте смысл категории «общественность» и ее роль в структуре творчества.

Тема 24. Шелер М. Формы знания и образования (См.: Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С 15-56).

В чем состоит природа человека? В чем основная цель образования и каковы три формы знания?

Тема 25. Конт О. Курс положительной философии (См.: Человек: Мыслители прошлого и настоящего… М., 1995. С 220-228).

Раскройте сущность позитивной философии и закон трех стадий.

Тема 26. Шпенглер О. Закат Европы (См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С 120-180).

Назовите отличительные черты цивилизации, по Шпенглеру.

Тема 27. Тойнби А. Постижение истории (См.: Тойнби А. Постижение истории. Избранное. М., 2001. С 113- 350).

Раскройте действие «вызов-ответ» как механизм роста и распада цивилизаций.

Тема 28. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. (См.: Ортега-и-Гассет. Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С 309-358).

Дайте характеристику феноменам «масса» и «массовый человек».

Тема 29. Рассел Б. Что такое философия? (См.: Бертран Р. Искусство мыслить. М., 1999. С 83-89).

В чем Рассел видит различие между философией и наукой? Каковы, по его мнению, перспективы философии?

Тема 30. Кун Т. Структура научных революций. (См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С 6-26).

Дайте характеристику понятий: «парадигма», «нормальная наука», «научная революция».

Тема 31. Поппер К. Открытое общество и его враги. (См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: в2т. Т.1 М., 1992. С 7-35, 216-220).

В чем суть открытого общества и закрытого общества? Раскройте проблему историцизма.

Тема 32. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. (См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество… М., 1999. С 15-58).

Что входит в структуру понятия «постиндустриальное общество»? Соотнесите индустриальное и постиндустриальное общество. Раскройте основные задачи постиндустриального общества.

 

 

7.3 Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

1. В чем специфика философии как науки?

2. В чем расходятся диалектика и метафизика?

3. В чем своеобразие античной философии?

4.Что выделяли в качестве первоначала бытия ранние древнегреческие мыслители?

5. Каковы аспекты сократовской диалектики?

6. Что Платон понимал под эйдосом?

7. Какие черты добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?

8. Что Аристотель понимает под причиной, и какие виды причин указывает?

9.Что Аристотель говорит о природе человека?

10. Что Августин Блаженный понимает под Градом Божьим?

11. В чем суть антропологического подхода к проблеме Бога в философии Августина Блаженного?

12. Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Фома Аквинский?

13. В чем состоят разногласия между номиналистами и реалистами в споре об универсалиях?

14. Какую роль играет труд в жизни обитателей Утопии Т. Мора?

15. Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?

16. Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон и в чем их суть?

17. Какие четыре правила рационалистического метода формулирует Р Декарт?

18. Каковы основные характеристики естественного состояния по Т. Гоббсу?

19. Признает ли существование врожденных идей Дж. Локк?

20. В чем суть определения монады в философии Г. Лейбницы?

21. Как оценивает Дж. Беркли понятие материи?

22. На какие два рода восприятия указывает Д. Юм?

23. В чем согласно Ж.-Ж. Руссо, состоит сущность общественного договора?

24. В чем И. Кант видит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?

25. В чем выражен категорический императив Канта?

26. Что выразил Гегель в утверждении чувства без разума нечто, разум без чувств ничто?

27. В чем существенное отличие человека от животного по мнению Л. Фейербаха?

28. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

29. Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?

30. Что К. Маркс понимает по родовой сущностью человека?

31. Что О. Конт под законом «трех стадий»?

32. Как Ж. П. Сартр понимает категорию свободы?

33. В чем отличие классической герменевтики от герменевтики Х. Гадамера?

34. Как определяет З. Фрейд бессознательное?

35. Что такое «Сверх-я» и как оно формируется?

36. Как К. Юнг определяет понятие архетипа?

37. Что такое «нормальная наука» наука в понимании Т. Куна?

38. В чем К. Поппер видит преимущества фальсификации научного знания над верификацией?

39. Как Д. Белл определяет «индустриальное общество»?

Содержание и форма промежуточной аттестации

Вопросы для экзамена

1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.

2. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

3. Проблемы метода в философии. Диалектика и метафизика.

4. Характерные черты учений милетской школы, Гераклита, атомистов, элеатов.

5. Учение Сократа.

6. Учение Платона.

7. Философия Аристотеля, ее место в античной философии.

8. Философия средних веков. Схоластика, номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.

9. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.

10. Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф. Бэкона.

11. Рационализм Р. Декарта.

12. Философия Б. Спинозы. Особенности его учения о субстанции.

13. Философия Г. Лейбница. Монадология.

14. Философия Просвещения.

15. Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм Д. Юма.

16. Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта.

17. Г. В. Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.

18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

19. Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм.

20. Философия постмодернизма.

21. Философия позитивизма и марксизма.

22. Структура диалектики, принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.

23. Парные категории диалектики, их методологическое значение.

24. Бытие и небытие как исходные философские категории, становление философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

25. Философское учение о формах бытия материи, движения, пространства и времени. Классификация основных форм движения.

26. Сознание. Происхождение сознания, сущность и основные особенности.

27. Познание, его сущность и цель. Чувственная и логические ступени познания, их содержание и формы.

28. Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии, методы и формы эмпирического и теоретического уровней познания.

29. Учение об истине. Истина и заблуждение. Диалектика абсолютной и относительной истины.

30. Философская концепция человека. Проблема антропосоциогенеза, соотношение биологического и социального в человеке.

31. Представление о сущности и предназначении человека в различных философских учениях.

32. Ценности, их роль в жизни общества и человека.

33. Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

34. Общество как подсистема объективной реальности.

35. Природа и человек.

36. Информационное общество. Глобальные проблемы современности.

37. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.

38. Культура как способ существования человека. Многообразие культур.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

9.1 Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М.: Проспект, 2009. 321 с.

2. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009. 412 с.

3. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008. 456 с.

9.2 Дополнительная литература:

1. Барулин В.С. Социальная философия: В 2-х ч.: Учебн. пособие для вузов. М.: МГУ, 1993.

2. Зотов А.Ф. Западная философия ХХ в. в 2-х т. Уч. пособие. – М.: ИНТЕРПРАКС, 2001.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2001.

4. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., Мысль, 2001.

5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2001.

6. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. М.: Академ. проект, 2004.

7. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

8. Философия: Учебник для вузов (под ред. Губина В.Д., Сидорина Г.Ю.). М.: Гардарики, 2004.

9. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада ХХ в. М., 1994.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

9.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

http://deja-vu4.narod.ru/Library.htm

http://www.libertarium.ru/libertarium/library

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

http://institutional.boom.ru/all.htm

http://www.russianparis.com/litterature/authors/philosophy.shtml

http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

http://books.atheism.ru/philosophy/

http://philosophy.allru.net/pervo.html

http://www.agnuz.info/library/books/filslov/main_ei.htm

www.psychosophia.ru/main.php?level=11

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, компьютер, мультимедиа проектор.

Компьютеры для самостоятельной работы студентов с электронными источниками и для выполнения работ по курсу.

Разработчики:

  Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин   (подпись) А. А. Краузе

Рецензенты:

Программа одобрена на заседании методического совета филиала

от «____» _____________ 201 __ года, протокол № ___.

 

Пермский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "ФИЛОСОФИЯ"

для направлений подготовки:

Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр

 

Пермь

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Формирование у студентов системы основных философских представлений, знакомство их с философскими концепциями прошлого и настоящего, понимание связи философии со специальными дисциплинами; формирование у студентов методологических и мировоззренческих ориентиров, целостного мировоззрения, свободного от односторонности, ценностных гуманистических принципов, активной жизненной позиции; умение сопоставлять различные варианты решения философских проблем, вырабатывать свою собственную позицию и ее аргументировать.

Изучение дисциплины направлено на формирование дискурсивного и аналитического мышления, навыков использования философских знаний в своей будущей профессии, умения реализовывать свой интеллектуальный потенциал при решении профессиональных задач.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина относится к базовой части цикла ГСЭ

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Для освоения дисциплины Философия студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплины История.

Освоение дисциплины Философия является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Политология, Социология, Культурология.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.

Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (л)      
Практические занятия (п)      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Курсовая работа (при наличии)      
Контрольная работа (при наличии)      
Другие виды самостоятельной работы      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.171 (0.213 с.)