Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема 3: необычные ощущенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во время медитации практикующие испытывают самые разные ощущения. Некоторые чувствуют зуд, другие — звон в ушах, глубокую расслабленность, чувство легкости, ощущение парения в воздухе. Вы можете почувствовать, что растете, или сжимаетесь, или поднимаетесь в воздух. Начинающие практики, испытывая подобные ощущения, часто приходят в сильное возбуждение. [Но не тревожьтесь, вряд ли вам скоро придется левитировать.] По мере того как достигается расслабление, нервная система просто начинает более успешно передавать сигналы ощущений. Через наш организм может протекать большой объем чувственных сигналов, ранее заблокированных, и вследствие этого становится возможным появление необычных ощущений. Подобное явление не предвещает ничего особенного. Это всего лишь ощущение. Поэтому просто применяйте обычную технику. Наблюдайте, как оно приходит и как уходит, не вовлекаясь в этот процесс.
Проблема 4: сонливость
Ощущать сонливость во время медитации вполне естественно. Вы становитесь очень спокойными и расслабляетесь. Предполагается, что происходит именно это. К сожалению, обычно мы переживаем это прекрасное состояние только тогда, когда засыпаем, и связываем его с процессом засыпания. Поэтому нет ничего странного в том, что в этом состоянии вас начинает клонить ко сну. Если вы замечаете, что это происходит, используйте внимательность, чтобы наблюдать само состояние сонливости. Сонливость обладает определенными свойствами и оказывает влияние на мыслительный процесс. Выясните, какое влияние. С состоянием сонливости связаны и определенные телесные ощущения. Установите их местонахождение. Такое осознавание, в основе которого лежит любознательность, прямо противоположно сонливости, оно легко развеет ее. Если этого не происходит, тогда можно предположить, что причина вашей сонливости связана с вашим физическим состоянием. Установите эту причину и работайте с ней. Может быть, причина в том, что вы только что сытно поели. Если вы собираетесь медитировать, лучше всего употреблять легкую пищу или подождать как минимум час после обильной еды. Также не упускайте того, что совершенно очевидно. Если вы целый день грузили кирпичи, естественно, вы устали. То же самое можно сказать и в том случае, если прошлой ночью вы спали всего пару часов. Позаботьтесь о физических потребностях своего тела, а затем медитируйте. Не поддавайтесь сонливости. Оставайтесь бодрствующими и внимательными, потому что сон и медитативное сосредоточение — диаметрально противоположные переживания. Вы обретаете новое прозрение не во сне, а только благодаря медитации. Если вам очень хочется спать, тогда сделайте глубокий вдох, задержите воздух как можно дольше, затем медленно выдохните. Сделайте еще один глубокий вдох, задержите воздух в легких как можно дольше и медленно выдохните. Повторите это упражнение, пока не согреется тело и не исчезнет сонливость. Затем возвращайтесь к дыханию.
Проблема 5: неспособность сосредоточиться
Чрезмерно активное, скачущее внимание — нечто такое, что время от времени переживает каждый человек. Работая с ним, обычно используют технику, о которой говорилось в главе об отвлечениях. Однако вам также следует знать, что существуют и внешние факторы, способствующие возникновению этого явления. И лучше всего бороться с ними с помощью простого соблюдения распорядка работы. В умственных образах есть некая удивительная сила: они могут оставаться в уме в течение довольно длительного времени. Все повествовательные виды искусства — это прямое манипулирование таким материалом, и если писатель хорошо выполнил свою работу, то созданные им характеры и образы окажут очень сильное и длительное влияние на ум. Если вы посмотрели лучший кинофильм года, последующая за ним медитации непременно будет наполнена образами этого фильма. Если вы с увлечением читаете роман «ужасов», в вашей медитации обязательно будут возникать всякого рода чудовища. Поэтому измените последовательность событий: сначала займитесь медитацией, а уж потом читайте книги или смотрите фильмы. Другой важный фактор — это ваше эмоциональное состояние. Если в вашей жизни есть серьезные споры и конфликты, волнения, связанные с ними, перейдут и в медитацию. Постарайтесь по возможности разрешить повседневные конфликты до начала медитации. Ваша жизнь будет течь ровно, и во время практики вы не станете заниматься бесполезными размышлениями. Но не надо пользоваться этим советом, чтобы уклониться от медитации. Иногда вам не удается разрешить тот или иной вопрос до начала медитации. Тогда просто продолжайте практику и, как бы там ни было, медитируйте. Используйте медитацию для того, чтобы освободиться от всех эгоцентрических установок, из–за которых вы попадаете в ловушку собственных ограниченных взглядов. После этого ваши проблемы можно будет решить гораздо легче. Кроме того, бывают такие дни, когда кажется, что ум никогда не успокоится, но каких–то видимых причин для этого как будто бы нет. Помните о циклических переменах, о которых мы говорили раньше. Медитация идет циклами: бывают хорошие дни, а бывают и плохие. Медитации Випассаны — это прежде всего упражнение в осознании. Опустошение ума не так важно, как внимательность к тому, что делает ум. Если вы пришли в ярость и никак не можете выйти из этого состояния, просто наблюдайте. Для вас это важнее всего. В результате вы сделаете еще один шаг вперед в вашем странствии, предпринятом ради того, чтобы исследовать самих себя. Прежде всего не падайте духом из–за пустой болтовни, безостановочно идущей в вашем уме. Эта болтовня — просто еще одно явление, к которому следует относиться внимательно.
Проблема 6: скука
Трудно вообразить более скучное по своей сути занятие, чем спокойное сидение в течение целого часа, когда вы ничего не делаете, а только чувствуете, как воздух входит в ноздри и выходит из них. Во время медитации вы не один раз будете испытывать скуку. Скуку испытывают практически все практикующие. Скука — это состояние ума, и в качестве таковой ее и надо воспринимать. Преодолеть ее вы сможете с помощью нескольких простых приемов:
Тактика А: восстановление подлинной внимательности.
Если постоянное наблюдение дыхания кажется вам весьма нудным занятием, вы можете быть уверены в одном: вы перестали наблюдать процесс с истинной внимательностью. Внимательность никогда не вызовет скуку. Посмотрите еще раз. Не заявляйте заранее, что вы знаете, что такое дыхание. Не считайте само собой разумеющимся, что вы уже увидели все, что нужно увидеть. Если вы так считаете, вы осмысляете процесс дыхания, а не наблюдаете его живую реальность. Если вы сохраняете четкую внимательность к дыханию, если вы действительно внимательны к чему–либо, скуки никогда не будет. Внимательность смотрит на все глазами ребенка, с чувством удивления. Внимательность воспринимает каждую секунду, как если бы она была первой и единственной секундой во Вселенной. Поэтому начните процесс наблюдения снова.
Тактика Б: наблюдение состояния своего ума
Посмотрите на свое состояние скуки внимательно. Что такое скука? Где находится эта скука? На что похоже это чувство? Каковы его умственные составляющие? Связана ли скука с каким–то физическим ощущением? Как она воздействует на ваш мыслительный процесс? Окиньте скуку свежим взглядом, как будто бы вы никогда раньше не переживали этого состояния.
Проблема 7: страх
Иногда во время медитации без всякой видимой причины возникает… чувство страха. Это обычное явление, и у него может быть множество причин. Возможно, вы переживаете воздействие чего–то, давно подавленного. Помните, мысли сначала возникают в бессознательном. Эмоциональное содержание мысленного комплекса зачастую просачивается в ваше сознание задолго до того, как эта мысль выходит на поверхность. Если вы будете медитировать невзирая на страх, само воспоминание может выйти на поверхность, а уж там вы сумеете его преодолеть. Или, может быть, вы имеете дело непосредственно с тем страхом, которого мы все опасаемся, — со «страхом неведомого». На одном из этапов вашей практики медитации вас поразит серьезность того, то вы действительно делаете. Вы разрушаете стену иллюзии, которую всегда использовали, чтобы объяснять жизнь и ограждаться от яркого света реальности. Вы близки к тому, чтобы встретиться лицом к лицу с конечной реальностью. Это страшно. Но в конечном счете это необходимо сделать. Идите вперед и погрузитесь прямо в переживание. Третья возможность: страх, который вы чувствуете, может быть порожден вами самими. Возможно, он возникает из неумелого сосредоточения. Вы могли бессознательно установить программу «посмотрим, что случится». Таким образом, при возникновении какой–нибудь внушающей страх фантазии сосредоточение замыкается на ней, и фантазия питается энергией вашего внимания и вырастет. Реальная проблема здесь состоит в том, что у вас слабая внимательность. Если бы внимательность была хорошо развита, она тотчас же заметила бы это переключение внимания и действовала бы в этой ситуации как обычно. Неважно, что вызывает у вас страх, — внимательность исцелит его. [Наблюдайте страх таким, как он есть. Не привязывайтесь к нему. Просто наблюдайте, как он возникает и как он растет. Изучайте его воздействие. Вы увидите, какие чувства он у вас вызывает, как воздействует на ваше тело. Если вы обнаружите, что перед вами встают леденящие душу фантастические образы, следите за ними внимательно. Наблюдайте образы как образы, воспоминания как воспоминания.] Наблюдайте за возникающими наряду с ними эмоциональными реакциями, принимайте их такими, какие они есть. Отстранитесь от процесса, не вовлекайтесь в него. Относитесь к динамике процесса, как если бы вы были заинтересованным, но сторонним наблюдателем. Самое важное — не бороться с ситуацией. Не пытайтесь подавлять воспоминания, чувства или фантазии. Просто сойдите с пути, пусть вся эта мешанина выйдет на поверхность и проплывет мимо. Она не может причинить вам вреда. Это просто воспоминание, просто фантазия. Это всего лишь страх. Если вы дадите страху возможность идти своим путем в сфере сознательного внимания, он более не будет погружаться в бессознательное. Он не вернется вновь, не будет преследовать вас. Он уйдет по–хорошему.
Проблема 8: возбуждение
Часто за беспокойство мы принимаем более глубокие переживания, скрытые в сфере бессознательного. Мы, люди, весьма искусно подавляем свои мысли и чувства. Вместо того чтобы встретиться лицом к лицу с какой–либо преследующей нас неприятной мыслью, мы пытаемся ее скрыть. Мы не хотим иметь дело с проблемами. Но, к несчастью, как правило, нам это не удается, по крайней мере, не всегда удается. Мы скрываем эту мысль, но умственная энергия, которую мы используем, чтобы ее скрыть, накапливается внутри и бурлит. В результате возникает то чувство неприятного неудобства, которое мы называем волнением или беспокойством. Нет ничего реального, ничего определенного, но вы не чувствуете себя спокойно. Вы не можете чувствовать себя свободно. Если такое чувство неудобства возникает во время медитации, просто наблюдайте его. Не допускайте, чтобы оно управляло вами, не вскакивайте, не убегайте. Но и не боритесь с этим состоянием, не пытайтесь его прогнать. Просто позвольте ему оставаться с вами и внимательно его наблюдайте. Тогда подавленный материал в конце–концов сможет проявиться и вы поймете, что вас тревожило. Неприятное переживание, встречи с которым вы пытались избежать, может быть любым. Это может быть чувство вины, жадность или какие–то проблемы. Это может быть едва заметная боль, легкое недомогание или приближающаяся болезнь. Что бы это ни было, пусть возникает, а вы лишь внимательно его наблюдайте. Если вы будете просто сидеть и наблюдать свое волнение, оно неизбежно пройдет. Если вы будете продолжать сидеть невзирая на беспокойство, это будет небольшим прорывом в вашей практике медитации. Это многому вас научит. Вы обнаружите, что на самом деле возбуждение — это довольно поверхностное состояние ума. По существу оно мимолетно. Оно приходит и уходит. Оно не имеет никакой реальной власти над вами. И из этого опять–таки можно извлечь пользу в повседневной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.01 с.) |